Экс-глава Казахстана Нурсултан Назарбаев вместе со своими ближайшими родственниками пропал из базы налогоплательщиков республики. При этом недавно он встречался с президентом России Владимиром Путиным в Ново-Огарёве. А в это время Казахстан, который давно вращается в орбите Запада, позабыв, кто не позволил свергнуть три года назад действующий режим, к чему-то явно готовится — укрепляет границы с нашей страной. Стоит ли ожидать открытия "второго фронта" в Казахстане, читайте в материале Царьграда.
В соседней республике, как и в России, каждому гражданину присваивается "налоговый номер" ИИН — индивидуальный идентификационный номер. По этим данным можно "пробить" физическое или юридическое лицо в базе данных Комитета государственных доходов. Однако с недавних пор там нет информации по бывшему президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Кроме того, исчезли сведения о его дочерях Дариге и Динаре, а также о зяте Тимуре Кулибаеве. Это один из крупнейших предпринимателей республики, который контролирует АО "Холдинговая группа "Алмэкс", а через неё — банковский сектор РК.
Пробить по базе можно любого гражданина республики//Скриншот страницы сайта kgd.gov.kz/ru
При этом другие родственники первого президента республики в базе присутствуют. Казахские СМИ, связанные с западными фондами, забили тревогу — мол, это всё сделано, чтоб скрыть коррупцию, в которой замешаны родственники бывшего президента. В частности, на отсутствие бывшего елбасы (в пер. с казахского — "национальный лидер") в базе данных КГД обратила внимание главный редактор портала "Орда" Гульнара Бажкенова. Она активно работает с фондами Сороса, не скрывает своей подчёркнуто проукраинской позиции и даже брала интервью у Зеленского. Царьград о ней уже рассказывал.
Что это значит? Является ли это случайностью? Или же дело в том, что налоговая база попросту скрывает данные о самых влиятельных и богатых людях страны? КГД, конечно, молчит, но кто же ещё мог иметь доступ к такой информации, если не представители власти, и насколько они могут манипулировать данными для своих личных интересов?
— переживает Баженкова.
Её позицию подхватили другие СМИ, связанные с агентами влияния. Якобы елбасы сбежал их Казахстана, недаром же он недавно встречался с Путиным. Стало быть, договаривался на домик в Ростове — напротив Асада и Януковича.
Назарбаев действительно 13 декабря провел встречу в Ново-Огарёве с президентом России Владимиром Путиным. Об этом опубликована официальная информация на сайте Кремля, но она очень куцая — встретился и всё, без подробностей.
Путин всегда подчёркивал, что с большим уважением относится к Назарбаеву//Скриншот: Kremlin.ru
В пользу версии побега Назарбаева и его семьи в Россию оппозиционные СМИ Казахстана приводят данные из закона об индивидуальных идентификационных номерах. Одна из причин, по которой человек может лишиться номера, — это переезд на ПМЖ в другую страну.
ИИН в Казахстане аннулируется после отъезда в другую страну на ПМЖ//Скриншот страницы сайта adilet.zan.kz
А что произошло на самом деле
Впрочем, есть и куда более удобоваримое объяснение таинственному исчезновению ИИН Назарбаева и его семьи. Дело в том, что недавно парламент Казахстана принял поправку в Закон о государственных секретах. Документ лёг на стол президенту Касым-Жомарту Токаеву и пока не подписан. Подпись главы республики засекретит не только данные о действующих первых лицах государства, но информацию о личной жизни бывших правителей, а также их родственников.
Видимо, принципиально вопрос уже решён, а в Комитете государственных доходов побежали впереди паровоза и, решив не дожидаться токаевской подписи, заблокировали данные на сайте. Другое дело, непонятно, почему остальные родственники Назарбаева по-прежнему в базе? В частности, там остались данные о младшей дочери экс-президента Алие Назарбаевой и внуках.
Алия Назарбаева является кинопродюсером и пишет сценарии//Скриншот страницы сайта "Кинопоиск"
Ключевой пункт поправки — запрет на разглашение информации о родственниках. Это в равной степени важно Назарбаеву и Токаеву. За защиту государственных секретов отвечает президент, а значит, эти данные будут скрыты как минимум на время правления Токаева,
— отмечает политолог Димаш Альжанов.
Пассионарного толчка не случилось
Однако закрытие данных может свидетельствовать о желании политической элиты Казахстана отгородить себя от возможных информационных атак при попытке раскачать ситуацию в республике.
Впрочем, надо признать, что власти Казахстана сами создали ситуацию с появлением условий, которые будут "шатать режим". Особенно это заметно в последнее время. При Назарбаеве, несмотря на характерную для постсоветских лидеров "многовекторность", республика была ориентирована на Россию. По сути, именно он был автором идеи евразийской интеграции, помог добиться успеха в создании ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза.
Я был до глубины души поражён событием, произошедшим в 1994 году в Московском государственном университете. Посреди хаоса и распада 1990-х президент недавно созданной республики, самой крупной после России среди стран СНГ, Нурсултан Абишевич Назарбаев провозгласил концепцию Евразийского союза. Это было как гром среди ясного неба,
— вспоминает эти события автор книги "Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева", философ и автор "Русского мира" Александр Дугин.
