В Госдуме РФ стартовал новый проект «От первого лица: разговор с депутатом». Первым его участником стал депутат VII и VIII созывов ГД РФ от партии «Единая Россия», депутат от Хакасии Сергей Сокол.
Публикуем полную версию его интервью.
Про законы и новую Госдуму
- Каким был первый год восьмого созыва Госдумы?
- Интересным, такого раньше еще не было. Во-первых, депутатский корпус у нас обновился почти наполовину. И в парламенте сейчас 232 уже знакомые фамилии и 218 человек – это те люди, которые впервые избрались в парламент. Попасть в этот раз в Госдуму было непросто: на одно депутатское кресло претендовало 13 человек, это высокий показатель конкуренции, особенно если его сравнивать с другими странами.
Во-вторых, впервые с 1999 года в Госдуме оказалось не четыре, а пять партий, к Единой России, КПРФ, ЛДПР и Справедливой России присоединились Новые люди. У нас расширился состав внефракционных депутатов, 8 человек, трое партийных и пять самовыдвиженцев.
Стало ярких молодых политиков. Можно привести некоторые персоналии в пример. Мария Бутина, из «Единой России», которая начала свою политическую карьеру с молодежного движения Алтая, потом была арестована в 2018 году в Америке, после приговора она часть срока отсидела, потом ее депортировали, и сейчас она активно влилась в политическую жизнь России. Евгений Попов, тоже из «Единой России», журналист, ведущий политических программ на телевидении, родом из Приморья, начинал свою журналистскую карьеру там, потом оказался в Нью-Йорке, возглавлял нью-йоркское бюро вестей, работал политическим обозревателем, освещал события в Киеве. Антон Басанский, молодой политик из Магаданской области, активно занимается культурными молодежными проектами. Вот с такими людьми интересно работать.
Государственная Дума очень живо реагирует на события, которые происходят. Сначала это была пандемия и все, что с этим связано, все делалось для того, чтобы как можно быстрее все пришло к завершению. Частично мы принимали поправки, которые предлагало правительство, какие-то не принимали, это был очень живой и интересный процесс.
С началом СВО мы очень внимательно и всегда оперативно, в частности, в нашем комитете по экономике, обсуждали все, что связано с экономическим состоянием страны в связи с новой обстановкой. Иногда до поздней ночи ждали проекты, которые вносило правительство, чтобы их обсудить, изучить и уже к утру отдать в Госдуму на утверждение с заключением комитета.
И то, что сейчас лето, для нас, для депутатов ни о чем не говорит с точки зрения каких-то там отпусков. Да, у нас нет сессий, но у каждого из нас в своих регионах есть свои вопросы, которые надо решать и по первому зову, который периодически звучит, мы собираемся либо по вопросам, связанным с деятельностью Госдумы, либо по партийным делам.
Про примеры для подражания и ночную работу
- Сергей Михайлович, вы сами сказали, что в последние несколько лет (пандемия, СВО) интенсивность работы Госдумы многократно увеличилась. Все ли выдерживают такой ритм работы, все ли депутаты справляются с ним?
- Знаете, в Госдуме со мной рядом, слева и справа, сидят две замечательные девушки, Юлия Саранова и Виктория Родина, одна из Тверской области, другая из Кабардино-Балкарии, которые только что избрались в Думу, и они подают пример как надо работать: во-первых, с большой энергетикой, во-вторых, очень профессионально, и мое удивление как раз в том, насколько они быстро влились во все процессы, поэтому во многом я беру с них пример.
- Насколько изменившаяся архитектура Госдумы, то есть пять партий вместо четырех, влияет на работу Госдумы, ведь подавляющее большинство «Единой России» так и осталось?
- На принятие решения, может и не влияет, но в Госдуме никогда решения не принималось «через колено». Если это сложный вопрос, неоднозначный, который требует обсуждения, то, как правило, инициаторы, например, правительство, сенаторы, губернаторы или законодательные собрания, которые выходят с инициативой, устраивают обсуждения во всех фракциях. Если это вопрос сложнейшего уровня решения, вызывает какие-то неоднозначные мнения, никогда этот вопрос не будет просто поставлен на голосование, обязательно пройдут консультации во фракциях, обязательно будут учтены мнения, поправки всех фракций, и, как правило, несмотря на то, что большинство принадлежит «Единой России», многое учитывается. Конечно, какая-то партия может и не изменить своего мнения, но консультации пройдут обязательно и будет сделано все для того, чтобы прийти к консенсусу.
