На экспертом совете в ХГУ обсудили критическую нехватку учителей в школах Хакасии
Фото: ХГУ

В Хакасском госуниверситете состоялось заседание экспертного Совета по науке Верховного Совета Хакасии. Оно было посвящено совершенствованию целевой подготовки специалистов для региона, повышению качества математического, естественно-научного и педагогического образования, развитию передового инженерного образования.

Заведующий кафедрой математики, физики и информационных технологий института естественных наук и математики ХГУ, доктор физико-математических наук, профессор Юрий Гафнер рассказал, что выпускники их кафедры - преподаватели физики и математики в школах вынуждены работать на две ставки - по 36 часов в неделю (6 дней по 6 часов), один учитель занят 46 часов в неделю. Каждый учитель работает за двоих! Такая переработка влечет выгорание учителей, кто-то уходит из профессии. Когда 70-летние учителя уходят окончательно на пенсию, то для многих школ – это трагедия. Заменить их некому. Дефицит педагогических кадров, особенно по физике, математике, химии, биологии в регионе близок к критическому. Об этом шла речь на экспертном совете.

Фото: ХГУ.

Его открыла и выступила с предложениями по «Повышению качества математического, естественно-научного, педагогического образования» председатель экспертного совета, депутат Верховного Совета РХ, ректор ХГУ Татьяна Краснова:

– В 2022 году по Сибири и Дальнему Востоку средний балл ЕГЭ по профильной математике снизился до 41 (из 100). Девятиклассники в среднем по математике выполняют успешно всего 50% заданий. А 11-ый класс дает результат еще меньше - до 40 процентов.

Получается парадокс: выпускники, которые готовятся к поступлению в вузы, большинство из них в технические, через 2 года осознанного обучения после девятого класса не дотягивают до 50% выполнения заданий.

Большая проблема общества заключается в непонимании, зачем углубляться в дебри науки, когда в повседневной жизни хватает только знаний арифметики. В задачи школьной математики включены не только знания формул, но и развитие мышления, совершенствование логики.

Не секрет, что количество детей в нашей стране, любящих математику, ежегодно снижается. По сравнению со школьной программой 70-х годов количество часов по математике 9, 10 и 11 классов уменьшились на 30% в пользу гуманитарных дисциплин.

Большие проблемы возникают и при подготовке школьного учителя – повышается уровень требований к современному педагогу, который должен стать нравственным идеалом для учащихся, образцом для подражания.

Также участники экспертного заседания обсудили базовые компоненты подготовки школьного учителя в вузе, проанализировали уровень развития его методических умений и навыков, которые входят в профессиональную подготовку.

– Задача методической подготовки учителей решается главным образом на занятиях дисциплин педагогического цикла, а также во время педагогической практики. Совершенствование практических навыков происходит в дальнейшем во время работы педагога. В большей степени вуз в наши дни дает учителю базовое образование, которое необходимо ему для успешной работы в школе. А имеющиеся проблемы в методических знаниях могут восполняться в процессе послевузовского образования и адаптации в работе в школе, – подчеркнула Татьяна Григорьевна.

Также ректор ХГУ подняла вопрос о других актуальных аспектах проблемы подготовки современного школьного учителя, в их числе: низкая оплата труда, возрастной состав учителей и перегруженность «ненужными делами».

Также речь зашла о низком наборе студентов физико-математической направленности. Как отметила Татьяна Краснова, в Хакасском госуниверситете высокий конкурс при наборе на обучение будущих учителей физической культуры, начальных классов, некоторых других - 7 человек на место, и почти нет конкурса у физиков и математиков.

О развитии передового инженерного образования представила доклад директор Хакасского технического института - филиала СФУ Елена Бабушкина. В ХТИ те же проблемы, что и в ХГУ.

Одна из общих проблем высшего образования - целевая подготовка специалистов для региона. Сегодня система выстроена так, что информацию о потребности специалистов на рынке труда региона в Москву подают региональные министерства. Далее обобщенная информация поступает в федеральные министерства, и Минобрнауки России присылает в регион цифры набора студентов по каждой специальности, так называемые КЦП - контрольные цифры приема студентов. Это количество бюджетных мест. Самое парадоксальное, что из этой цепочки исключены вузы. А министерства, как правило, далеки от образования, и они не видят реальную картину потребностей региона в кадрах. Поэтому на медицинские специальности в ХГУ поступило больше 50 «целевиков», а на педагогические специальности всего восемь. А на некоторые дефицитные - ноль. Обсуждались и другие организационные проблемы.

В обсуждении доклада также приняли участие заместитель председателя Верховного Совета РХ Григорий Назаренко, отметивший, что престиж технических специалистов, учителей падает, скоро некому будет идти работать на производство. Верховный Совет РХ имеет право законодательной инициативы, и они готовы работать, чтобы инициировать внесение корректировок в федеральное законодательство.

