«Красные линии» Москвы открыли Варшаве дорогу к аннексии Украины
Польша рассматривает вопрос установления контроля над Западной Украиной через размещение там своих войск, заявил на совещании, которое Владимир Путин провел с постоянными членами Совета безопасности РФ, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. По его словам, к Варшаве приходит осознание того, что поражение Киева — вопрос времени.
«В этой связи у польского руководства усиливается настрой на то, чтобы ввести контроль на западных территориях Украины путем размещения там своих войск», — сказал Нарышкин. Один из вариантов — реализовать эти планы «как исполнение союзнических обязательств в рамках польско-литовско-украинской инициативы в сфере безопасности», так называемого Люблинского треугольника. «Нам представляется, что за этими довольно опасными планами польского руководства надо внимательно следить», — резюмировал директор СВР.
Интересно, в каком статусе поляки могут зайти на территорию Украины? Как войска Польши, то есть НАТО? Или это будут не солдаты, а полицейские? Вообще, надо ли заходить? Ведь польских наемников и так полно на Украине. Стоит отметить, что Нарышкин постоянно, с первых дней СВО, говорит о перспективах вторжения поляков в западные области Украины. Это прямо любимая тема. Если он уверен, что это произойдет, то, наверняка, знает, когда?
— Вполне вероятно, что Сергей Нарышкин в силу своей профессии располагает секретной информацией, свидетельствующей о наличии у Варшавы подобных планов, — считает доцент Академии труда и социальных отношений, кандидата политических наук Павел Фельдман. — Тема грядущего польского вторжения на Украину педалируется в публичном информационном пространстве достаточно давно, однако до сих пор в открытых источниках нет прямых доказательств этому. Если подобный сценарий и будет в отсроченной перспективе реализован, то только в случае полного краха украинской государственности. Варшава плотно сидит на игле финансовых дотаций ЕС и вряд ли может позволить себе интервенцию в страну, находящуюся под прямым протекторатом Брюсселя и Вашингтона. Если она пойдет на подобный шаг, то коллективный Запад немедленно обвинит ее в «разделе Украины с Россией». Наконец, гипотетический заход польской армии на украинскую территорию поднимет риск прямого столкновения между РФ и НАТО на недопустимо высокий уровень. Это сейчас никому не нужно.
«СП»: По словам Нарышкина, один из вариантов — реализовать эти планы «как исполнение союзнических обязательств в рамках польско-литовско-украинской инициативы в сфере безопасности», так называемого Люблинского треугольника. О чем речь?
— Речь идет о некоммерческой организации, созданной в 2020 г. Украиной, Польшей и Литвой для углубления их военно-политической и экономической интеграции. Помимо типичной для западных НКО псевдогуманитарной деятельности, Люблинский треугольник занимался подготовкой военизированных формирований. В частности, им был создан литовско-польско-украинский корпус, который по некоторым оценкам насчитывает 20−25 тыс. бойцов. До настоящего момента в зоне СВО он себя никак не проявил. О его боевых качествах и перспективах использования судить сложно. Возможно, это подразделение скоро будет использовано для оживления застопорившегося украинского контрнаступления.
«СП»: В каком статусе могут ввести войска? В прошлом году Рада приняла закон, уравнивающий права украинцев и поляков. Последним даже разрешили работать в силовых структурах, директорами стратегических предприятий. Что и это значит? Будут ли поляки считаться законной властью?
— Украина уже отдала часть своего суверенитета Польше в знак благодарности Варшаве за колоссальную военную и политическую поддержку. Достаточно сказать, что практически все западное оружие, поступающее Зеленскому, транспортируется транзитом через польскую территорию. После завершения горячей фазы конфликта с Россией киевское руководство мечтает перейти к небывало глубокой интеграции с поляками вплоть до фактического стирания границ. Подобные взаимосогласованные планы лишний раз указывают на то, что Варшаве нужна вся территория Украины с полноценным выходом к Черному и Азовскому морям, а вовсе не восемь Западных областей, экономика которых лежит в руинах. Если подобный интеграционный проект будет реализован, то Польша станет одной из наиболее могущественных европейских стран, ведь в ее руках окажется уникальный транспортный коридор от Балтики до Черного моря. Это дополнительный аргумент в пользу того, что Варшаве гораздо выгоднее поддерживать Киев со стороны, помогая ему вернуть утраченные территории, нежели оккупировать бесполезную Западную Украину.
— Польша обязательно попытается поживиться территориями Украины, но это не вопрос текущего года. Возможно, даже и не следующего, — уверен политолог Андрей Милюк. — Еще до начала СВО было ясно, что вынужденный мир, обеспечиваемый ядерным оружием, тяготит страны НАТО. И главная интрига будущей войны: как создать условия для управляемого конфликта? Когда прямое столкновение российской армии с войсками одной из стран блока не приведет к обмену ядерными ударами.
Благодаря блистательным успехам нашей дипломатии, таковые условия фактически сложились. Последовательно отодвигая «красные линии», Кремль дал понять, что готов прогнуться насколько угодно, если продавливать постепенно. Обстрелы территории «старых» российских регионов западным оружием — реальность. Участие в конфликте регулярных войск стран Запада под видом добровольцев — тоже. Следующий шаг — официальное введение ограниченного контингента на Западную Украину (повод придумайте по своему вкусу — сойдет любой).
Поначалу, формально не участвуя в боевых действиях, а занимаясь, допустим, охраной порядка, очень скоро эти войска втянутся в полноценные вооруженные столкновения. И пока военные формирования продолжат сдерживать наступление России на фронте, полицейские в тылу будут осуществлять контроль над территорией, а по факту — готовить ее к присоединению к Польше.
«СП»: А как местное население к этому отнесётся? Будет встречать цветами?
— Вряд ли протесты местного населения будут что-то значить в военное время, а потом особо буйных можно интернировать.
Среди поляков сильны идеи реваншизма. Они готовы забрать земель столько, сколько получится «унести». Осуществить это возможно только при официальном вводе на территорию Украины крупных польских соединений. Сценарий, который позволяет это сделать, описан, и он уже начинает исполняться.
Таков путь «красных линий», и он будет пройден со временем. Пусть и не сразу. Для этого украинская армия должна дойти до крайней степени деградации, а российская дипломатия — смириться с навязываемыми ей условиями.