Какой вклад внесли воины Хакасии в оборону Заполярья
Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о вкладе воинов Хакасии в оборону Заполярья (1941-1942 гг.).

Вот её содержание: 

«Среди малоизвестной информации в военной истории Хакасии периода Великой Отечественной войны имена рядовых 72-й морской стрелковой бригады, 14-й армии Северного фронта Петра Николаевича Рыбина (1904) из рудника Балахчин, Петра Евдокимовича Сидорова (1906) из рудника Балахчин и Петра Сергеевича Карташова (1916) из Черногорска, который стали участниками обороны Крайнего Севера в 1941-1942-годах. По скупым сведениям, удалось реконструировать хронику происходящих военных событий в ходе обороны Крайнего Севера в 1941 году в которых приняли участие краснофлотцы П. Н. Рыбин, П. Е. Сидоров и П. С. Карташов, тем самым внесли свой военный вклад в оборону Заполярья.

72-я морская стрелковая бригада, где служили наши земляки, была сформирована в период с 1 ноября 1941 года по 6 декабря 1941 года в Новосибирской области. Морская бригада формировалась из моряков Тихоокеанского флота, призывников и выписанных из госпиталей, а также выпускников Каспийского высшего военно-морского командного училища. По окончании формирования морская бригада, через Мурманск была направлена на Кольский полуостров, в Мурманскую область. Командиром бригады был назначен полковник В. Н. Моложаев.

В действующей армии 72-я морская стрелковая бригада с 27 декабря 1941 года, когда была зачислена в состав 14-й армии Северного фронта. Бригада заняла оборону на 44-м километре по реке Западная Лица и держала там оборону вплоть до 1944 года. Длина северной реки Западная Лица составляет 101 км. Её истоки расположены на склоне плато Кучинтундра, а далее она впадает в губу Мотовского залива Баренцева моря. Во время Великой Отечественной войны долина реки Западная Лица получила название «Долина смерти» и по реке проходила линия советско-норвежского фронта.

Оборону Заполярья на границе с Норвегией несла 14–я армия РККА в ее составе было 5 стрелковых дивизий (14, 52, 104, 122, 186). Всего 52 600 человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, 392 танка.

Противостояла 14–й армии на границе немецкий горнострелковый корпус «Норвегия», который имел в составе 2-ю горнострелковую дивизию и 3-ю горнострелковый дивизион, 40-й отдельный танковый батальон и 112-й отдельный танковый батальон, всего 97 041 человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков.

Развивались военные события в обороне Заполярья в начале войны следующим образом.

21 июня 1941 года была поднята по тревоге 52-я стрелковая дивизия, дислоцированная в Мурманске, Мончегорске и Кировске, а в ночь на 22 июня непосредственно на границу с Норвегией были переброшены два полка 14-й стрелковой дивизии.

На 22 июня 1941 года 14-я армия занимала полосу обороны от побережья Баренцева моря до Ухты. На 22 июня построение 14-й армии было следующим: на самом правом фланге, примыкая к морю оборону держал 23-й укреплённый район, южнее его располагалась 14-я стрелковая дивизия. Во втором эшелоне, в треугольнике Мурманск-Мончегорск-Кировск заняла оборону 52-я стрелковая дивизия. Непосредственно на границе, южнее Алакуртти, на кандалакшском направлении заняла оборону 122-я стрелковая дивизия. 104-я стрелковая дивизия находилась южнее, также в глубине обороны, в районе Кестеньга. 14 –я армия обороняла фронт протяжённостью 550 километров и контролировала побережье Кольского полуострова с длиной береговой линии около 300 километров.

Боевые действия на мурманском направлении начались 28 июня 1941 с наступления горнострелкового корпуса «Норвегия» в составе 2-й горнострелковой дивизии и 3-й горнострелковой дивизии, 40-го отдельного танкового батальона и 112-го отдельного танкового батальона. 28 июня главные силы корпуса «Норвегия» обрушились на 95-й стрелковый полк 14-й стрелковой дивизии, который оказался не в состоянии сдержать удар, и отступил к посёлку Титовка.

Главной задачей стоящей перед 14-й армией в начале войны, стала оборона единственного на Севере незамерзающего порта Мурманска и северного участка Кировской железной дороги.

К 30 июня 1941 года 52-я стрелковая дивизия заняла оборонительные позиции по реке Западная Лица в «Долине смерти». В течение всего июля корпус «Норвегия» безуспешно штурмовал оборону, пытаясь форсировать реку Западная Лица, но им не удалось это сделать. На правом фланге 52-й дивизии, занимали оборону части 14-й стрелковой дивизии.

