Старший научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат философских наук, заведующий лабораторией генеалогических исследований Алексей Нилогов поделился с читателями ИА «Хакасия» информацией об охотнике-старожиле Леонтии Орешкове.
«В фотоколлекции Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) под номером МАЭ И 121-62 и в Красноярском государственном краеведческом музее (номера НВ-2392/10, НВ-2392/20) хранится фотография охотника Леонтия Пилатовича Орешкова в охотничьем костюме с защитой от снега. Фотография датирована 5 октября 1930 года, автор снимков - директор Минусинского музея им. Н. М. Мартьянова Александр Харчевников. Сагайцу Леонтию Орешкову из Синявинского улуса Синявинского сельсовета Чарковского района указано 86 лет.
Леонтий Пилатович Орешков принадлежал к сеоку (этнороду) «том» и принадлежал к Сагайскому улусу Степной думы соединённых разнородных племён. Орешковы были сородичами Майнагашевых, но относились к разным административно-территориальным родам. Орешковы проживали в селе Синявино ещё с 1-й половины XVIII века, о чём имеются сведения из исповедных росписей Аскизской Петропавловской церкви.
Работая с церковными метрическими книгами, хранящимися в Государственном архиве Красноярского края, мы выявили подлинную запись о рождении/крещении Леонтия Орешкова. На самом деле его отчество «Пилатович» - это изменённый вариант редкого отчества «Филатович» (от имени «Филат», хотя в переписи 1858 года указано верное имя - Феофилакт). Так, метрическая запись о рождении Леонтия нашлась по Усть-Есинской Петропавловской церкви за 1852 год. Согласно записи № 28 Леонтий родился 1(13) мая в семье ясачного 1-й половины Сагайского рода Филата Михайловича Орешкова и его законной жены Евдокии Ивановны (основание: Государственный архив Красноярского края. Ф. 764. Оп. 1. Д. 19. Л. 5об.- 6. № 28).
И, действительно, по ревизии 1858 года в семье у Феофилакта Михайловича Орешкова записан 5-летний сын Леонтий, родившийся в мае 1852 года (основание: Государственный архив Красноярского края. Ф. 160. Оп. 3. Д. 622. Л. 30об.-31. № 84).
Выходит, что в октябре 1930 года Леонтию Пилатовичу Орешкову было не 86, а 78 лет от роду (шёл 79-й год). Из-за отсутствия документов, подтверждающих рождение, в советское время появилось много старожилов, особенно на Кавказе и в Средней Азии. Теперь при наличии метрических источников мы можем устанавливать реальные возрасты этих старожилов».
Алексей Сергеевич Нилогов, кандидат философских наук,
заведующий лабораторией генеалогических исследований,
старший научный сотрудник ХакНИИЯЛИ
Комментарии