О летчике из Хакасии Матвее Барахтаеве и боях за Восточную Пруссию
Фото из книги Ф. Г. Гнездилов «На высотах мужества» (Минск, 1987 г.)

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о летчике Матвее Барахтаеве, который участвовал в боях за Восточную Пруссию в январе-мае 1945 г.

Вот её содержание: 

«В марте 2021 году в Абакане прошли общественные обсуждения в региональной Общественной палате по выбору имени международному аэропорту в Абакане, выдающегося соотечественника, имеющего особые заслуги перед Хакасией. Один из представителей инициативной группы внес предложение о присвоении аэропорту имени лётчика-истребителя Матвея Барахтаева.

К глубокому сожалению, имя Матвея Васильевича в Хакасии оказалось забытым и малоизвестным в наши дни. Между тем этот летчик был известен своим героизмом: подбил в боях 12 фашистских самолетов «Фокке-Вульф-190». Это случилось в 1944-1945-х годах в небе над Восточной Пруссией.

В первые дни Великой Отечественной войны наш земляк летчик Матвей Васильевич Барахтаев служил на Карельском фронте и в ноябре 1942 года в одном из воздушных боев, был сбит зенитным огнем на вражеской территории в лесах Карелии. После излечения в госпитале М. В. Барахатаев был направлен на службу в 18 гвардейский истребительный авиационный полк (далее 18 гиап - прим. автора) 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армий 3-го Белорусского фронта.

В составе 18 гиап летчик Барахтаев принял участие в освобождении Смоленска, Витебска и Орши, и в битве за Восточную Пруссию. В августе 1944 года после завершения операции «Багратион», были освобождены территории Белоруссии, Литвы, восточные районы Польши и советские войска вышли к границам Восточной Пруссии. 27 августа 1944 года 18 гиап перебазировался на аэродром Меречь в Литве на границе с Восточной Пруссией.

5 октября 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта перешли в наступление, а на следующий день 39-я армия 3-го Белорусского фронта перешла в наступление на город Тильзит (Советск) в Восточной Пруссии. Особенно напряженный характер боевые действия приняли 9-10 октября 1944 года, в которых принял участие наш земляк Матвей Барахтаев. Хроника боевых действий 18 гиап складывалась следующим образом.

10 октября 1944 года летчики 18 гиап сбили 10 вражеских самолетов. В середине дня шестерка самолетов «Як-3» во главе с В. Г. Серегиным во время патрулирования обнаружила подходившую к линии фронта восьмерку самолетов «Fw-190». Она шла ниже советских истребителей примерно на 1500 м. Серегин завел группу со стороны солнца и атаковал врага с полупереворота сверху сзади. «Фоккеры» встали в «круг». Советские летчики вышли из первой атаки боевым разворотом, снова бросились на врага. Это дало возможность М. В. Барахтаеву и В. Г. Серегину выйти в хвост двум «фоккерам» и бой с ними оказался коротким: летчики сразили обоих.

16 октября 1944 года 3-й Белорусский фронт на гумбинненском направлении перешел в наступление и для летчиков 18 гиап он стал напряженным. В этот день они совершили несколько групповых боевых вылетов. В первом вылете 1 аэ В. И. Запаскина получила задачу блокировать аэродром Йукштайн, 3 аэ В. Г. Серегина - аэродром Будупенен, 2 аэ В. Н. Барсукова вместе с истребителями полка «Нормандия-Неман» сопровождала бомбардировщиков. Эскадрилья В. Г. Серегина находилась над аэродромом Будупенен (Должанское) и блокировала на нем свыше 70 самолетов. Дежурной паре «Fw-190» здесь удалось взлететь, но во время набора высоты ее на большой скорости атаковали и сбили В. Г. Серегин и М. В. Барахтаев. Вторую пару «фоккеров», пытавшихся вырулить на старт, подожгли пушечными очередями летчики И. М. Грачев и В. М. Шалев.

В этот же день в 16:00 из штаба дивизии поступила новая боевая задача: в период с 16:40 до 17:30 всем составом полка прикрывать от ударов авиации противника войска 2 танкового корпуса, наступавшего на Инстербург (Черняховск).

Начальник штаба 18 гиап Ф. Г. Гнездилов в книге «На высотах мужества» (Минск. 1987) писал:

«Ровно в 16:30 три эскадрильи, возглавляемые командиром полка А. Е. Голубовым, взлетели и, набрав высоту 3000 м, взяли курс в указанный район боевых действий... Появилась большая группа «Fw-190». Оценив обстановку, Голубов приказал командиру 3 аэ В. Г. Серегину атаковать «фоккеров» всем составом. Двенадцать «Як-3» устремились в атаку. Шли в лоб. Сильным огнем из пушек и пулеметов они расстроили боевой порядок немецких самолетов. Те преждевременно освободились от бомбового груза и начали метаться из стороны в сторону. Гвардейцы воспользовались этой растерянностью врага. Бой распался на отдельные очаги и шел на вертикалях и глубоких виражах. На одном из таких виражей Серегин сблизился с «фоккером» метров до 50 и сбил его первой же очередью. Вскоре М. В. Барахтаев на выходе из пикирования поджег еще один «фокке-вульф».

