Боевые действия на Украине в стратегии Москвы уже отошли на второй план, она готовится противостоять объединенному Западу
Администрации Байдена приходится решать много проблем, когда дело доходит до России. И даже сейчас, когда война в Газе отвлекла внимание от поражений на Украине, выдохлось провальное контрнаступление украинцев, оплаченное НАТО и принесшее почти 100% потерь среди задействованной техники и людей.
Россия заняла наступательную позицию. Первые выводы с поля боя: за первые несколько недель атаки она добилась больших успехов, чем Украина за пять месяцев наступления. Хуже того, U.S.News & World Report недавно опубликовал рейтинг самых мощных вооруженных сил мира, и Россия потеснила в нем США, заняв первое место.
В такие времена Белый дом обращается к политтехнологам. И в штате Белого дома нет никого более ловкого в искусстве риторики, чем представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби.
Как отметил Кирби, Россия, похоже, пошла в атаку, начав новое наступление на востоке Украины «по нескольким направлениям», в том числе в районе Авдеевки, Лимана и Купянска. По словам Кирби, это наступление «не было неожиданностью. Мы наблюдали, как оно готовилось и приближалось. И мы предупреждали, что президент Путин все еще намерен завоевать Украину, и мы работаем над тем, чтобы у Украины была техника, необходимая для защиты территорий.»
В июне 2022 года у Кирби была другая песня. Тогда он заявлял:
«Они [Украина] получают все, что мы можем им послать, и так быстро, как только возможно. Мы будем помогать вооруженным силам Украины защищаться и пытаться вернуть территории, особенно на юге и на востоке — те, которые они сейчас пытаются вернуть.»
Сейчас уже нет разговоров о возврате территорий. Вместо этого Кирби подчеркнул, что новый пакет мер поддержки, ориентированный на противовоздушную оборону, противотанковые ракеты и артиллерийские боеприпасы, позволяет Украине «держаться и держать оборону против этого наступления, успешно отражая российские танковые колонны» в районе Авдеевки.
«Это динамичный конфликт, — сказал Кирби, — и нам нужно помнить, что Россия все еще сохраняет некоторый наступательный потенциал и, возможно, добьется некоторых тактических успехов в ближайшие месяцы».
Разница между «Украина вернет себе потерянные территории» и «Россия перешла в наступление и может добиться некоторых тактических успехов» так велика, что ее нельзя просто сбросить со счетов.
Что-то происходит между Россией и Украиной, и поэтому Кирби отчаянно пытается подготовить американскую аудиторию к неким серьезным изменениям на поле боя, исключительно благоприятным для России.
После провального контрнаступления
Попытка минимизировать эти успехи, назвав их «тактическими», не меняет того факта, что они достигнуты после неудачного контрнаступления, которое пользовалось военной и экономической поддержкой США, НАТО и Евросоюза.
Нельзя списать на «тактику» то, что от широкомасштабного контрнаступления с целью вернуть частично, если не в полном объеме, аннексированные Россией территории произошел переход к оборонительной позиции, при которой ожидается, что Россия захватит еще больше территорий. Это стратегический сдвиг, который вполне может отражать окончательную траекторию обеих сторон конфликта.
Владимир Трухан — полковник запаса Российской армии Центрального военного округа России, недавно вернувшийся с фронта специальной военной операции. Он говорит, что ситуация на поле боя намного хуже для Украины, чем описал Кирби.
В обширном интервью в моем подкасте «Ask the Inspector» Трухан отметил, что в Авдеевке россияне ищут не «тактических достижений», а, скорее, стремятся к оперативному контролю над полем боя, где предполагается создать полукотёл и повторить сценарий «мясорубки» — такой же, как в Бахмуте и вокруг него в начале 2023 года.
При этом окружение Авдеевки не является целью. Задача России — поставить украинское командование перед дилеммой, в которой оставление Авдеевки может привести к падению морального духа среди украинских солдат, а пребывание там означает массовые человеческие жертвы из-за трудностей, связанных с усилением гарнизона.
В Бахмуте российской армии удалось уничтожить, ранить и взять в плен более 70 000 украинских солдат, что примерно соответствует числу военнослужащих, отобранных и обученных НАТО для контрнаступления.
Попытки удержать Авдеевку могут оказаться фатальными для всей украинской обороны, поскольку резервные силы Украины исчерпаны, и она вынуждена перебрасывать войска из других мест на линии соприкосновения, создавая тем самым дополнительные возможности наступления для российских солдат.
Кирби назвал Купянск еще одной областью, где Россия может добиться некоторых «тактических» успехов. Битва под Купянском — проявление российского оперативного искусства. Это пример того, как Россия сумела воспользоваться нехваткой украинских кадров на передовой и начала наступательные операции на участках, где украинские силы были сокращены, чтобы обеспечить дополнительные кадры для наступления на юге.
Еще один полукотел
В Купянске Россия стремится создать еще один полукотел, новую «мясорубку» а-ля Бахмут, которая вынудит Украину либо отступить, либо ввести войска, которых у нее нет, открывая еще один участок фронта для российского наступления.
И такой цикл будет повторяться до тех пор, пока не наступит общий коллапс сил Украины по всей линии соприкосновения.
Но это не самое важное, что происходит в Купянске. Разгром украинского контрнаступления в Запорожье, бои в полукотлах Бахмута и Авдеевки шли на территории, на которую претендовала Россия и, таким образом, работали на цель, которую обозначил президент Владимир Путин — освобождение всей русской земли. В отличие от них, Купянск — однозначно украинская территория, часть Харьковской области.
Хотя после вывода войск осенью 2022 года Россия сохраняла военное присутствие в Харьковской области, оно должно было обеспечить безопасность севера Луганской Республики, а не служить плацдармом для российской наступательной операции.
Как отмечает Трухан, если бы Украина стремилась к мирному урегулированию конфликта, Россия бы вывела войска с украинской территории. Поскольку Украина решила продолжать боевые действия, Россия перешла в наступление.
Таким образом Москва сигнализирует, что ради обеспечения безопасности этнических русских на территории восточной Украины Россия начнет действия, в результате которых Украина может потерять еще пять областей.
Это новый критический перелом, который имеет в украинском конфликте стратегическое значение.
Джон Кирби может пытаться называть российское наступление в Купянске всего лишь «тактическим» успехом. Но на самом деле, оно кардинально меняет ситуацию.
В топе военного рейтинга
Сосредоточившись на СВО, Кирби не видит леса за деревьями. А US News & World Report — видит.
Если верить Кирби и западным СМИ, вооруженные силы России якобы понесли ужасающие потери, что привело к параличу фронта из-за низкого боевого духа, неэффективного руководства и недостаточного обеспечения. Однако при этом каким-то образом Россия превзошла армию США, которую называют самой мощной в мире.
Эта расстановка сил не только опровергает представление о некомпетентности России в конфликте с Украиной, но и отражает реальность, которую Запад в основном игнорирует: Россия успешно ведет СВО, одновременно увеличивая действующую армию от 900 тысяч до 1,5 миллиона солдат, матросов, летчиков и морской пехоты.
Все это требует не только интенсивного набора на службу одновременно с продолжением боевых действий на Украине, но и серьезной работы российского военно-промышленного комплекса. Перед ним стоит задача поставки оружия российским войскам, которые ведут бои против Украины, а также оснащение и материально-техническое обеспечение дополнительных сил численностью в 600 000 человек.
Новые люди в униформе, плюс 300 000 мобилизованных резервистов и 300 000 добровольцев СВО — итого на 1,2 больше кадров в боевой готовности, в то время как НАТО сообща с трудом формирует 300 000 сил быстрого реагирования, а в США набирается только 15 000 рекрутов, что явно не дотягивает до заявленной цели в 60 000.
Комиссия Конгресса США по стратегическому положению недавно опубликовала окончательный отчет, в котором говорится, что Соединенным Штатам необходимо резко нарастить численность вооруженных сил.
Что для этого сделать, помимо выделения денег, даже не обсуждается. Но учитывая тот факт, что армия США не способна набрать достаточно людей для поддержания нынешней структуры сил, даже скромное увеличение на 150 000 человек выглядит как «миссия невыполнима».
Что касается набора и содержания новых воинских формирований, полковник Трухан указал на реальное значение действий России. Он отметил, что наращивание военного потенциала России имеет больший приоритет, чем боевые операции в театре военных действий в зоне СВО.
Все это означает, что пока коллективный Запад — США, НАТО и Евросоюз — изо всех сил пытается поддержать усилия Украины, Россия перехватила стратегическую инициативу, даже отодвинув СВО на второй план.
Первостепенная задача России — создать армию, способную противостоять объединенным силам Запада и разгромить их. Это подразумевает создание новых подразделений, оснащенных современной техникой и обеспеченных продукцией российской оборонной промышленности.
Между тем Запад с трудом пытается превратить армию, существующую по большей части на бумаге и в воображении ее руководителей, в нечто, способное принять участие в крупномасштабной наземной войне в Европе.
Сегодня российская армия испытана и закалена в боях. За более чем 600 дней боев она на собственном горьком опыте усвоила немало уроков тактики и оперативного искусства.
Тем временем армия коллективного Запада с трудом выбирается из казарм, она организована и экипирована по устаревшим стандартам времен «до СВО». В случае крупномасштабного сражения она вряд ли продержится две недели.
Джон Кирби может сколько угодно подтасовывать факты, ему не скрыть реальность: Россия выигрывает в столкновениях на Украине, а ее военный потенциал превосходит силы США и НАТО. Благодаря Владимиру Трухану мы можем получить некоторое понимание того, что такое российская армия. Это понимание подтверждает выводы US News & World Report — именно Россия, а не США, обладает самой мощной армией в мире.
Автор: Скотт Риттер (Scott Ritter) — отставной офицер разведки Корпуса морской пехоты США. Служил в Советском Союзе, участвуя в реализации договоров по контролю над вооружениями, в Персидском заливе во время операции «Буря в пустыне» и в Ираке, наблюдая за ликвидацией ОМУ. После вторжения США в Ирак в марте 2003 года Риттер выступил против войны. Он продолжает делать это сегодня, предлагая свой критический анализ американской внешней политики и политики в сфере национальной безопасности.
Оригинал статьи
Комментарии