Что известно о детстве художника Дмитрия Каратанова в Хакасии
Фото из личного архива Маины Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй, в которой рассказывает о доме, где жила семья Каратановых.

Вот её содержание: 

«В 2024 году Аскизскому району исполняется 100 лет. Среди известных жителей, родившихся в с. Аскизском вызывает интерес личность русского художника Дмитрия Иннокентьевича Каратанова, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, первого преподавателя Красноярской рисовальной школы.

Начиная с 1870-х годов с. Аскизском находился перевалочный пункт купца и золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова (1818-1878 гг.) и его сыновей Александра Петровича (1848-1913 гг.), Иннокентия Петровича (1851-1916 гг.) и Ивана Петровича (?) -  для грузов, идущих на золотые прииски в Минусинском и Бийском округах, которые находились по рекам Кызас, Анзас и Узун-Чул.

В 1870-1890-е годы «резидентом» у золотопромышленника Петра Кузнецова служил Иннокентий Иванович Каратанов (1847-?), который вместе со своей семьей проживал в с. Аскизском. Семья Каратановых состояла из жены Павлы Николаевны (1856-?), дочерей Ольги, Веры и сына Дмитрия.

Долгие годы было не совсем понятно, где же проживала семья художника Дмитрия Каратанова в с. Аскизском, но благодаря потомкам золотопромышленника Петра Кузнецова, Марине и Евгению Серебренниковым в книге «Великие меценаты России. Кузнецовы» (Красноярск, 2020 г.) была опубликована интересная и ценная информация о строительстве «резиденции» Петра Ивановича в Аскизском.

Они писали:

«По просьбе П. И. Кузнецова резиденцию в с. Аскизском строил минусинский купец 1-й гильдии Иван Гаврилович Гусев. На постройку усадьбы Гусев заключил подряд с крестьянином Воиновым, на что выдал ему 1 тысячу рублей».

Исходя из данной информации, было установлено, что в конце западной части села Аскизского крестьянин Воинов построил два больших дома, конюшни, амбары и прочие постройки, где часто останавливались приезжающие в село гости к золотопромышленнику Петру Кузнецову. В одном доме проживал «резидент» Иннокентий Каратанов с семьей. В другом двухэтажном деревянном здании (в настоящее время в нём находится Аскизский районный краеведческий музей им. Н. Ф. Катанова - прим. автора) останавливались гости, которые приезжали в летнее время.

В своих воспоминаниях художник Дмитрий Каратанов пишет:

«Случалось иногда, что на десяти-двенадцати экипажах, следуя на прииски или обратно, наезжал и сам П. И. Кузнецов. Экипажи, кроме его семьи или части её, были наполнены мужской и женской прислугой, гостями, среди которых бывали актеры, актрисы, ученые, иностранцы, политические ссыльные и т.д., то есть вообще народ всякого вида, чина и звания.

Двор наполнялся экипажами, звоном поддужных колокольцев, людским говором, беготней прислуги. Кроме большого дома резиденции, во дворе стоял еще деревянный двухэтажный дом. Оба его этажа кругом опоясывали балконы.

Дом этот служил только как летнее помещение, т. к. в нем не было печей… Дом резиденции холодным сквозным коридором разделялся на две неравные половины. В большой половине, выходившей в улицу, помещались приезжие, а в малой, выходившей во двор, жила наша семья».

В 1880-е годы в «резиденции» в с. Аскизском у Каратановых жил политический ссыльный из Одессы Иван Маркович Радецкий (1853-?). В Одессе он занимался революционной деятельностью и был выслан в Сибирь. Сначала в Красноярск, а затем в село Аскизское.

По возращению из ссылки в Одессу И. М. Радецкий сотрудничал в местных газетах, специализировался в вопросах физического воспитания, устройстве детских садов и яслей, читал лекции и был членом литературно-артистического клуба. Он был знаком с писателями В. Жаботинским и К. Чуковским, который сделал его одним из персонажей в книге «Нынешний Евгений Онегин». В последующие годы Радецкий стал писателем и написал ряд статей по проблемам детской педагогики: «Бедные дети» (1894), «Брошенные дети» (1894), «Детское дело» (1894) и др.

О Радецком Дмитрий Каратанов вспоминал следующее:

«Но из этих немногих, проживавших иногда несколько дней (имеется в виду «резиденции» - прим. автора), а то месяц, некоторые личности память сохранила довольно хорошо. Среди таковых был, например, политический ссыльный по фамилии Радецкий… Он жил у нас, пожалуй, не меньше двух месяцев. Я очень привязался к этому доброму и красивому человеку. Мне все нравилось в нем, даже фамилия его казалась мне особенно красивой. 

Он много времени проводил со мной: брал меня кататься на лодке или на прогулку, и мы тогда довольно далеко уходили в степь. Располагались посидеть или у кургана, или в кустах на берегу реки, и он начинал рассказывать о людях, растениях, небесах и многом другом. Вообще, тема была всеохватывающая. Говорил он просто и понятно. Потом он куда-то скрылся, и с тех пор я о нём уже ничего не слышал».

