Набившая уже оскомину «мусорная» тема не даёт покоя никому. Реформа, которая предполагала наведение порядка в этой сфере, в Хакасии показала себя не с лучшей стороны: многих жителей категорически не устраивают работа «Аэросити-2000» и бардак с исполнением заявок на вывоз ТКО.
Мама четверых детей, в том числе сына-инвалида, Юлия Каткова, проживающая со своей семьёй в частном доме по улице Ленина в селе Калинино, поделилась наболевшим:
— У нас сотрудники «Аэросити» за всё время вывозили мусор всего один-единственный раз, было это в январе 2019 года. Однако квитанции об оплате нам присылают ежемесячно, вместе с начисленной пеней за просрочку. Долг на данный момент вырос до суммы более чем в 20 000 рублей, несмотря на то, что услугами регоператора мы не пользуемся. Наши требования аннулировать задолженность компания игнорирует, обращения по перерасчёту не принимает. Жалобы в прокуратуру и минстрой Хакасии ожидаемого результата не принесли.
В редакцию регулярно поступают сигналы от граждан, у которых накопилось достаточно вопросов на тему «за что мы платим деньги». Люди возмущены тем, что их обложили «мусорной данью», так как для кого-то, по мнению многих, бытовые отходы — это золотая жила. Раньше можно было просто нанять машину и вывезти мусор самостоятельно в любое удобное для заказчика время. Сейчас же действует принудиловка в пользу навязанного всему населению единого регионального оператора. Хочешь не хочешь, а платить нужно. Но как только дело касается исполнения им обязанностей, так все в стороне! Спросить бывает не с кого, невозможно ни до кого достучаться.
Поясню на собственном конкретном примере. Живу в частном секторе Абакана, проезд Новогодний (район Южный). Заявку региональному оператору «Аэросити-2000» подала ещё 6 января — мусор не вывозят почти месяц! Звонила в компанию неоднократно, ответ один: «Ждите». Дважды жаловалась на коммунальщиков в минстрой Хакасии, там обещали разобраться, но воз, как говорится, и ныне там.
Об аналогичной проблеме рассказал и другой житель нашего района — с улицы Совхозной. Он поделился, что услугами «Аэросити-2000» пользуется всего три-четыре раза в год, но эта компания, ежемесячно требующая оплату за услуги, выполнять свои обязанности не торопится. Так, заявка на вывоз мусора была подана в этом году 8 января, затем отправлялись повторные заявки, а бак до сих пор стоит переполненный. Отходы приходится складировать рядом с контейнером, упаковывать в мешки. Как быть и куда жаловаться? Вопрос остаётся всё таким же острым и далёким от решения.
При подготовке публикации журналисты «Хакасии» попробовали связаться с «Аэросити-2000», но комментировать ситуацию там отказались. Сейчас трубку не берут, до этого говорили: «Ожидайте, вам перезвонят. Мы обязательно сообщим вашу просьбу руководству».
В министерстве строительства и ЖКХ республики на запрос редакции предоставили следующую информацию. Как сказано в служебной записке, «оценка исполнения деятельности регионального оператора в Хакасии по обращению с ТКО ведётся на постоянной основе». Всего в 2023 году в ведомство поступило 646 письменных обращений от жителей. По факту выявленных нарушений региональному оператору выдано 39 предписаний, также объявлено 209 предостережений.
В январе этого года в минстрой РХ от жителей частного сектора поступило 42 письменных обращения (из Абакана и Черногорска, Алтайского и Усть-Абаканского районов). Для защиты прав потребителей инициированы две внеплановые проверки в отношении ООО «Аэросити-2000», связанные с ненадлежащим предоставлением коммунальной услуги. В адрес регоператора направлено пять предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований ввиду несвоевременного вывоза мусора по местам индивидуальной жилой застройки.
Но даже прокуратура и суды не могут заставить работать мусорного регоператора. Как сообщили в прокуратуре РХ, в прошлом году по инициативе надзорного ведомства было возбуждено 10 дел об административных правонарушениях по статье 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами), назначены штрафы. В адрес руководства компании внесены представления об устранении нарушений. При этом прокуратура только после долгих тяжб в нескольких судебных инстанциях добилась официального подтверждения фактов о том, что филиал ООО «Аэросити-2000» не выполняет свои обязанности в полном объёме.
Так, ещё весной 2022 года в результате проверки, проведённой надзорниками, в деятельности филиала компании были выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что в течение длительного времени с момента поступления заявок граждан региональным оператором не осуществлялся вывоз твёрдых коммунальных отходов. Прокурор Черногорска внёс руководителю компании представление об устранении нарушений, но его законные требования были оспорены региональным оператором в суде. И только в мае 2023 года судебное решение вступило в законную силу. Суд кассационной инстанции подтвердил законность требований прокуратуры об обязанности регионального оператора своевременно вывозить ТКО по заявкам.
Так что же остаётся делать жителям частного сектора, у которых неделями мусор не вывозят? Может, до лета ждать, пока всё «само рассосётся»? Ходить по инстанциям, обращаться в суд? А может быть, поступать куда более радикально: раз не убирают мусор по-хорошему, то отходы выбрасывать в уличные урны либо складировать на крыльцо у входа в здание регионального оператора? Жёстко и грубо? Зато эффективно!
Тамара КИРИЧЕНКО, газета «Хакасия»
P.S. Когда материал готовился к печати, редакция получила комментарий министерства природных ресурсов и экологии Хакасии. Поэтому к наболевшей «мусорной» теме мы ещё вернёмся в одном из ближайших выпусков газеты.
Комментарии