В этом бою гвардейцы добились внушительной победы - сбили 12 вражеских самолетов и столько же подбили.

С 13 января по 25 апреля 1945 года летчики 18 гиап участвовали в наступательной «Восточно-Прусской операции». Главной целью которой, стал прорыв обороны противника, отсечение восточно-прусской группировки от главных вооружённых сил Германии и её уничтожение. Наступательная операция на проводилась силами 3-го Белорусского, 2-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов. Группировка советской авиации состояла из 1-й воздушной армии (3-го Белорусского фронта) и 4-й воздушной армии (2-го Белорусского фронта), 3-й воздушной армии (1-го Прибалтийского фронта), а также авиации КБФ.

В условиях сильно укреплённой обороны в Восточной Пруссии большую роль отводили авиации, которая должна была парализовать резервы противника, артиллерию и нарушить движение по железным и шоссейным дорогам. Она также должна была поддерживать ударные группировки фронтов при прорыве зоны обороны, обеспечивать ввод в сражение танковых соединений, прикрывать свои войска в районах их сосредоточения и вести непрерывную воздушную разведку.

Советским войскам в Восточной Пруссии противостояла немецкая группа армий «Центр» и 6-й воздушный флот, имевший в своём составе 775 самолётов и хорошо подготовленную аэродромную сеть.

13 января 1945 года утром в полосе 3-го Белорусского фронта под командованием И. Черняховского после подготовительной бомбардировки авиации началось наступление советских войск. Командующий войсками генерал армии И. Д. Черняховский решил нанести главный удар по «тильзитско-инстербургской» группировке, состоящей из 3-й танковой армии (генерала Э. Рауса) и 4-й армии (генерала Г. Рейнхардта), тем самым нарушить взаимодействие между армиями, а также обойти с севера мощные узлы сопротивления: Гумбиннен (Гусев) и Инстербург (Черняховск).

15 января 1945 года две эскадрильи 18 гиап сопровождали бомбардировщиков «Пе-2» 6 гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии, которые нанесли удары по укреплениям в Тутшене (Ватутино). В итоге наземные войска уже через два часа захватили этот опорный пункт. Действия пикировщиков обеспечивали две эскадрильи 18 гиап под командованием командира полка майора С. А. Сибирина. Когда «Пе-2» подходили к цели, три шестерки «фокке-вульфов» - одна сверху сзади, а две справа и слева снизу - нацелились на них в атаку. Сибирин приказал трем четверкам «Як-3» ударной группы связать боем истребителей врага, а двум четверкам В. Н. Барсукова прикрывать «Пе-2». Отражая атаку «фоккеров», М. В. Барахтаев сблизился с одним из них на крутом вираже и расстрелял пушечной очередью. Второй «фоккер» пытался зайти Барахтаеву в хвост, но не заметил, как сам оказался на прицеле летчика В. М. Шалева.

18 января войска 3-го Белорусского фронта в результате напряжённых боёв прорвали оборону противника к северу от Гумбиннена (Гусев), оттеснив остатки 3-й танковой армии генерала Э. Рауса к Кёнигсбергу.

19 января 1945 год небе над Инстербургом (Черняховск) в одном бою Барахтаев сбил два «Фокке-Вульф-190».

«19 января 1945 года капитан Барахтаев М. В. повел в бой 12 самолетов своей эскадрильи. В 17 км севернее Инстенбурга (Черняховск) лично сбил один «Фокке-Вульф». В тот же день на высоте 2500 метров командир авиаэскадрильи М. В. Барахтаев вел 50 минутный бой с шестью «Фокке-Вульфами» и одержал победу. Летчик Тарасов сбил одного, летчик Грачев –одного, летчик Зюзь- одного, летчик Барахтаев - одного. Всего в этом бою гитлеровцы потеряли 4 самолета», - вспоминал командир 18 гиап А. Е. Голубов.

20 января советская авиация нанесла удар по сильному узлу сопротивления немецких войск - городу Гумбиннен (Гусев), после чего войска 28-й армии штурмом овладели городом.

22 января советская армия овладела Инстербургом (Черняховск) и к 29 января вышла на побережье Балтийского моря, обойдя Кёнигсберг с севера. В результате совместных действий войск и авиации 3-го и 2-го Белорусских фронтов восточно-прусская группировка немцев понесла большие потери и была рассечена на три части (Земландская, Кёнигсбергская и Хейльсбергская).

9 февраля 1945 года шестерка «Як-3» под командованием М. В. Барахтаева, прикрывая войска в районе Браунсберга, обнаружила три группы по 8-10 «фокке-вульфов» в каждой. Они шли к фронту. Барахтаев решил атаковать врага. Первый удар летчики нанесли с полупереворота сверху сзади по головной восьмерке врага. В этой атаке Барахтаев с близкого расстояния сбил ведущего группы. Д. А. Тарасов и И. М. Грачев по примеру Барахтаева подожгли еще два «Fw-190». Оставшиеся летчики первой группы, сбросив бомбы, поспешно убрались восвояси. После выхода из атаки шестерка «Як-3» стремительно набрала высоту и рванулась к другой группе «фокке-вульфов». Советские летчики открыли огонь с дистанции около 100 м. Два самолета «Fw-190», были уничтожены М. В. Барахтаевым и Ф. М. Малашиным.

