Без году 80… Агафья Лыкова, самая известная в мире отшельница, 17 апреля – как раз в Светлый (Пасхальный) понедельник - встретила свой 79-й день рождения. Вот только незадача, накануне бабушка осталась без помощника. Священнослужителю Анатолию пришлось вернуться на большую землю, сообщил «КП – Красноярск» Андрей Горбатюк, представитель российского технологического университета, руководитель экспедиций на заимку Лыковых еще с 2011 года.
Топить было нечем
Агафья Карповна живет одна вот уже 35 лет. Она последняя из семьи сибирских староверов-беспоповцев, что ушли в тайгу от гонений «неправедной» власти. Перенесла всё – страшный голод, холод, а потом и безлюдье. «Я не одна, я с Богом», - всегда поправляет Карповна. День и ночь тяжело трудится (иначе здесь не выживешь). Никогда не ропщет. Улыбается светло, по-детски, да молится за всех людей.
Для себя просит о чем-то лишь изредка, и то, когда не может справиться сама. Так, в начале апреля отшельница обратилась (у нее есть спутниковый телефон) к своим друзьям-волонтерам из РТУ МИРЭА: «Беда! Закончились дрова». Бросить бабушку один на один с проблемой они не смогли. Помогают ей больше 10 лет, стали, как родные. Поэтому срочно снарядили вертолет (тут посодействовали меценаты) и выдвинулись на место.
- Что мы увидели? Топить было уже нечем. Агафья уже использовала подручные средства: принесла из тайги хворост и ветки. Сложила их бережно у домика.
Но надолго их не хватило бы. И что теперь, замерзать? Ночи в лесу (а заимка Лыковой находится на территории заповедника «Хакасский») еще студеные, бывает и до -20 градусов.
Подвела река
Куда делись дрова? Обычно волонтеры летом заготавливают их порядком, чтобы хватило с лихвой. Так было и в прошлом году: целых десять дней команда рубила, пилила и укладывала «сушнину» в поленницы. Но (!) надо понимать: дрова готовят, где находят. И там же оставляют, на расстоянии до полукилометра от заимки.
- На поднос элементарно нет времени, это раз. И второе: летом дрова очень сложно поднять на косогор, где стоит дом Агафьи.
Словом, словом, ждут зиму, когда на реке встанет лед. И тогда уже по чуть-чуть, отшельница и ее помощник перетаскивают наверх.
- Плюс мы заготовили две поленницы вдоль стен ее нового дома. Высокие, в два ряда, почти под скат крыши. Но эти дрова все равно ушли, несмотря на то, что топит Агафья буржуйку очень скудно – по два-три полешка в день. Однако есть еще русская печь, на ней она готовит хлеб. А в другой избе держит козлят, там тоже нужно периодически подтапливать, чтобы они выжили.
Вот и вышло – начало апреля, а дров почти не осталось. И главное – доступа к поленницам в тайге тоже нет!
- Выше по реке был запас дров, требовалось их по косогору поднять наверх. Ждали только, когда встанет лед. Но он почему-то рухнул, хотя морозы были. Усилиями Агафьи и ее помощника удалось вывезти две «лесные» поленницы из пяти. А остальные? Чтобы их спасать, пришлось ехать нам.
Ценит каждый прутик
Еще дома, в Москве, волонтеры придумали, как будут действовать. Взяли с собой альпинистское снаряжение – веревки по 50-100 метров.
- Растянули по косогору - недалеко от ее жилища вниз, на берег реки. Туда из леса подтаскивали дрова на санях. Скрепляли вязанками по три-четыре штуки. И второй веревкой поднимали по первому канату. А наверху принимали и переносили в дровницу у ее дома. Уложили полную! И Агафья была… счастлива. Для нее ОЧЕНЬ важно, чтобы ничего не пропадало. Даже, если собирает веточки для коз, подбирает все до последнего прутика.
Такая психология: ничего не должно оставаться. Может быть, это связано с тем, что семья голодала в тайге три года, они почти умирали с голоду. И с тех пор у нее такое отношение и к продуктам, ко всему, что может обеспечить жизнь. Не оставляет за собой ни соринки. Если бы смыло дрова, для нее это была бы катастрофа. Поэтому она была счастлива, что мы их спасли, принесли к дому. Теперь она обеспечена полностью, может топить.
Три месяца на заимке
В гости к бабушке друзья-добровольцы приехали с подарками. Привезли ей фрукты и орехи. После зимы витамины ох, как нужны! Захватили ведра, секаторы и другую утварь, впереди посадки, надо готовиться.
Тем более какое-то время отшельнице придется обходиться самой. Считай, накануне своего 79-го дня рождения Карповна снова лишилась помощника. Священнослужитель Анатолий (его присылала старообрядческая церковь) был вынужден покинуть заимку.
Напомним, на подмогу отшельнице его отправили перед Новым годом. Так что в таежной глухомани он пробыл три месяца. Конечно, условия тяжелые. Да и с отшельницей может ужиться не каждый. У нее свои правила, понятия.
Поначалу казалось, помощник задержится в тайге подольше. Но увы. По данным собственного источника «Комсомольской правды – Красноярск», прижиться на заимке священнослужитель не сумел. Поэтому ему пришлось улететь вместе с волонтерами, еще 8 апреля.
Петард не боятся
Конечно, одной – тем паче в неполные 80 – в лесу тяжело. Лучше бы с помощником, вздыхает отшельница.
- Она рассчитывает, что кто-то приедет и поможет. Так это обычно происходит. Без подмоги посадки не одолеть. Но я бы добавил: главная проблема связана не с ними. А с тем, что проснулись медведи. Мы уже видели: кругом следы, много.
Когда на заимке двое, ходят, топят печь, шумят, это одно. А, когда человек один, уже совсем другая история. Медведь это видит, и его поведение может поменяться.
Да, у Агафьи Карповны есть ружье, петарды. Но, как показала практика, медведь, который годами живет в том районе, на них не особенно реагирует. Бывали случаи, по весне к ней приходила медведица с тремя медвежатами, ходила по огороду.
У нее в то время были строители. Так они кричали, Агафья взрывала петарды. Но медведица бродила метрах в 50 и ухом не вела. Никакой реакции!
Шаль - от злых морозов
Агафья всегда молится за всех. Друзей и просто добрых людей, что болеют за нее, тоже много. Хочется надеяться, нового помощника для Карповны найдут быстро.
А пока ее опекают инспекторы заповедника «Хакасский». Накануне дня рождения Агафьи побывали у нее в гостях. Также помогли с дровами (их много не бывает!). Вручили угощения – внушительные пакеты сухофруктов и грецких орехов (чтобы хватило надолго), мед. И еще преподнесли особый подарок – теплую и пушистую шаль из козьей шерсти, ее передал лично директор заповедника Виктор Непомнящий.
- Ночи здесь холодные, топит Агафья экономно, чтобы только не выстыла изба. Так что шаль сейчас очень ко времени. Пусть бабушка не мерзнет!
Как сообщало 19rusinfo.ru, Агафья Карповна, конечно, бабушка очень крутая. У нее есть спутниковый телефон, по которому она запросто может позвонить губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву, попросить сенца для коз. По первому зову мчится к Карповне и директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий.
Это, не считая регулярных вертолетных рейсов от фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски, — тот Лыковой по ее просьбе даже дом подарил. Чтобы транспортировать стройматериалы в тайгу, пришлось сделать несколько рейсов на барже. Много ли наберется пенсионерок, к которым есть столько внимания?
Комментарии