В обсуждении проблем также приняли участие проректор по науке и инновациям ХГУ Анатолий Попов, директора институтов: непрерывного педагогического образования Марина Хортова, истории и права Валентина Наумкина, медицинского Оксана Килина. Также в заседании участвовала руководитель Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Нина Майнагашева.   

Директор ИНПО Марина Хортова отметила:

– Еще 8 лет назад была такая тенденция: все, кто приходил поступать на педагогическую специальность, сначала подавали документы на физмат или биохим, а потом на всякий случай - на начальные классы и дошкольное образование. Соответственно, средний балл студентов так и распределялся – в районе 200 - физмат, чуть меньше – биохим, 170-180 баллов - начальные классы и дальше 160 шло дошкольное образование.

Сейчас стало наоборот - обучающиеся понимают уровень ответственности и сложности, который ложится на плечи учителей специальности физика и математика, а оплачивается работа такого учителя ровно также, как и у остальных педагогов.

Директор института истории и права Валентина Наумкина добавила, что из года в год растет процент ребят, которые не хотят работать по специальности. Часто молодые люди идут учиться в высшие заведения потому, что такой вектор им задала семья. Многие из выпускников, в погоне за крупными зарплатами, идут в индустрию красоты, потому что оплата таких специалистов значительно превышает уровень заработной платы, например, работников прокуратуры или учителя.

Профессор Юрий Гафнер добавил, что основной проблемой дефицита учителей математики и физики в школе также является нехватка абитуриентов при поступлении в институт. Он подчеркнул, что в Хакасском госуниверситете за 5 лет обучения на кафедре преподаватели доводят до студентов мнение о значимости их специальности, и по итогу 90-95% выпускников после окончания вуза идут работать в школу:

– Когда мы вручаем им дипломы, то всегда делаем это с чистым сердцем. Было бы больше студентов, которые приходят к нам учиться, мы бы и больше специалистов подготовили. Преподаватели ведь отдают душу студентам, которые всегда уходят в школы наполненные и готовые работать. Правда, часть наших учителей физиков-математиков ушли работать в колледжи. Так как они отметили, что там работать проще, чем в школе. Но основная проблема именно в том, что нас мало.

Обучаясь на пятом курсе, до 70% студентов уже преподают, а 50% становятся школьными учителями с четвертого курса. Еще лет 10-15 назад в ХГУ набирали 4 группы математиков и две группы физиков, а сейчас только одну физико-математическую – 23 студента. Не идет молодежь на них учиться – сложно, трудно, а зарплата как у обычного учителя.

По итогам работы совета подготовлены предложения, которые будут рассмотрены Верховным Советом и правительством Хакасии, - сообщила пресс-служба ХГУ.

Добавить комментарий

Комментарии  

пока не будет системы образования как в СССР, не будет толку. 1. Целевые места. 2. Отучился за счет бюджета, будь добр отработай государственные деньги. Т.е. принудительное распределение к месту работы (село, город).
Нынче в стране не нужны грамотные, нужны те, кем проще манипулировать, ну и беспрекословные исполнители любого желания сверху.
"Также речь зашла о низком наборе студентов физико-математической направленности." - так откуда они возьмутся если в школе уровень подготовки упал ниже плинтуса. Не будет подготовки в школе не будет и студента, замкнутый круг. Вся система образования держится пока, за счет того что было заложено в СССР, пока часть родителей, бабушек и дедушек выращенных в той системе, помогают детям и внукам в обучении. Та же часть родителей (нового поколения) уже ни чего не знает, а соответственно не может помочь детям. Школа по факту уже убита ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и т.д. У учителей одни отчеты и зачеты. им надо научить детей "правильно галочки расставить", не до обучения им. Не говоря уже о том давлении которое испытывают учителя от нерадивых учеников и их родителей, Минобра и управлений образований - отчеты, отчеты, отчеты и снова отчеты. Даже тут развели демагогию, по факту ни каких результатов нет и не будет пока во главе сидят такие "специалисты".
Сейчас не учат, не лечат, а оказывают услугу. Вывод.
Надо уменьшить количество часов математики в школах и добавить "разговоров о важном" и физкультуры. А чтобы учителя из школ не уходили ЕР могла бы им ещё лет на 10 пенсионный возраст поднять. Помощник президента Мединский предлагает сократить количество лет обучения в школе. В общем есть варианты решения проблемы с нехваткой учителей.
По лицу назаренко видно, что у него отсутствует заинтересованность от слова Совсем. Сомнительно, что с таким равнодушием "они готовы работать, чтобы инициировать внесение корректировок в федеральное законодательство".
Враньё. Молодых учителей школы просто не берут на работу. Неоднократно общался с такими. Работают "старые" по слаженным схемкам. Часы по друзьям разобрали чтоб зарплаты получать.