Сегодняшнюю сессию Верховного Совета, радикально обновлённого год назад, смело можно назвать юбилейной – она 15-я по счёту под руководством присланного в Хакасию политика федерального масштаба Сергея Михайловича Сокола.
Да, да, именно так! Пишу эти строки без всякой иронии. У человека, который фактически скинул с хакасского политического Олимпа многоопытного и верного республике аксакала, чётко прослеживаются все признаки федерального назначенца. Об этом кричали его предвыборные плакаты, двигал в Хакасии его лично Андрей Турчак (тогда генсек «Единой России). А разработанную Соколом стратегию развития Хакасии до 2035 года без вопросов поддержали на уровне Виктории Абрамченко (тогда вице-премьер российского правительства).
На выборы Сергей Михайлович год назад шёл со своей командой, составленной из местных профессионалов, которые в итоге заняли тогда все главные кабинеты на третьем этаже правительственного здания в Абакане.
Прошёл год. Сергей Сокол и его команда проводят уже 15 сессию Верховного Совета. Самое время подвести предварительные итоги проделанной работы. Неоценимую помощь в этом может оказать сайт республиканского парламента, где по давней хорошей традиции в открытом доступе размещаются все решения законодателей, а также повестки дня сессий, законопроекты и прочие рабочие материалы.
Так, благодаря сайту, можно узнать, что ровно за год работы депутаты восьмого созыва Верховного Совета под руководством Сергея Сокола рассмотрели 215 вопросов. Кажется, это много. Но, если внимательно присмотреться, можно выяснить - больше половины из этих решений носят строго организационный характер и не являются законами. К числу таких вопросов относятся решения о кадровых назначениях в президиум, назначениях в парламентские комитеты и секретариат, о рассмотрении кандидатур судей, заслушивание многочисленных отчётов и докладов, внесение изменений и дополнений в устаревшие постановления и так далее.
Если говорить строго о законодательной работе, то за 12 месяцев со дня выборов обновлённый Верховный Совет рассмотрел и принял 89 законов. Здесь также стоит иметь в виду, что инициировать принятие законов в Хакасии может не только законодательный орган, но и правительство республики, органы местного самоуправления и даже прокуратура.
Как следует из данных, размещённых на сайте Верховного Совета, из принятых им 89 законов почти половина (42 закона) были разработаны не депутатами, а как раз правительством Валентина Коновалова. Таким образом на долю законотворчества чисто хакасского парламента приходится всего 47 законов. При этом также стоит учесть, что из указанных 47 законов, сразу 20 законопроектов были направлены сугубо на то, чтобы привести республиканское законодательство в соответствие федеральному. Т.е. Верховный Совет просто вносил в уже имеющиеся местные законы изменения, принятые на уровне России.
В сухом остатке имеем 27 новых законов, которые депутатский корпус под руководством Сергея Сокола может с полным правом поставить в заслугу исключительно себе. Наиболее важные и масштабные из них (на мой личный взгляд): это закон, ужесточающий торговлю пивом в «наливайках» и законодательная попытка установить оплату за вывоз ТКО в республике, исходя из его фактического объёма, а не по усреднённым тарифам.
Что ещё? Пролоббированный лично Соколом закон о статусе столицы Хакасии получился спорным: финансовой самостоятельности Абакану он добавил, но в ущерб остальным территориям республики. Из прочего в заслугу Верховному Совету за минувший год также можно поставить обращение в правительство России за финансовой помощью на 9 млрд рублей и совершенствование мер поддержки участникам СВО и их семьям.
Как видно, достигнутые на сегодняшний день результаты команды Сокола в Хакасии пока никак не вяжутся с теми громогласными обещаниями, которые год назад звучали с высоких трибун.
Всего 27 законодательных инициатив за 12 месяцев работы – очень скромный результат для политика федерального масштаба, вставшего у руля хакасского парламента. И это в сравнении с прежним составом Верховного Совета. Сейчас и руководить Соколу никто не мешает: из 50 депутатов 34 - верные ему единороссы, ещё 2 депутата – лояльные ему тоже соколы из ЛДПР. Формально оппозиционных коммунистов в парламенте всего 14 человек. Да и то, одного из них – Григория Назаренко Сергей Михайлович мудро сделал своим заместителем, хотя и на освобождённой основе. Здесь стоит напомнить, что Владимиру Штыгашеву последние годы приходилось управлять парламентом, который насчитывал не 3, как сейчас, а сразу 6 депутатских фракций. И где буквально каждое решение приходилось принимать путём сложных компромиссов, а иногда и политического торга.
При всём при этом политик федерального масштаба Сергей Сокол назначил себе сразу 5 заместителей. Из них только один совмещает эту работу с должностью главы парламентского комитета. У Штыгашева было всего 3 зама, двое из которых одновременно руководили комитетами. Также новый спикер создал в парламенте ещё один дополнительный комитет по молодёжной политике, туризму и физкультуре. Таким образом, штат депутатов на приличной зарплате при Соколе вырос до 13 человек (при Штыгашеве было 11).
С подачи политика федерального масштаба при Верховном Совете Хакасии появились и многочисленные экспертные Советы, которые заслуживают отдельного внимания. Пока же однозначно можно сказать, что содержание хакасского парламента с командой Сокола для налогоплательщиков стало обходиться намного дороже, чем год назад.
Примечательно, что руководить региональным парламентом Сергей Сокол уже пытался. В Иркутской области он почти 2 года возглавлял местное Законодательное Собрание, но досрочно сложил с себя полномочия в связи с переходом в Государственную Думу РФ.
В Хакасии у политика федерального масштаба осталось 4 года работы в Верховном Совете. До очередных выборов в Государственную Думу и того меньше – всего 2 года остаётся. Здесь я ни на что не намекаю.
Михаил Валов, политический обозреватель 19rusinfo.ru
P.S.
Напомним, попавшие в серую зону расходы спикера Сокола проверит МинфинРХ . Обращение на имя главы Хакасии от депутата Верховного Совета РХ Татьяны Янусик возымело действие. Минфин проводит проверку законности и эффективности использования денежных средств республиканского бюджета РХ, направленных на обеспечение деятельности за время работы Верховного Совета восьмого созыва, направлено в Министерство финансов республики.
Министерством назначено внеплановое контрольное мероприятие в Верховном Совете (приказ от 01.10.2024 № 181-од).
Информация о результатах контрольного мероприятия будет известна к середине ноября.
Комментарии