- Вы зампредседателя комитета по экономике, пожалуй, самого важного комитета на сегодняшний момент, Вы можете назвать что сможет «вывезти» страну в настоящее время?
- Да, действительно, комитет по экономике занимается сейчас крайне важными вопросами для того, чтобы у нас страна не просто не отстала, а вырвалась вперед, исходя из тех возможностей, которые представляет кризис. Конечно, это вопросы, связанные с импортозамещением, хотя говорят, что импортозамещение отстает, но в общем, оно и не должно, наверное, закрывать все наши потребности, так как все страны сейчас так или иначе вписаны в мировую экономику, задачи такой никогда не было – изолироваться полностью от мира. Другое дело, что надо развивать с вои производства и вкладывать в переработку, а не только в добычу полезных ископаемых. И вот, используя эти возможности, которые предоставлены сейчас и то, что правительство с готовностью идет сейчас на те решения, которые раньше представлялись довольно сложными с точки зрения продавливания со стороны регионов или экономических групп и сообществ, сейчас это все идет гораздо проще, мы максимально разбюрократизировали эту конструкцию. Думаю, что те субъекты РФ и субъекты экономики, которые сумеют этим воспользоваться, безусловно вырвутся вперед.
- А назовите самый резонансный закон этого года…
- Ну сейчас самый резонансный закон - это закон о рекламе и по нему еще решение не принято, и очень много обсуждений идет, либо должен быть один какой-то рекламный оператор на всю страну, либо оставить так как есть. Это как раз тот закон, который сейчас проходит через наш комитет и вызывает наиболее острые вопросы.
Комитет у нас возглавляет бывший министр труда и занятости Максим Топилин, у нас небольшой состав комитета, но там все люди заинтересованные, профессиональные и хорошо разбирающиеся во всех вопросах и работа организована так, что мы все успеваем и инициативы правительства и других субъектов, вносящих инициативы, мы разбираем достаточно быстро, выносим решение и, как правило – те законы, которые мы выносим на решение Госдумы, принимаются.
Про приоритеты и возможности
- Сергей Михайлович, не можем не спросить, вы дипломат по образованию, почему не комитет по международным отношениям?
- Знаете, у меня так в жизни сложилось, что я закончил МГИМО, работал в Латинской Америке, в Эквадоре, потом в 90-х оказался в Сибири, стал генеральным директором «Норильскгазпрома», потом работал в руководстве Красноярского края заместителем губернатора долгое время, потом – зампредседателя правительства в Иркутской области, потом на руководящих должности госкорпорации «Ростех», потом стал опять в Иркутской области спикером Законодательного Собрания, и вот сейчас избрался от Хакасии в Государственную Думу. Вся моя жизнь связана с Сибирью, основная, хотя в детстве я действительно мечтал стать дипломатом. А что у нас сейчас самое важное? По крайней мере, в том субъекте, которым я занимаюсь? В Хакасии важна экономика, ее нужно развивать, поднимать ее уровень, потому что от этого зависит и качество жизни, и уровень зарплаты, и многое другое.
Хакасия – субъект с огромным нереализованным потенциалом, и все лучшие практики, которые применяются в других субъектах, если применить у нас на территории, мы сможем даже исходя из имеющегося арсенала возможностей, очень быстро поднять экономику территории. И это то, что, как мне кажется, является основным приоритетом моей деятельности с республике, я один депутат ГД от территории и именно поэтому я стремился попасть в этот комитет.
- То есть вы стремились попасть в этот комитет, чтобы помочь, как говорят эксперты, «одному из самых сложных регионов России?
- Я бы не сказал, что это самый сложный регион России. Это регион, в котором сейчас отсутствует качественное государственное управление, нормальный контроль за управленческими процессами, больше ничего и не скажешь, все остальное прекрасно работает, муниципалитеты выполняют свои задачи и вся республика держится на муниципалитетах. Есть многое, что нужно поправить в региональной власти, но это уже другая история.
