Суд разрешил журналисту делать аудиозапись, но диктофон… приказал вынести из зала

Редакция продолжает отслеживать резонансное дело, связанное с осуждением Минусинским городским судом жителя Хакасии из села Белый Яр, Петра Васильева. Оно известно читателям по серии публикаций: «Преступление и наказание по соседству с Хакасией: один совершил, а другого накажут?», «Смена обвиняемого с заменой материалов на фальшивку?», «Красноярский суд снял с рассмотрения нашумевшее дело жителя Хакасии» и «Судья разрешил журналисту аудиозапись судебного процесса, запретив использование аппаратуры».

28 марта текущего года в Красноярском краевом суде состоялось заключительное заседание по апелляционной жалобе защиты на вынесенный Минусинским судом приговор. 

Настоящий судебный процесс стал своего рода рекордсменом, поскольку умудрился претерпеть три полных смены всего состава судей. Особо примечательно, что многочисленные попытки выяснить причины и правовой механизм такой судейской чехарды не увенчались успехом. Это так и осталось тайной для всех, включая адвоката обвиняемого.

Кроме того, настоящее разбирательство обратило на себя внимание многочисленными юридическими странностями и курьёзами. Однако в последнем заседании судьи, похоже, умудрились взять в этих «дисциплинах» новую «высоту».

В прошлый раз председательствующий судья Виталий Барсуков, запретив видеосъемку, распорядился вынести в коридор редакционную аппаратуру. Данная техника предназначена для работы не только в видео формате, но и исключительно в аудио режиме, который можно гарантировать, закрыв объектив крышкой. Однако попытку что-то объяснить судья неуважительно пресёк в довольно пренебрежительной форме.

С учетом всего этого редакцией было принято решение использовать для записи в следующем заседании диктофон, то есть техническое средство, способное работать только в аудио формате. Каково же было наше удивление, когда судья, вызвав судебного пристава, приказал ему обеспечить удаление из зала судебного заседания… редакционного диктофона. 

При этом, видимо для аудио-протокола, судьей Барсуковым было озвучено, что представителю СМИ разрешено вести аудиозапись используя диктофон. На возражение корреспондента о том, что аппаратура, которую судья приказал вынести из зала суда, как раз и является диктофоном, Виталий Барсуков заявил: «Это оборудование мне неизвестно!»

Суд разрешил журналисту делать аудиозапись, но диктофон… приказал вынести из зала

Диктофон, который судья заставил выключить и вынести в коридор.

Здесь, кстати, следует дать важное информационное пояснение. Разрешение судьёй аудиозаписи, само по себе не несёт абсолютно никакой смысловой нагрузки. По закону, в открытом судебном процессе, никакого разрешения на такую запись вообще не требуется. Она может производиться не только журналистом, но и любым присутствующим, а судья просто-напросто не имеет никакого права вмешиваться в данный вопрос.

Шокированный происходящим адвокат заявил, что на его глазах суд допустил действия, явно соотносящиеся с противоправным воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналиста с целью ограничения права его подзащитного на публичность процесса. На основании этого всему составу суда был заявлен отвод. Возвратившись из совещательной комнаты судьи сообющили, что не смогли найти оснований для отвода самих себя.

«Что по факту сделал судья. Понимая, что заставив удалить из зала суда диктофон, он лишил журналиста возможности вести аудиозапись, которую по закону имеет право вести не только представитель СМИ, но и любой присутствующий на открытом судебном заседании гражданин.

Теперь давайте посмотрим, что по этому поводу говорит Уголовный кодекс РФ. Статья 144, «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Деяния, квалифицированные частью второй данной статьи, а именно воспрепятствования профессиональной деятельности журналиста с использованием служебного положения, предусматривают наказание вплоть до 2 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Можно ли рассчитывать на правосудие со стороны людей, которые, пользуясь делегированной им властью готовы допускать не только нарушение профессиональной этики для ограничения публичности открытого судебного процесса, но и совершать действия, имеющие явные признаки уголовно наказуемого деяния?», - говорит защитник Васильева, адвокат Владимир Дворяк.

И вот тут на повестку выходит очень важный вопрос. Как вообще граждане нашей страны могут защититься от действий тех, кто, будучи поставлен на охрану закона, просто перешагивает через него?

Учитывая всё произошедшее, редакция направит ещё один запрос руководству Красноярского краевого суда с целью выяснить причину такого поведения председательствующего судьи Виталия Барсукова, которое явно соотносится с созданием препятствий законной журналистской деятельности. 

Также предлагаем правоохранительным органам расценивать данную публикацию как повод для проведения процессуальной проверки действий Барсукова В.М., Рубан Е.И., Золотого В.В. (судей Красноярского краевого суда), которые открыто и намеренно чинили препятствия для осуществления журналистом ИА Хакасия аудиозаписи в ходе открытого судебного процесса.

По итогу апелляционная инстанция посчитала доводы адвоката незаслуживающими проверки и оставила приговор, вынесенный Минусинским горсудом Петру Васильеву, без изменения. А ведь среди доводов, помимо всего прочего, было и заявление о факте фальсификации важных документов находящихся в материалах дела. Данное заявление, к слову сказать, было подкреплено однозначными выводами эксперта криминалиста, обладающего огромным опытом и солидным стажем работы в структуре МВД.

В этой связи невольно закрадывается мысль. Может быть, в вынесенном коллегией решении как раз и кроется ответ на вопрос, ради чего в этом процессе была устроена такая беспрецедентная карусель по смене судейских составов?

Как бы там ни было, но решение и действия красноярских судей будут обжалованы защитой в кассационном порядке. Со своей стороны редакция продолжает следить за развитием событий. 