11 февраля 1945 года командир авиаэскадрильи Барахтаев участвовал в воздушных боях по ликвидации «хейльсбергской группировки» в 4 км юго-западнее Хейлигенболя (Мамоново). В данном районе немецкое командование усилило Люфтваффе самыми опытными летчиками из эскадры «Мельдерс» и «Удет», на вооружение которых были новые самолеты «Ме-109» и «ФВ-190».

И в этот день Барахтаев лично сбил один «ФВ-190».

Весной 1945 года в Восточной Пруссии установились неблагоприятные погодные условия, распутица и отставание тылов не позволили продолжить наступление, которое возобновилось только 13 марта 1945 года. В это время немецкое командование активизировало действия своего морского флота по снабжению войск в Восточной Пруссии. С целью недопущения перевозок 1-я и 3-я воздушные армии в начале марта 1945 года усилили свои действия по немецким морским портам, расположенным на побережье залива Фриш-Гаф (Калининградский залив).

С 18 по 25 марта авиация 1-й воздушной армии нанесла ряд ударов по кораблям и транспортам в порту Розенберг (Краснофлотское), а с 19 по 22 марта авиация 3-й воздушной армии во взаимодействии с авиацией КБФ нанесла ряд ударов по порту Пиллау (Балтийск) и по боевым кораблям и транспортам в заливе Фриш-Гаф (Калининградский залив).

26 марта, советские войска вышли к заливу Фриш-Гаф (Калининградский залив) и через три дня остатки «хейльсбергской группировки» (15 дивизий 4-й армии) прекратили борьбу.

В районе столицы Восточной Пруссии города Кёнигсберге находились значительные силы противника: оперативная группа «Земланд», 4 пехотные дивизии, несколько отдельных полков и батальонов фольксштурма (130 тысяч человек, около 4 тысяч орудий и миномётов, 108 танков и штурмовых орудий).

С 13 по 27 марта 1945 года 1-я, 3-я, 4-я, 15-я и 18-я воздушные армия и часть авиации КБФ ежедневно производили бомбардировку Кенигсберга, где было задействовано около 2400 самолетов. Утром 9 апреля после массированных ударов артиллерии и самолётов части 11-й армии при поддержке танков и самоходной артиллерии атаковали врага в городе и к 21 часу гарнизон Кёнигсберга капитулировал.

После взятия Кёнигсберга остатки восточно-прусской группировки «Земланд», занимала Земландский полуостров и порт Пиллау (65 тысяч человек, 1200 орудий и миномётов, 166 танков и штурмовых орудий).

8 апреля 1945 года в небе над Пиллау (Балтийск) шестерка «Як-3» во главе с М. Барахтаевым встретились с восьмеркой «фоккеров» с опознавательными знаками эскадры «Мельдерс». Завязался бой, где инициативу захватили наши летчики. Немецкие ассы дрались ожесточенно, забыв об осмотрительности и взаимопомощи и этим воспользовались советские летчики. Когда один из «фоккеров» пошел на «Як-3» летчика Ивана Грачева, Барахтаев зашел ему в хвост и сразил его выстрелами.

13 апреля началась наступательная «Земландская операция» и 17 апреля советские войска овладели Земландским полуостровом и городом Фишхаузен (Приморск). Остатки оперативной группировки противника «Земланд» (20 тыс. человек) отступили в район Пиллау (Балтийск), который 25 апреля после ожесточенных боев сдался. В дни штурма порта Пиллау (Балтийск) капитан Матвей Барахтаев провел последний воздушный бой и сразил один самолет врага.

После разгрома основных сил группы «Земланд» в Пиллау (Балтийск) противник продолжал удерживать в своих руках лишь косу Фрише-Нерунг (Балтийская коса), где в одном из боев самолет капитана Матвея Барахтаева был сбит немецкими зенитчиками. Барахтаеву с трудом удалось дотянуть до берега залива Фришес-Хафф (Калининградский залив) и сесть на «брюхо» на песчаной отмели. Раздосадованный, с парашютом за плечами, летчик вернулся в полк. Техники сумели поставить самолет на «ноги» и Барахтаев снова уходил на нем на разные задания.

К 9 маю 1945 года летчик-герой капитан Матвей Васильевич Барахтаев- командир 3-й эскадрильи 18-го гиап совершил 313 боевых вылетов, в 41 воздушном бою он сбил лично 13 самолетов и в составе пары 2 самолёта, тем самым внес значительный вклад в Победу в годы Великой Отечественной войны. И нужно отметить, что все эти победы нашего земляка произошли в небе над Восточной Пруссией в 1944-1945-х годах».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

О летчике из Хакасии Матвее Барахтаеве а где родился где проживал в Хакасии - было бы интересно узнать