- Насколько депутат Госдумы может повлиять на это?
- У депутата Госдумы, к сожалению, не такой большой арсенал возможностей, чтобы как-то повлиять на ситуацию в республике, но так или иначе какие-то вопросы, связанные с тем, чтобы как-то пролоббировать где это возможно, открыть двери для тех, кто хочет повзаимодействовать с федеральными властями, здесь, конечно, возможности есть и, безусловно, я этим занимаюсь.
Когда приезжаешь на территорию, люди не разбираются депутат Госдумы или кто-то другой, ты власть. Поэтому они говорят тебе все: от канавы, которую надо прокопать или закопать и бордюров до каких-то глобальных предложений по изменению законодательства. И всем этим приходится заниматься, и часть этой работы можно сделать, но большую часть нет, потому что требуются рычаги, рычаги влияния, рычаги власти, требуется качественное управление территорией, требуются эффективные министры, эффективное правительство, которое сможет, с одной стороны, понимать и чувствовать, что происходит на территории и что нужно, с другой - иметь возможности и способности правильно это сформулировать, обосновать и благодаря этому войти в федеральные программы, нацпроекты, убедить правительство РФ в том, что мы можем, что нам нужно и что мы получим нужный эффект.
Есть, например, проект, касающийся развития сельских территорий, а это очень важный проект, дающий возможность комплексного развития муниципалитетов, связанный с качеством жизни людей. Этот проект был инициирован «Единой Россией», и он существует с 2014 года, но, к сожалению, Хакасия не очень вовлечена в него. Это просто как пример.
Есть федеральные деньги, есть федеральное правительство, которое готово помогать, есть и другие возможности, но, к сожалению, наша территория не до конца их использует. И это связано, может быть, даже не с желанием, а с непониманием и неумением.
Про связку депутат - глава региона
- Если бы Вы могли выбирать: глава региона или депутат, что бы Вы выбрали? А ведь Вы были, пусть и короткое время, главой Иркутской области…
- Я и так уже депутат, причем уже во втором созыве. Я понимаю, что депутат может эффективно работать, выполняя свои задачи лишь тогда, когда он работает в команде с правильно, хорошо и качественно работающим правительством субъекта РФ. Если такая работа идет в команде, и таких примеров очень много, то субъект получает максимум из того, что может дать депутат. В нашем случае сейчас – я вам уже сказал. Можно договориться с федеральным министром, замминистра, открыть какие-то двери, и все можно получить, если региональное правительство все проработало, все качественно подготовило. При прочих равных, если в министерстве лежат документы от разных субъектов РФ, то здесь уже задача депутата, чтобы именно Хакасия получила деньги, одобрение и т.д., то есть чтобы папка Хакасии оказалась верхней. Но для того, чтобы эта папка вообще оказалась на столе, нужно очень много работать региональным министерствам и ведомствам.
Посмотрите, что, например, получилось с угольщиками. И у нас, и у наших соседей есть определенная квота на вывоз угля, и эта квота производителей угля устраивала. Полгода назад в связи с событиями, которые происходили, произошли определенные изменения – квоты убрали, а сейчас восстановили и в восстановленной квоте доля Хакасии минимальна просто по глупым каким-то ошибкам, потому что правительство республики вовремя не проконтролировало, чтобы квота для Хакасии, для Кемеровской области, Тывы, которые существуют сейчас, вернули. А там еще и перепутали марки угля, короче говоря, это не говорит о том, что правительство республики работает профессионально. А для нас это важно, потому что это и рабочие места, и выручка, многие угольщики проплатили налоги авансом, а теперь если требовать их назад это будет катастрофа для соцсферы нашей территории.
В общем, подобные негативные примеры есть, и ни один депутат здесь ничего не сделает, потому что все документы оформляет и подписывает глава, губернатор, то есть ВДЛ, который за все отвечает. Поэтому если этот блок не отрабатывается, депутат может только в ужасе метаться из одного министерства или ведомства в другое…Бывали случаи и с сенатором нашим, когда он договаривается о встрече в министерстве спорта РФ, а на встречу никто не приезжает. Происходят вещи, которые логикой объяснить сложно, но они, к сожалению, есть.