В 1892 году после отъезда семьи Каратановых на Бирюсинские прииски в «резиденции» П. И. Кузнецова, по всей видимости жили священники Аскизской Петропавловской церкви: В. Е. Суховской, В. И. Кузьмин, И. Ф. Нестеров, И. Кузугашев.

Так же удалось точно установить, что в «резиденции» проживал священник Владимир Иванович Кузьмин, который заменил умершего священника Василия Ефимовича Суховского. 8 сентября 1904 года он был рукоположен Епископом Енисейским и Красноярским Евдокимом в священники Аскизской Петропавловской церкви.

Из сведений Национального архива Хакасии известно, что Владимир Иванович Кузьмин родился он 10 августа 1879 году в с. Таштыпское в семье купца. Обучался сначала в Барнаульском горном училище, а затем в Томском Александровском реальном училище, после чего поступил в 5 класс Красноярской Духовной семинарии, которую окончил с аттестатом 1 разряда.

Владимир Кузьмин был жизненно активным человеком. В научной публикации «Карьера священника из Аскиза» историк А. Н. Гладышевский писал:

«В соответствии с предписаниями Енисейской консистории священник в инородческом церковном приходе обязывался прослужить не менее десяти лет, в течение первых трех – изучить местное наречие, верования и обычаи жителей улуса. Следуя этим наставлениям, В. Кузьмин изучал местное наречие – сагайский диалект и шаманские верования хакасов».

По инициативе Кузьмина, в январе 1905 года с. Аскизском при Петропавловской церкви открылось «Общество трезвости» и он стал его руководителем. Общество имело свое помещение, где члены обучались чтению религиозной литературы, письму и молитвам. Читальня «Общества трезвости» находилась в деревянном здании в центре Аскизского (в настоящее время это улица Советская – прим. автора).

С начала открытия «Общества трезвости» имело постоянный состав членов 30 человек, которые дали обет трезвости, а также общество имело свои деньги, дававшие возможность вести деятельность в соответствии с принятым уставом. «Общество трезвости» приняло принцип полного отказа от употребления спиртных напитков и желание оказывать воздействие на ту часть инородческого населения, которая занималась самогоноварением и продажей «араки» местному населению.

С весны 1905 года в «Обществе трезвости» количество состава увеличилось за счет новых членов. В это время стали применяться более разнообразные и действенные формы духовно-нравственного просвещения местного населения. В религиозные чтения ввели народное пение молитв и церковных песнопений, показ кинофильмов из проектора и живое общение членов общества с жителями села.

В 1907 году «Обществом трезвости» в Аскизском был приобретён граммофон, где проигрывались на грампластинках пьесы церковного характера, которые прослушивались в антрактах между чтением и пением. А также стали выписывать журналы из Санкт-Петербурга петербургского общества имени Александра Невского «Трезвая жизнь», «Воскресный благовест» и светский журнал «Вестник трезвости», книги и брошюры из серии «От Божьего ока не укроешься».

Исследователь Л. А. Афанасьев писал, о деятельности «Общества трезвости» в Аскизском в 1905-1907-х годах следующее:

«Всех чтений в году было до 40, летом они не проводились. Число слушателей дошло до 100 человек. Это говорит, что они чрезвычайно нравились людям, ведь в селе, напомним, было всего 70 дворов! Таким образом, чтения с картинами и пением, граммофоном, беседами проводились в среднем каждую неделю с осени по весну и представляли собой своего рода привлекательный православный трезвый досуг с участием значительной части односельчан».

С 25 по 30 июня 1908 году Владимир Кузмин стал участником ХХХVII миссионерского съезда в Красноярске, где выступил с докладом и предложил целый ряд мероприятий по улучшению миссионерской деятельности в с. Аскизском: открытие миссионерской семинарии, подготовку кандидатов для поступления в духовные семинарии, постройку новых молитвенных домов и учреждение штата катехизаторов.

В 1910 году в Казани вышла брошюра священника Кузьмина под названием «Опыт борьбы с великим злом». В ней автор рассказал о деятельности «Общества трезвости» в Аскизском с 1905-1910-е годы и познакомил с практическим опытом работы по искоренению пьянства в инородческом улусе Минусинского уезда.

В 1913 году Енисейская епархия образовала Минусинский благочинный округ из миссионерских приходов южной части Енисейской губернии. Во главе благочиния был поставлен священник Владимир Кузьмин. После отъезда Кузьмина в Минусинск «Общество трезвости» в с. Аскизское прекратило свою деятельность.

Таким образом, в данной публикации установлено, где родился в 1874 году и провёл детские годы известный сибирский художник Дмитрий Каратанова в с. Аскизском – центре Степной думы разнородных племен. После отъезда семьи Каратановых на Бирюсинские прииски в «резиденции» золотопромышленника Петра Кузнецова, по всей видимости жили священники Аскизской Петропавловской церкви В. Е. Суховской, В. И. Кузьмин, И. Ф. Нестеров и И. Кузугашев».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий