В начале нового года редакция 19rusinfo.ru традиционно задала несколько вопросов по итогам работы сенатору от Верховного Совета Хакасии Александру Жукову. И традиционно получила на них ответы, которые представляем вниманию читателей.
– Александр Аркадьевич, что за три года работы в Совете Федерации было сделано?
– В работе сенатора есть три больших блока, связанных между собой. Первый – это непосредственно деятельность в Совете Федерации. Работа внутри комитета по экономической политике, участие в пленарных заседаниях палаты, других мероприятиях, проводимых Советом Федерации. За минувший год состоялось два десятка пленарных заседаний верхней палаты парламента, а перед каждым заседанием у нас еще проходит комитет, рабочие группы и круглые столы по тем или иным вопросам.
Например, за три года Советом Федерации рассмотрено почти 900 законопроектов! Только в осеннюю сессию верхняя палата одобрила более 140 федеральных законов. Из них по линии экономической политики наш комитет рассмотрел федеральные законы, направленные на модернизацию инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, продвижение винодельческой продукции, создание публично-правовой компании «Роскадастр», отмену обязательного прохождения техосмотра для личных транспортных средств и другие.
– Ваша деятельность в этом направлении проходит полностью в Москве, верно?
– Да, верно. Второй блок моей работы как сенатора заключается во взаимодействии с промышленными предприятиями республики. Если, допустим, возникает какая-то проблема, которая может быть разрешена на федеральном уровне, то руководители бизнеса нередко обращаются ко мне. Я, собственно, сенатором-то стал, спасая Абазинский рудник. Из недавних примеров могу назвать поиск мер поддержки, направленных на деятельность ООО «Сорский ГОК», который попал в крайне затруднительное финансовое положение из-за роста ставки по НДПИ. Вместе с управляющей компанией предприятия мы тщательно разбирались в проблеме.
Аналогичная ситуация, кстати, сложилась на некоторых других предприятиях страны, работающих с редкими металлами, поэтому нашим комитетом был разработан проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ.
Суть его в том, чтобы расширить существующий в законодательстве перечень редких металлов, включив туда молибден, вольфрам, цирконий и титан и тем самым применить к ставке по НДПИ понижающий коэффициент, а по позиции молибдена вообще обнулить ставку НДПИ до 2027 года. Ведь Сорский ГОК – единственное предприятие в России, производящее ферромолибден. Он имеет важное значение для производства высоколегированной стали, используемой для нужд оборонно-промышленного комплекса и космической отрасли, от работы которого зависит судьба целого города. Проект был направлен для получения заключения Правительства РФ перед внесением в Госдуму, и вот там мнения разделились.
Экономический блок в лице министерства экономического развития и министерства промышленности и торговли поддержали данную инициативу, Минприроды РФ частично за, частично против, министерство финансов против.
Еще одна проблема, с которой мы плотно работали и в прошлом, и уже в новом году, это законодательное регулирование цен на пивоваренную продукцию путем введения минимальной розничной цены. Было весьма активное обсуждение, звучали диаметрально противоположные мнения. Причем, речь идет именно об экономической составляющей данного вопроса и подход здесь очень разный в зависимости от того, о каких компаниях идет речь – больших или маленьких. Одним из экспертов в обсуждении вопроса выступил руководитель нашего уважаемого и известного предприятия в Хакасии Геннадий Григорьевич Нежевец: он выступал в Совете Федерации, делился профессиональным мнением.
Актуальными проблемами пивоваренной отрасли мы также занимались весной прошлого года, обсуждая технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции». Удалось отстоять ряд позиций. Я считаю очень важным, когда к обсуждению вопросов федерального значения привлекаются эксперты регионального уровня, потому что проблемы в реализации многих благих решений, принимаемых на уровне федерации, часто начинаются в процессе их воплощения в жизнь – в регионах, на конкретных предприятиях, конкретными людьми.
Работа в республике – это третий большой блок моей работы. Именно в Хакасии происходят встречи с жителями, с руководителями муниципальных образований, с представителями бизнеса, депутатским корпусом, участие в мероприятиях.
– Каковы ваши успехи в решении экологических вопросов?
– Пока мы с вами дышим тем смогом, который видим каждый вечер в периоды безветрия на улицах республиканской столицы и в ближайших населенных пунктах, говорить об успехах рано. Но нужно ясно понимать, что здесь нет волшебного рычага, на который надавил, и смог исчез.
Процесс идет, и промежуточные результаты есть. Есть договоренности с Минприроды России, что Абакан и Черногорск получат федеральное финансирование на решение проблем с воздухом. Я неоднократно обращался в федеральное ведомство, мы постоянно возвращаемся к этому вопросу на самых разных уровнях. И принципиально важно со стороны исполнительной власти довести эту работу до конца: разработать и вовремя представить все необходимые документы, планы мероприятий, расчеты, инструменты контроля. Нам нужны серьезные деньги, потому что когда мы говорим о повсеместном переходе на электроотопление, нужно понимать, что сейчас ресурсов у энергосистемы Хакасии на это нет!
У меня масса примеров и обращений из частного сектора Абакана, Черногорска, других населенных пунктов, например, Калинино, Подсинее о систематических перебоях с электричеством. Не говоря уже про то, что попытки граждан, особенно в мороз, подключить дополнительные электроприборы в сеть, терпят неудачу. Сети просто не выдерживают увеличения напряжения! А сколько трагедий, связанных с пожарами, к которым привела неисправность электропроводки?!
Нам предстоит серьезная техническая модернизация электросетевого хозяйства республики, замена трансформаторов, подстанций, опор, создание обязательных резервных источников питания. Мы разбирались с этой проблемой, вывод однозначен – сегодня свободных электромощностей в Абакане и вокруг столицы нет. Для перехода на электроотопление там, где это целесообразно, нужна серьезная модернизация сетевого комплекса, цена вопроса – несколько миллиардов рублей.
Кроме того, потребуются затраты граждан, ведь нужно будет поменять систему отопления в доме, установить отдельный счетчик, электрокотел. К этому далеко не все готовы даже психологически, не говоря уже про финансовую сторону вопроса. Нужно будет помогать наиболее уязвимым категориям граждан. Поэтому, если мы действительно хотим получить федеральные средства на решение проблемы с грязным воздухом, нужно тщательно готовить документы и отработать в плотном взаимодействии с Минприроды России и другими ведомствами. Просто так денег никто нам не даст.
Еще одно направление, работа над которым идет полным ходом, это проект Абаканской ТЭЦ по переводу части частного сектора на централизованное отопление. И здесь тоже скорее всего возникнет проблема, когда магистральную трубу с теплом доведут до жилых районов и дальше уже каждое домовладение будет индивидуально решать вопрос с подключением к теплоцентрали. Как вы думаете, много желающих найдется? Не уверен. Хотя влияние печного отопления на качество атмосферного воздуха в столице региона очевидно.
Приведу несколько цифр. За три последних года, с 2019 по 2021-й, в республике введено более 500 тыс. квадратных метров индивидуального, то есть частного, жилья. Это статистические данные. Ясно, что строительство индивидуального жилья сконцентрировано в непосредственной близости к Абакану. Если представить, сколько домов построено, но не введено в эксплуатацию, сколько построено раньше, скажем, в предыдущие 3 – 5 лет, то картина роста частного сектора, который весь топится углем, станет действительно пугающей. Добавьте к этому в разы выросшее число жалоб нынешней зимой на качество угля. По всей республике.
Уголь невысокого качества тоже вносит свою негативную лепту в общее состояние проблемы.
Интересный эксперимент, кстати, в настоящее время проводят Экологическая палата Хакасии, наш депутат Госдумы Сергей Михайлович Сокол, администрация Абакана и Абаканская ТЭЦ. Речь идет об использовании бездымного угля в качестве альтернативного топлива для частного сектора. Технология была опробована в Красноярском крае во время Универсиады, посмотрим, что покажет опыт использования бездымного угля в столице республики.
– Александр Аркадьевич, расскажите, над чем вы работаете сейчас?
– Один из крайне актуальных вопросов – заработная плата медицинских работников, не подпадающих под категорию медиков, работающих с заболевшими COVID-19 в ковидных центрах. У нас это, прежде всего, врачи и медперсонал Абаканской межрайонной клинической больницы, которая в период роста заболеваемости коронавирусом взяла на себя экстренную медицинскую помощь, особенно по хирургическому направлению, практически со всей республики.
У меня есть коллективное обращение работников больницы, где они описывают ситуацию как критическую, потому что испытывают сверхвысокую нагрузку из-за нескончаемого потока пациентов, нуждающихся в экстренной помощи, и дефицита кадров. При этом на заработной плате риски и условия работы никак не сказываются. Формально не положено. Все расчеты, на основе которых возможны дополнительные стимулирующие выплаты за счет средств Территориального фонда ОМС, завязаны на время пребывания пациента в стационаре, ряде других условий, которые в условиях нескончаемого потока экстренных пациентов просто не выполнимы. А значит, никаких дополнительных выплат, хотя работы стало в разы больше.
Коллектив больницы уже обращался в Минздрав Хакасии в октябре. Я направлял свое обращение руководству ТФОМС по РХ в конце декабря. Пришел ответ, в котором расписано, насколько больше средств стала получать больница, но до увеличения зарплаты дело так и не дошло, потому что суть проблемы (нестыковка критериев, заложенных в формулу расчета выплат, с реальным потоком пациентов) общее увеличение финансирования не меняет. Теперь я обратился уже в Минздрав Хакасии с настоятельной просьбой вникнуть в логику расчетов стимулирующих надбавок врачам и медработникам с тем, чтобы увязать их с текущей ситуацией. Жду ответа. Ну это же в нашей власти – изменить расчеты, чтобы финансово поддержать медиков?! Если потребуется согласование с федеральным министерством – нет проблем, буду обращаться туда.
– Следите ли за судьбой Абазинского рудника? Какие планы у предприятия?
– Абазинский рудник работает стабильно, это самое главное. Реализует комплекс мероприятий по вовлечению в отработку горизонта – 310 метров. Владею информацией об общих этапах реализации проекта, но оперативного участия в деятельности предприятия уже давно не требуется, команда работает слаженно и эффективно.
– В поселке Вершина Теи планируется строительство новой котельной. Согласно ПСД, котельная будет обеспечивать теплом только жилой сектор. При этом в поселке есть промышленная котельная, которая уже несколько раз банкротилась. Также она является очень затратной в части обслуживания, в связи с чем республика вынуждена платить значительные выпадающие доходы, в связи с чем и было принято решение по строительству новой котельной. Но если предприятие не обозначает своей позиции, котельная будет отапливать только частный сектор. Скажите, продолжит ли рудник работу? И обозначьте свою позицию по изложенной ситуации?
– Конечно, рудник продолжит свою работу. Нет никаких оснований, чтобы работа производственного комплекса, который мы, скажу честно, запускали с трудом, остановилась. Решение по котельной со стороны администрации поселка считаю полностью оправданным, потому что существующая промышленная котельная обходится действительно слишком дорого. Увеличить ее эффективность не получится, она проектировалась в других условиях и для других нужд. Уверен, что со строительством новой котельной эффективность системы отопления жилых и социальных объектов в поселке заметно увеличится.
Кроме того, с запуском предприятия теперь есть возможность доставлять уголь для котельной по железной дороге, а не автотранспортом, как это было до недавнего времени, а это совсем другие объемы и, соответственно, снижение затрат по доставке. Тем самым еще и снизится износ дорожного полотна. Вот один из примеров вполне осязаемого комплексного экономического эффекта от возобновления работы градообразующего производства в монопрофильном поселке.
Так что, никаких противоречий с тем, что вы озвучили, я не вижу. Администрация поселка будет строить новую котельную для нужд поселка, рудник будет строить новую котельную для нужд производства. Давно назревший вопрос.
– То есть у рудника тоже появится своя котельная? Когда это произойдет?
– Надеюсь, что к началу следующего отопительного сезона. По информации, полученной от предприятия, оборудование закуплено, это модульная котельная российского производства мощностью 3 МВт. Необходимо произвести строительство фундамента, установить и подготовить оборудование и начать работать.
– Расскажите о взаимодействии с органами исполнительной власти Хакасии. Можете ли назвать его эффективным?
– Наверное, о взаимодействии с исполнительной властью республики лучше спросить сенатора от исполнительной власти, моего коллегу Валерия Усатюка. Здесь действительно нужно работать в плотной связке. Я больше взаимодействую с Верховным Советом Республики Хакасия, с муниципалитетами, руководителями предприятий. Хотя, если возникают проблемные вопросы, безусловно, работаем вместе. Опыт эффективной совместной работы у меня есть, например, с Минэкономразвития РХ, когда совместными усилиями с первым заместителем председателя Верховного Совета РХ Юрием Шпигальских мы добились сохранения для Хакасского технического института бюджетных мест по направлению подготовки кадров «Машиностроение».
С министерством культуры республики, включая совместную работу с представителями федеральных общественных организаций и фондов, которые осенью приезжали в Хакасию. Идея проекта зародилась в Совете Федерации в результате переговоров с коллегами-сенаторами. Мы обсуждали развитие общественной активности в сфере духовности и экологии. И мне захотелось показать, что наша республика имеет свой интересный опыт в данном направлении, что у нас есть активисты, проекты, серьезные наработки и определенные успехи. И федеральные эксперты, которые приезжали в Хакасию, увидели и оценили это – компетентность, подготовленность, инициативу, заинтересованность наших общественников.
Уверен, республика сможет стать частью совместных проектов, которые в ближайшем будущем представят федеральные фонды поддержки общественных инициатив. Такие возможности мы обсуждали.
– Допустимо ли сенаторам Совета Федерации без уважительной причины не являться на заседания Совета Федерации? Бывали ли такие случаи и каковы их последствия?
– Без уважительной причины пропускать заседания нельзя, это рабочие будни сенаторов, как в любой организации. Я за все время пропустил, по-моему, только одно заседание палаты, естественно, по уважительной причине, предварительно согласовав свое отсутствие с председателем комитета.