Финансистов обязали рассказывать клиентам об опасностях фондового рынка
С пятницы вступает в силу указание Центробанка, согласно которому кредитные организации обязаны информировать своих клиентов об «особенностях» и рисках так называемых «инвестиционных продуктов». Или, говоря по-простому, об опасностях рынка ценных бумаг, на котором граждане РФ уже потеряли триллионы рублей. Поможет ли данное ужесточение правил игры пока непонятно, так как банки активно ищут лазейки как бы эти указания обойти.
Покупайте вот этот продукт, по нему, в отличие от депозита, можно получить доходность 25% годовых и выше", — типичная замануха, такими предложениями «окучивают» граждан многие банки. Особенно те, которые активно работают на рынке ценных бумаг. Да, можно получить. Но можно и потерять, причём практически всё. Об этом до недавнего времени помалкивали, и ряд доверчивых граждан, особенно пенсионного возраста, «клевало».
Как несложно догадаться, за минувший год никакой доходности они не получили, а вот потеряли много. С начала июля 2021 года и сей день индекс МосБиржи упал почти в два раза — с 3800—3900 до нынешних 2100−2200. И ничего уже не вернуть, в договорах мелкими буковками написано, что банк ни за что не отвечает, а клиент осознаёт все риски и принимает их на себя. Договора, понятное дело, никто не читал, а сотрудники никому ничего не объясняли. Ибо так им приказало начальство.
«Объясняли так: мы — надёжный банк, нас все знают, вот документ, что мы приняли от вас деньги, они никуда не исчезнут. Да, это другой продукт, но мы профессионалы, будем оборачивать ваши деньги, вкладывать их в самые надёжные ценные бумаги, и поэтому заработаем вам большую доходность. Всё, не слова больше. От прямых вопросов уходить, если попался кто „продвинутый“ — говорить, что котировки всё равно вырастут и показывать график. Сработает. Да, работало», — объясняет топа-менеджер одного крупного банка.
По сути, это так называемый мисселинг — недобросовестная продажа. Когда информация о товаре (услуге) преднамеренно искажается, покупателя вводят в заблуждение. Прежде всего, путём намеренного утаивания информации о рисках того или иного продукта. И в итоге клиент покупает не то, что он хотел, а совсем иное. Обман, если уж совсем по-простому.
Согласно указанию ЦБ, теперь банки обязаны информировать клиентов об особенностях и рисках этих самых «инвестиционных продуктов». Прежде всего, о том, что доход по ним не гарантирован, а данные вложения не застрахованы государственной системой страхования вкладов. В противном случае, если будут жалобы, регулятор может приостановить продажи данных финансовых продуктов. А в особых случаях и потребовать от банка выкупить их у клиентов по цене приобретения.
Задумка, конечно, хорошая, даже очень. Особенно последний момент, с выкупом. Но, увы, вряд ли что получится кардинально изменить. Просто клиентам будут подсовывать на подпись бумажку, где теми же мелкими буковками написано, что он понимает все риски, связанные с инвестированием в данный финансовый продукт, не имеет никаких претензий, и всё такое. Просто надо подмахнуть. Формальность. Ещё раз извините.
Очень распространённая практика, точно таким же образом поступают при заключении совершенно кабальных договоров потребкредитования и иных сомнительных банковских продуктов. Написано всё «птичьим языком», букв много, текст очень убористый, в общем, не понять. А менеджер торопит, давит — подписывайте, это формальность, и так работы много, ничего не успеваю. Люди ведутся.
Второй вариант, от которого тоже нет защиты — присутствие в офисах представителей «дружественных» инвестиционных (брокерских) компаний. Которые, как несложно догадаться, никакими указаниями ЦБ не обременены. У многих банков есть такие «дочерние» структуры, у кого нет — оперативно создадут. Тоже формально никакого обмана. Контора принадлежит банку, фактически является его подразделением. Вот, смотрите — учредительные документы, можно даже самостоятельно проверить в интернете, никакого обмана. Да, его как бы и нет. Автор имел опыт работы в подобной организации и знает всю эту кухню, как говорится, изнутри.