Поэтому отвечая на ваш вопрос, работать в команде с профессиональным и квалифицированным правительством, одно удовольствие, если бы это было так.
Кстати, что касается меня, как депутата ГД, то это тот статус, который активно используется для решения вопросов внутри республики, в том числе.
- А Вы можете назвать сибирские регионы, где есть такая команда?
- Красноярский край, Иркутская область после избрания Кобзева, Новосибирская область, Тыва. Вы знаете, я, наверное, могу всех перечислить, кроме Хакасии. Нигде таких проблем, я, честно говоря, не вижу, везде все в команде происходит. Даже в Омской области, где губернатором является представитель «Справедливой России», ситуация абсолютно адекватная.
Про партию, выборы и работу в регионе
- Чем наполнена Ваша региональная неделя?
- Я бываю больше, конечно, чем неделю в течение месяца в субъекте, потому что я еще и возглавляю партию в республике, и у меня много партийных задач. Нам нужно сделать так, чтобы партия полностью выполняла, реализовывала то, что задумывается в центре и предлагала свои инициативы и не только по Хакасии, но и по Сибирскому федеральному округу и в целом по стране. Это все требует времени.
Приезжая в Хакасию, я очень мало нахожусь в столице республики, в Абакане, я больше езжу по муниципалитетам, много общаюсь с главами районов, с поселковыми главами, я уже говорил, что это именно те люди, на которых стоит республика несмотря ни на что. Действительно, они молодцы и есть серьезные примеры как они в очень сложных условиях достигают решения серьезных и сложных задач, иногда и даже без денег абсолютно, когда их практически муниципалитетам не дают.
Я работаю в общественной приемной, не только в приемной, которая находится в Абакане, но и на местах. Очень много общаюсь с людьми, это занимает больше всего времени, с руководителями промышленных предприятий, с представителями малого и среднего бизнеса, который должен был стать базой для нашей экономики, но, к сожалению, по углам разбежались и с этим все сложно, хотя есть огромное количество мер поддержки, которые правительство РФ проводит, в том числе через Госдуму, тем не менее, не все доходит.
Сельское хозяйство, которое по сравнению с соседним Красноярским краем, далеко не так поддерживается, как могло бы, а оно может стать действительно серьезной отраслью экономики в республике, но пока только выживает, точно также, как и туризм.
Сейчас у нас в Хакасии идет масштабная предвыборная кампания, из 13 районов в 12 районах пройдут выборы где-то главы района, где-то депутатов райсоветов, где-то и тех, и других. У «Единой России» стоит задача не просто победить, а победить подавляющим большинством. Нам нужно качественно и серьезно повышать степень контроля за качеством управленческих процессов в регионе.
Вообще если говорить о том, кто и что слышал о Хакасии, то эта информация идет в не очень позитивном ключе, да и то узкие специалисты нашего с Вами круга, то есть те, кто профессионально интересуются политикой. Это знаете, как одна блогерша года три назад спросила: «Как вы относитесь к присоединению Хакасии к России?», и ответы у нее в блоге на этот вопрос показали, что информации катастрофически мало. И вот над этим нам надо, в том числе, много работать.
- Ваши прогнозные цифры по Хакасии на выборах 11 сентября у «Единой России»?
- Я думаю мы возьмем порядка 70% всех позиций, на которых выставили кандидатов. В главах районов мы все посты должны выиграть. Судя по выборам депутатов Госдумы, когда кандидат Сокол приехал в мае, а в сентябре выиграл выборы с очень хорошей поддержкой населения, Хакасия перестала быть «красным» регионом. Конечно, коммунистическое ядро осталось, оно никуда и не денется, особенно при той власти, что есть сейчас. Но я думаю, что поддержка «Единой России» будет только нарастать.
На самом деле, людям, порой, не важно, в какой цвет окрашен руководитель, главное, чтобы он эффективно работал. И то, что сейчас правительство республики не демонстрирует эффективной работы, это, конечно, ответственность того человека, представителя КПРФ, которого избрали в 2018 году (Валентин Коновалов – глава Хакасии - от ред.).
Продолжение следует.
Комментарии