Назарбаев был автором концепции ЕврАЗэСа//Коллаж: посольство Казахстана в России
Между тем евразийская идея, которая 30 лет назад вдохновила на создание единого экономического, культурного и даже военного (ОДКБ) пространства, так и не смогла заставить наши страны дышать в унисон. Но сейчас Назарбаев уже давно лишь почётный пенсионер, а в республике сменились векторы.
Запад затянул петлю вокруг Казахстана
Огромную долю топливно-энергетического комплекса страны контролируют западные компании. Они держат за горло экономику, а следовательно — диктуют и то, какой должна быть идеология. Естественно, подчёркнуто антирусской. Для этого работают прикормленные иностранными грантами вузы, общественные организации, языковые школы, СМИ и так далее.
Например, Лондон активно действует в Средней Азии через "Британский совет" (British Council), через который финансируется множество образовательных программ. Их партнёрами выступают порядка 60 университетов в регионе, а участниками стали уже 65 тыс. человек.
Казахстан находится во многом в орбите Англии//Скриншот страницы сайта British Council
Кроме того, фонд реализует программу Chevening. Это классическая британская схема, до автоматизма отработанная в "туземных государствах" со времён Ост-Индской компании. Всё просто: молодые, подающие надежды лидеры из стран СНГ учатся в Британии. Там они круглыми сутками маринуются "правильными, т.е. демократическими" ценностями, питаются витаминами "передовых идей" — и уже в пробковых шлемах возвращаются оттуда, чтобы впоследствии занять ключевые посты и продвигать политику США и Европы на родине.
"Британский совет" реально занимается терроризмом. Именно благодаря его действиям в том числе проводились разного рода цветные революции на территории разных стран. И то, что "БС" и его люди, находящиеся в Лондоне и не только, пытаются установить взаимодействие с предателями нашей страны, говорит о том, что "Британский совет" надо признать террористической организацией со всеми вытекающими отсюда последствиями,
— считает депутат Госдумы Андрей Луговой.
За время работы программы, она, в отличие от евразийских интеллектуальных проектов, принесла немало пользы своим бенефициарам. Несмотря на то что совсем недавно Россия де-факто спасла Казахстан от "мамбето-майдана" (беспорядки января 2022 года, которые так называли из-за "мамбетов" — жаргонное название агрессивных молодчиков из провинции, русский аналог — "гопники"), республика всё дальше дрейфует от Азии к Европе.
Несколько характерных примеров:
- на пограничных пунктах между Казахстаном и Россией начали работать американские системы контроля, а по сути — шпионское оборудование;
- армия страны ОДКБ — Казахстана — ориентируется на стандарты НАТО. Например, в октябре 2023 года посол США в Казахстане Дэниел Розенблюм открыл в РК Центр миротворческих операций НАТО. А кроме того, республика заказывает военно-транспортные самолёты в США. Недавно в Алма-Ату прибыл один из двух заказанных на Airbus A400M;
Авиагигант отчитывается о сотрудничестве//Скриншот страницы сайта Airbus
- Казахстан активно работает с Турцией и фактически помогает Эрдогану в его проекте строительства неоосманской империи — "Великого Турана" от моря до моря (туда, кстати, включена и значительная часть Сибири, а также юг России). В частности, республика перешла на латиницу, а недавно — на общий алфавит с Турцией. Кроме того, Астана закупает турецкое вооружение, обучает своих офицеров в Анкаре и Стамбуле и передаёт ряд предприятий ВПК под контроль Турции;
- на границе с Омской и Челябинской областями Казахстан строит укрепы. Официально это погранзаставы. В ближайшие годы планируется возвести порядка полусотни таких объектов. Между тем источник Царьграда в силовых службах подтвердил, что в ведомстве обеспокоены строительством таких укрепов и их истинное предназначение вызывает тревогу.
Что с того?
В плане взаимоотношений с Казахстаном мы находимся в состоянии практически цугцванга. С одной стороны, просто плюнуть на республику, мол, живите как хотите, нельзя. Во-первых, слишком большая граница (7,6 тыс. километров), во-вторых, там по-прежнему живут около 3 миллионов русских. И если события пойдут по самому негативному сценарию, то вслед за Павловкой в Донбассе придётся штурмовать Петропавловск в Казахстане. В-третьих, на территории республики находится наш космодром Байконур. И есть ещё тысяча причин, почему с Казахстаном нельзя рвать связи.
С другой стороны, кормить местных елбасы тоже не имеет никакого смысла. А ведь Россия вкладывает немало денег в РК. Например, вскоре после провала "мамбето-майдана" премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении правительству Казахстана субсидии в размере 20 млрд долларов США для покрытия убытков, связанных с уменьшением цен на топливо в стране. А только за первые три месяца 2024 года Россия вложила в экономику Казахстана 500 млн долларов.
А значит, в отношениях с Казахстаном (и другими республиками Средней Азии) Россия должна выстроить принципиально новую модель, отвечающую в первую очередь интересам русского народа.