На днях после того, как держателей акций Газпрома «прокинули» с дивидендами, данные бумаги подешевели на треть, обрушившись с 300 рублей до 200 рублей за штучку, а индекс МосБиржи упал на 7,2%. И таких потрясений будет ещё много.
«В течение первого квартала этого года приток розничных инвесторов на фондовый рынок продолжился — их число увеличилось на 15%. Это много. Похоже, мы задали этому процессу сильную инерцию, которая была поддержана теми, кто решил купить подешевевшие ценные бумаги. Однако я предполагаю, что впоследствии приток инвесторов замедлится, поскольку по-настоящему массовый интерес к рынку связан с его ростом, а рынку предстоит высокая волатильность, которая массового инвестора обычно отпугивает», — считает президент НАУФОР Алексей Тимофеев.
Да, дурных становится меньше, да и средства в карманах россиян иссякают как-то подозрительно быстро. По сути, в настоящий момент наблюдается коллапс фондового рынка РФ, затянувшийся уже почти на полгода. Выходов из него не видно, оживить, по сути, мёртвую лавочку невозможно. Да и не нужно. Бобик сдох, и это стоило бы признать во всеуслышание.
«Газпром — самая популярная, главная „фишка“ нашего рынка. У нас 19 млн. частных счетов на Московской бирже, большинство из них имеют акции нефтегазовой компании. Еще год назад все писали, что у Газпрома будут щедрые дивиденды, люди ломанулись на фондовый рынок. Решение возмутительное. Это вопиющее поведение менеджмента компании», — говорит кандидат экономических наук, финансовый аналитик Александр Разуваев.
Но нет худа без добра, ничто так не учит жизни, как негативный личный опыт.
«Сегодня с утра народ ломанулся закрывать брокерские счета и продавать ценные бумаги. Пытаемся удержать, уговорить, успокоить — бесполезно. Да и как? Сперва Сбербанк „отменил“ дивиденды, теперь вот и Газпром, куда дальше-то? Пора переквалифицироваться в управдомы», — грустно рассуждает руководитель одной брокерской компании.
Переквалифицироваться, действительно, стоит. В том числе и тем, кто хотел быстро и без труда срубить денежек на фондовом рынке. В основном, конечно, теряли, хотя кто-то что-то, действительно, и зарабатывал. Немногие, но тем не менее. Увы, лавочка закрылась, и нужно начинать трудиться. А если средства остались, стоит направить их в «реальный сектор».
«Даже в условиях отсутствия кредитов и незащищённой частной собственности, в условиях произвола монополий люди берут в аренду мощности и начинают производить то, что раньше производить было нельзя. Но на что сейчас имеется лютый спрос — разного рода простые детали. А что можно сделать быстро — это дешёвый кредит. Это можно сделать прямо сейчас. Для этого нужно ограничить финансовые спекуляции. Это достаточно простая, хотя и достаточно жёсткая вещь», — предлагает депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин.
То есть введённые Центробанком указания это хорошо, но мало. Нужно ликвидировать фондовый рынок России как класс, добить его. Пристрелить, чтобы не мучился. И не мучил народ. Толку от данного «лохотрона» никогда не было, нет и быть не может в принципе. Пресловутое «привлечение денег инвесторов» — не более чем ложь, придуманная западными жуликами-финансистами.
Для того, чтобы обирать доверчивых людей. Там, «за бугром» тоже обирают, причём на куда большие суммы. Но нам не стоит больше следовать дурному примеру. Деньги в стране пока остались, в том числе и у населения, хотя таковых у народа уже совсем немного. Их можно вложить во что-то полезное. С выгодой для себя и с пользой для России в целом.
Комментарии