Добавить комментарий

Комментарии  

В чем проблема? Клепайте жалобы в коллегию судей. Понятно, что адвокату нельзя это делать иначе его сама коллегия заклюет по распоряжению сверху. Так от имени юриста клепайте жалобы. Юрист неуязвим системой.
Ну если не были согласны, надо было не отдавать диктофон, пусть бы составили протоколы о нарушениях, в которых бы отдельно изложили возражения и ссылки на законы, а потом отдельно и обжаловали. А решения, если признали, что действия законные и обоснованные, можно было прикладывать к иным жалобам. А так сейчас пойми, что за техника была, и в чем соль, на фото можно что угодно к статье разместить, а в протоколе все обязаны были бы прописать (производителя, модель...).
Извините, но просматривается, какая-то Ваша лично-судейская заинтересованность... Откуда Вы взяли, что журналисты отдали диктофон?! И с чего Вы решили, что факт поступка судьи не был никак зафиксирован? Пользуетесь какой-то внутренней информацией или фантазируете?
Просто нечистоплотность встречается среди всех профессий, с чего на слово теперь верить представителю СМИ? Где доказательства их слов, кроме текста в статье?
Что вы так заволновались, господин судья? Верить на слово можно только вам?)) Какие вы хотите получить доказательства в публикации? Это информационный материал, а не судебный процесс. А если редакция пишет, что так было, то наверное доказательства тому имеются. Полагаю представят, кому следует.
И у каждого телефона есть функция диктофона, что мешало воспользоваться ей? Если там действительно творилась сенсация, то я думаю, что нашли бы как записать.
Если такой умный, то может посоветуешь кинооператорам снимать фильмы на телефон? Догадываешься куда будешь послан? :D
А по первому случаю тоже смешны выводы. Если на видеокамере снимать с закрытым объективом, то по процедуре (фактической и технической) это все равно видеосъемка, и негодование здесь неуместно. Хотя понятно, что суду ничего не стоило пойти в таком вопросе на встречу. Но суд определяет порядок ведения судебного заседания, и если кого-то этот порядок не устраивает, то это не повод клеймить суд, и оказывать давление на суд.
Для начала, кто дал право судье требовать от журналиста вынести из зала суда, где проходит открытый процесс, профессиональную аппаратуру, в т.ч. средства видеофиксации. Судья может лишь запретить видеосъемку при наличии к тому законных оснований. Если же судья привлекает пристава для исполнения его требования к журналисту вынести аудио аппаратуру из зала, где проходит открытый судебный процесс, мотивируя это требование тем, что он "не знает, что это за оборудование", то он принуждает журналиста отказаться от законной аудиофиксации и распространения аудиоинформации о своей деятельности. Судье однозначно нужно рекомендовать внимательно ознакомиться с содержанием ч.2 ст.144 УК РФ.
Прекрасный образец демагогии и словоблудия. По вашей логике не включенная видеокамера тоже "по фактической и технической процедуре" производит видеосъёмку... только без звука и изображения :)) Откройте секрет, где вы нашли кинотеатр в котором, видимо регулярно, "по фактической и технической процедуре" смотрите фильмы без изображения, а только со звуком? :)))
Вы пишете:"Но суд определяет порядок ведения судебного заседания, и если кого-то этот порядок не устраивает, то это не повод клеймить суд, и оказывать давление на суд." Нет, порядок определяет закон, а суд только обеспечивает порядок, который определён законом. Судья это не законодательный орган, судья, это... транслятор закона. Не беззакония, не личных хотелок, а за-ко-на! В законе в свою очередь всё строго прописано. Например, что касается видеосъёмки, есть четкие критерии, когда любая фото- и видеосъемка запрещены: например, когда дело касается вопросов государственной тайны или в деле участвует несовершеннолетний и распространение такой информации может навредить ребенку (не обязательно ребёнку, но и взрослому). Но в этом случае имеет место ЗАКРЫТЫЙ судебный процесс. Частично или полностью. =>
=> Если же это ОТКРЫТОЕ заседание, то человек вправе фиксировать информацию каким угодно способом: диктофоны, глиняные таблички, узелковое письмо или карандашные эскизы. Это личное право человека, в это судья не имет права вмешиваться. Это касается ОТКРЫТОГО заседания, что, как видно из текста статьи и имело место. Если устанавливая порядок, который противоречит закону, логике и здравому смыслу, судья вытворяет такое, то возникают некоторые вопросы: - Судья не знает, что говорит закон по этим вопросам? - Судья всё прекрасно понимает и делает это намеренно? Если утвердительный ответ на первый вопрос, то встаёт вопрос о профпригодности... Если на второй то, на мой взгляд, судья нарушитель УК РФ... - А может у Вас есть ещё версия, которая отличается от моих двух? С удовольствием послушаю что в законе сказано на эту тему. В законе.
Здравствуйте! Назначаемость и сменяемость судей назначаемых президентом пожизненно имеет оборотную сторону = читайте данную статью ЭТО ПОПРАНИЕ ЗАКОНА лицами осуществляющие правосудие! Судьи должны избираться народом(гражданами)на участке, где его знают, в сроки - как и президента страны!так я думаю
...можно телевизор посмотреть? можно, только не включайте.
А-ха-ха-ха!!! +100500
только в рф частный суд или физлицо судьи может своей волей или внутренней инструкцией отменить Конституцию и федеральные законы и праве на видеозапись! Мы когда ни будь очнемся от маразма и произвола слуг народа, которые считают себя властью, а нас безмозглыми и безправными рабами?
Если такие действия являются противозаконными, то есть повод задать вопрос, с какой целью судья их совершает?!
Обожаю когда судья в наших судах сам и рассматривает самоотвод на себя. Нарочно не придумаешь.)