В сентябре 1941 года обороняющиеся части были пополнены 186-й стрелковой дивизией и в октябре была предпринята попытка отбить плацдарм занятый немцами, но она оказалась безуспешной, 186-я стрелковая дивизия понесла тяжёлые потери, после чего фронт на данном участке стабилизировался до 1944-го года.

Таким образом, к 17 октября 1941 года войскам противника удалось только закрепиться на рубеже реки Западная Лица. За 104 дня боёв продвижение составило не более 30-60 километров от государственной границы. В целом, части 14-й армии свою задачу выполнили и не допустили захвата Кольского полуострова, Мурманска и Кировской железной дороги, сохранив базу советского Северного флота. При этом надо иметь в виду, что части 14-й армии в 1941 году действовали практически без пополнений из глубинных районов страны СССР и обходились пополнениями из местных резервистов Мурманской области.

Линия фронта в полосе действий 14-й армии с осени 1941 по осень 1944 года оставалась стабильной. Противоборствующие стороны испытывали одинаковые трудности: тяжёлые северные природные условия вкупе с постоянно совершенствующейся обороной противников не давали развернуть сколько-нибудь широкие военные действия. При этом надо иметь в виду, что как такового сплошного фронта в полосе армии не существовало ни у одной из сторон - роль обороны выполняли непреодолимые болота, леса, реки и каменные гряды. В основном действия 14-й армии ограничивались обороной, разведкой и проведением диверсионных мероприятий.

3 марта 1942 года после боя Петр Николаевич Рыбин (1904-?) и Петр Евдокимович Сидоров (1905-?) пропали без вести и судьба их неизвестна (в списках военнопленных, умерших и завороненных в Норвегии, П. Н. Рыбин и П. Е. Сидоров не обнаружены – прим. автора), а Петр Сергеевич Карташов (1916-?) попал в плен и оказался в концентрационном лагере «Шторштайннес» в Норвегии.

В Норвегии в годы войны насчитывалось примерно 102 000 советских военнопленных, подневольных рабочих и гражданских лиц, которые были вывезены в эту страну. Они строили укрепления, алюминиевые заводы, автомобильные и железные дороги; работали в лесозаготовительной и рыбной промышленности. Многие умерли от болезней, голода или были убиты.

Пленных попадали в Норвегию с Северного фронта из Заполярья и др. советских фронтов. Первые советские военнопленные появились в Норвегии уже 4 августа 1941 года в Киркенесе. С 1941 года 10 000 советских военнопленных строили промышленный завод «IG Farben» в Моновице. Использовался труд военнопленных в Нарвике для строительства дороги и для работы в компании «AS Nordag» в Гломфьорде, где должен был производиться алюминий для немецкой военной промышленности.

Для советских военнопленных было создано четыре крупных лагеря «Stalag»: в Йорстадмуэне около Лиллехаммера, в Сагене около Альты, в Древье в Оппдале и в Эльвенесе около Киркенеса. Заключенных помещали также в 200 различных лагерей поменьше, на юге от Кристиансанда на севере до Киркенеса.

В бараке лагерей военнопленные лежали на двухъярусных кроватях без матрасов, по три человека на каждом ярусе. Вокруг лагерей было несколько рядов заборов из колючей проволоки. Были также установлены сторожевые вышки с прожекторами. Рабочие часы в лагерях составлял десять часов в день с 07:00 до 17:00. Работа была тяжелой, еды всегда было недостаточно. Главной бедой в лагерях стали болезни и недоедание.

Летом 1945 года после освобождения Норвегии советских военнопленных отправили обратно в Советский Союз. Всего было репатриировано 84 775 советских граждан. Из них 77 812 были военнопленными. Около 13 700 советских военнопленных умерли и были похоронены на норвежских кладбищах. Многие из них беспокоились за свою дальнейшую судьбу. Ведь для этого были веские основания приказ № 227 командования Красной Армии «Ни шагу назад», который давал понять, что единственной альтернативой для советского солдата в годы войны было сражаться или умереть. В Приказе № 270 все советские военнопленные были объявлены предателями. Неясно, что случилось со многими советскими военнопленными, когда они вернулись домой и возможно часть из них оказывались в уже советском Гулаге.

Из документов известно, что призванному воину из Хакасской автономной области, находившемуся в норвежском плену П. С. Карташову из Черногорска удалось пережить весь ужас плена. В Норвегии он находился в лагере «Шторштайннес» и 21 июня 1945 года на госпитальном судне «Стелла Полярис» вернулся в СССР и как сложилась его дальнейшая судьба неизвестно».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

спасибо