Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями ИА «Хакасия» статьей «Герой Хакасии Иван Томбасов из с. Очур».
Публикация будет интересна историкам, искусствоведам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.
Изучая биографию героического летчика из с. Очуры Матвея Васильевича Барахтаева выяснилось также, что в Очурах в 1922 году родился еще один герой Великой Отечественной войны, Иван Иванович Томбасов - советский военный моряк, старшина 1 статьи, который в годы войны на линкоре «Октябрьская революция», спасая корабль и команду от взрыва, героически погиб в бою.
Иван Томбасов был сиротой и вырос в детском доме. В 1940 году Иван был призван Минусинский городским военкоматом Красноярского края армию и по его желанию был направлен на флот, сельский юноша мечтал о море. Проходил службу командиром отделения линкора «Октябрьская революция» в Ленинграде.
Из истории российского флота известно, что линкор «Октябрьская революция» до 1925 года назывался «Гангут» и был линкором последней из четырёх дредноутов балтийской серии типа «Севастополь». Название «Гангут» получил в честь победы в Гангутском сражении. Линкор был заложен 3 июня 1909 года на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге, строил корабль военный инженер Л. Л. Коромальди.
7 октября 1911 года линкор «Гангут» был спущен на воду и в конце декабря 1911 года был зачислен в состав действующего российского флота в Гельсингфорсе (Хельсинки), где был включён в состав 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота. Линкор принимал участие в Первой мировой войне. 11 ноября 1915 года линкорами «Гангут» и «Петропавловск» было поставлено минное заграждение южнее острова Готланд. 25 ноября на минах этого заграждения подорвался немецкий крейсер «Данциг». Совершив три боевых похода во вовремя войны на обеспечение минных постановок в Балтийском море, «Гангут» весь остальной период Первой мировой войны простоял в Гельсингфорсе.
С 12 по 17 марта 1918 года в составе первого отряда кораблей совершил ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт. В ноябре 1918 года переведен в Петроград, где после консервации простоял до мая 1925 года у Ленинградского корабельного завода. В конце 1924 года на линкоре были начаты восстановительные работы, а 18 апреля 1925 года он был зачислен в состав учебного отряда Военно-Морских Сил Балтийского флота. 15 мая 1925 года на линкоре впервые были подняты военно-морской флаг СССР и гюйс.
27 июня 1925 года линейный корабль «Гангут» был переименован в «Октябрьскую революцию». Во время советско-финской войны в декабре 1939-январе 1940 года линкор «Октябрьскую революцию» участвовал в подавлении огневых точек противника финской батареи у Саренпя (остров Койвисто) и оказывал огневую поддержку сухопутным войскам, а затем из-за сложной ледовой обстановки и плохой видимости линкор был отозван в Кронштадт. За все время войны корабль повреждений не получил.
До начала Великой Отечественной войны корабль базировался в Таллине. 22 июня 1941 года зенитные расчеты корабля вели огонь по самолетам-разведчикам противника. 1-2 июля 1941 года линкор в сопровождении с эскадренными миноносцами «Смелый», «Славный», «Суровый», «Свирепый», «Страшный», «Яков Свердлов», «Артём» и «Володарский», пятью быстроходными тральщиками и восемью морскими охотниками был перебазирован из Таллина в Кронштадт.
С 30 августа 1941 года все корабли Кронштадта были включены в систему артиллерийской обороны Ленинграда.
15 сентября утром линкор вышел из Кронштадта и стал на якорь на Петергофском рейде. 18 сентября 1941 года линкор огнем своих орудий подавил две батареи противника. Поняв, какую огромную роль играет морская артиллерия в обороне Ленинграда, немецкое командование решило уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского Флота и, в первую очередь, линкоры «Марат» и «Октябрьская революция».
Самым тяжелым днем в истории корабля стало утро 21 сентября 1941 года, когда линкор с якорной стоянки на Петергофском рейде вел огонь из орудий главного калибра по противнику в районе Красного Села. В этот день 30 самолетов «Ju-88» совершили налет на корабль. Зенитным огнем с линкора было сбито два самолета. Однако три авиабомбы массой более 250 кг почти одновременно попали в носовую часть корабля. Пробив верхнюю палубу, бомбы взорвались на средней палубе. Сила взрыва была настолько велика, что настил верхней палубы завернулся на полубак.
Почти до самого днища корабль получил пробоину. Якорь-цепь, сорвавшись со стопоров, вытравилась за борт. Не прекращая вести огонь из всех калибров, волоча за собой вытравленную якорь-цепь и ведя борьбу с пожаром на баке, «Октябрьская революция» начал движение в Кронштадт. Благодаря умелым действиям матросов корабля, удалось быстро потушить пожар, остановить поступление забортной воды и осушить затопленные помещения. Линкор не смог освободиться от якорь-цепей, но, тем не менее, сумел перейти с Петергофского рейда в Кронштадт. 24 сентября 1941 года линкор вошел в военную гавань и ошвартовался в Кронштадте.
Последнюю стрельбу по передовым частям противника артиллеристы линкора провели 22 октября 1941 года. В этот день вечером линкор «Октябрьская революция» под покровом ночи в сопровождении двух буксиров вышел из Кронштадта и своим ходом направился в Ленинград. Утром 23 октября 1941 года линкор занял новую огневую позицию у Горного института в Ленинграде.
В период ленинградской блокады с октября 1941 года по январь 1943 года экипажу линкора «Октябрьская революция» была поставлена задача поддерживать полную боевую готовность для отражения возможных атак авиации и использовать орудия главного калибра по приказанию штаба Краснознаменного Балтийского Флота, а также своими силами полностью восстановить корабль к весне 1942 года.
В июле 1942 года в командование линкором вступил капитан 1 ранга Н. А. Петрищев, и корабль приступил к подготовке операции по прорыву Ленинграда «Искра». Операция «Искра» началась 12 января 1943 года. Линкор в период с 12 по 16 января 1943 года провел шесть стрельб главным калибром, израсходовав при этом около 50 снарядов. За время операции артиллерия линкора оказала большую помощь наступающим войскам, на главном направлении. 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.
16 апреля 1943 года героический поступок совершил командир зенитного расчёта старшина 1 статьи Иван Иванович Томбасов. Рано утром во время артобстрела артиллерийский снаряд противника разорвался недалеко от зенитного орудия на левом срезе линкора, вызвав пожар боезапаса в кранцах первых выстрелов. Создалась угроза взрыва погребов зенитного и противоминного калибра. Тяжело раненый Иван Томбасов начал выбрасывать загоревшийся боезапас за борт. Последний снаряд взорвался у старшины в руках. Он погиб, но спас весь корабль.
За свой подвиг Иван Томбасов был награждён орденом Боевого Красного Знамени посмертно, а его имя было навечно вписано в список команды линкора «Октябрьская революция». 76-мм двухорудийная универсальная артиллерийская установка 81-К, которой командовал Томбасов, выставлена в Кронштадте. Именем Ивана Томбасова в Санкт-Петербурге названа улица, но при утверждении названия была допущена ошибка - улица получила название улица Тамбасова.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева