Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Из истории семьи ученого Н. Ф. Катанова".
19 мая исполнилось 160-лет со дня рождения известного ученого Николая Фёдоровича Катанова (1862-1922) российского тюрколога, профессора Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктора сравнительного языкознания, этнографа, фольклориста и общественного деятеля, первого хакасского ученого, воспитанника Императорского Санкт-Петербургского университета окончившего восточный факультет по разряду арабско-персидской-турецкой-татарской словестности.
За прошедшие годы вышло много различных научных и газетных публикаций о петербургском, казанском периодах жизни ученого, но практически мало было публикаций о семье Н. Ф. Катанове, его родителях Федоре Семеновиче и матери Марии Степановны Кизековой, известном дяде Семене Ефимовиче, сестре Марии и брате Николае-старшем и жене Александре Тихоновне. В данной публикации мне хотелось осветить сведения о старшей сестре Н. Ф. Катанова Марии Федоровне Катановой-Тюнистеевой и его племяннике Николае Гавриловиче Тюнистееве-Катанове, тем самым восполнить пробел в истории семьи Катановых.
Старшая сестра Н. Ф. Катанова Мария Федоровна Катанова-Тюнистеева. Фотография предоставлена Хакасским национальным краеведческим музеем.
Как известно, Катанов Николай Федорович (Пора - по-хакасски) родился 19 мая 1862 года в местности Изюм Аскизской степной думы Минусинского округа в семье Федора (Хызыл) Катанова из племени сагайцев и качинки Марии (Чамах) Кизековой. В семье Катановых родилось 4 детей: Мария-Торлок (1854-1939), Елена (1856-?), Николай-Паё (1858) и Николай-Пора (1862-1922).
В 1874 году после смерти отца воспитанием Николая занимается его дядя Ефим Семенович Катанов, который отдал мальчика учиться в Аскизское сельское училище. Позднее Н. Ф. Катанов окончил Красноярскую мужскую гимназию и поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на восточный факультет.
Летом 1888 году после окончания восточного факультета Санкт-Петербургского Императорского университета Н. Ф. Катанов был направлен в Сибирь для изучения Сибири и Восточного Туркестана. 30 мая 1888 года Совет университета присудил ему степень кандидата словесности, одновременно было удовлетворено представление И. Н. Березина по представлению Катанова стипендиатом Восточного факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Императорским указом от 22 декабря 1888 года кандидат Н. Ф. Катанов был «командирован с учёной целью» в Сибирь и Китай.
Ещё в 1887 году академик В. В. Радлов представил в Императорское Русское географическое общество «Записку», в которой обосновывал необходимость этнографо-лингвистической экспедиции для изучения «остатков тюркских племён» Сибири и Восточного Туркестана. 11 декабря 1887 года записку рассматривали на Отделении этнографии Императорского географического общества. Тогда же В. В. Радлов предложил командировать Н. Ф. Катанова как «подготовленного и способного лица».
В декабре 1888 года Н. Ф. Катанов выехал из Петербурга в Сибирь. 19 января 1889 года он прибыл в Красноярск, а затем в родной Аскиз, где обустроил главную базу для своих полевых исследований. Село Аскиз - был центром Аскизской Степной думы соединённых разнородных племен, здесь Николай Федорович знакомился с архивными документами, собирал статистические данные о сагайцах и писал отчеты-письма в Императорское Русского Географическое общество и Академию наук в Санкт-Петербург.
В родных местах Катанов не был несколько лет после поступления в Санкт-Петербургский императорский университет. И в 1889 году он вновь посетил свою Малую Родину, местность Изюм находящуюся в 17 км от Аскиза.
Научная программа на время экспедиции ученого была весьма насыщенной и состояла из собирания материала и его научной обработки. За время этой научной экспедиции Н. Ф. Катанов посетил Урянхайскую землю (Туву). 7 марта 1889 года он выехал из Аскиза в с Усинское, а далее отправился в Урянхайскую землю. Тувинская поездка продолжалась более 5 месяцев - с 7 марта по 27 августа 1889 года. Всего во время путешествия было пройдено около 700 вёрст. 27 августа 1889 года Катанов возвращается из Урянхайской земли в Аскиз.
В январе-феврале 1890 года Н. Ф. Катанов выезжает и изучает в Восточных Саянах, прилегающего к Канскому округу, проживающих там карагасов (тофаларов). Весну – лето 1890 года он жил в Аскизе, где он обрабатывал и систематизировал результаты своих поездок в Туву и Тофаларию и одновременно готовился к тяжёлому и сложному путешествию в Китай и Восточный Туркестан.
В июне 1890 года Н. Ф. Катанов отправляется в путешествие в Восточный Туркестан из которого возвращается 1 июля 1892 года Катанов вернулся в Аскиз, проведя в Восточном Туркестане около 18 месяцев. В промежутках между поездками по Центральной Азии Н. Ф. Катанов изучает фольклор и этнографию минусинских и качинских инородцев Минусинского округа. В экспедиции Н. Ф. Катанов помимо фольклорного материала собирал этнографические коллекции минусинских инородцев. В настоящее время собранные предметы хранятся в Музее Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Всего им было собрано три коллекции № 217, №221, № 235.
В 1889 году в улусе Тураков Аскизской степной думы Н. Ф. Катанов приобрёл рукавицы «мелей» (№ 217-7 аб). Учёный указал, что название рукавиц по-сагайки «паloй», это была авторская работа его старшей сестры Торлок Тюнистеевой. Рукавицы изготовлены из чёрного бархата, с широкой парчовой каймой у кисти руки. Заканчиваются узкой кожаной полоской с опушкой. Вся тыльная сторона рукавиц и большой палец расшит шёлковыми нитками серого, зелёного, оранжевого и белого цвета с растительным узором. Изнутри рукавиц пришит подклад из кожи.
В улусе Тураков проживала его старшая сестра Мария (Торлок) Федоровна Тюнистеева с мужем Гаврилой Леонтьевичем Тюнистеевым. Мария Федоровна занималась домашних хозяйством и воспитанием четырех детей: Анны (1888-1978), Всеволода (1890-1978), Егора (?) и Николая (1894-1939).
Тюнистеева Анна. Фотография предоставлена Хакасским национальным краеведческим музеем.
Тюнистеев Всеволод. Фотография предоставлена Хакасским национальным краеведческим музеем.
Нужно отметить, что Николай Федорович Катанов оказал большое влияние на воспитание племянника Николая Гавриловича Тюнистеева. В 1908 году он его усыновил и дал свою фамилию. В 1920-1930-е годы Николай Гаврилович Тюнистеев-Катанов внес значительный вклад в становление образования и культуры в Хакасии и стал одним из активных участников политических и культурных преобразований в начальные годы советской власти, но 1930-е годы он подвергся репрессии и его имя на многие годы было забыто.
Известно, что Николай Гаврилович окончил Аскизскую двухклассную школу, после которой он окончил Красноярскую духовную семинарию, однако карьера священника мало привлекала молодого человека и в сентябре 1916 года при поддержке своего дяди он поступил в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства в Харькове в Украине. В апреле 1918 года, на III курсе института, Катанов был мобилизован армию Деникина в 29 пехотный полк. Через месяц Н. Г. Катанов перешёл на сторону Красной Армии и в её рядах освобождал от белогвардейцев Украину и Крым. В июне 1921 года он был демобилизован из рядов Красной Армии и вернулся в Хакасию.
В июне 1922 года на III беспартийной инородческой конференции национальных меньшинств Николай Гаврилович был избран ответственным работником Минусинского уездного исполкома.
В ноябре 1925 года Николай Гаврилович был включён в состав хакасской переводческой комиссии, которая на основе утверждённого в начале года хакасского кириллического алфавита занялась составлением учебников, сборников оригинальных стихов и рассказов.
В 1926 году в Баку состоялся первый тюркологический съезд, делегатом от хакасского народа на съезд был направлен Н. Г. Тюнистеев-Катанов.
Известный ученый, доктор исторических наук Е. П. Мамышева пишет об данном съезде и участии Н. Г. Тюнистееве-Катанове следующее:
«6 марта 1926 года на семнадцатом заседании съезда он выступил на родном языке и обозначил отсутствие шрифта как одну из серьёзных проблем, затрудняющих издание учебной и другой литературы на хакасском языке. В резолюцию тюркологического съезда был включён призыв ко всем тюркским народам перейти на латиницу.
Во исполнение решения съезда создавался Центральный комитет нового тюркского алфавита в Баку, оформленный постановлением ВЦИК СССР в мае 1927 года. В 1929 году эта организация была преобразована во Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ВЦК НТА) и переведена в Москву.
Комитет развернул активную деятельность, о приняли постановление о введении нового латинизированного алфавита. Н. Г. Катанов стал активным участником внедрения НТА и реализации программы по ликвидации безграмотности на основе введения латинского алфавита. Он подготовил и выпустил первый учебник «Грамматика хакасского языка» на базе нового алфавита, а в 1928 году издал первый хакасско-русский словарь».
12–18 июня 1929 года Н. Г. Катанов принял участие во Всероссийской конференции народов СССР, посвящённой вопросам работы национальных книжных издательств. Конференция показала Н Г. Катанову, что ему не хватает знаний в области языка и для этого необходимо получить дополнительное образование. Это побуждает его в октябре 1930 года пройти учёбу по подготовке и переподготовке авторов учебников для национальных школ при Центральном издательстве народов СССР в Москве экстерном.
По возвращении из Москвы Н. Г. Катанов уехал в с. Аскиз, где работал Аскизской школе комсомольской молодёжи преподавателем хакасского языка, а затем работал инструктором Аскизского райисполкома (1930-1931). В 1932 году уехал в деревню Усть-Сос Аскизского района, где заведовал начальной школой.
В конце апреля 1934 года Н. Г. Катанова арестовали как члена контрреволюционной националистической организации «Союз сибирских тюрок», но через четыре месяца, 31 августа 1934 года, специальная коллегия Восточно-Сибирского краевого суда полностью оправдала Н. Г. Катанова за отсутствием состава преступления.
После освобождения Н. Г. Катанов работал секретарём Аскизского райзо (1934-1936), а чуть позже заведовал Койбальской начальной школой (1936).
Очередной арест Н. Г. Катанова произошел в октябре 1937 года. Он был обвинен по ст. 58-1 «а» и по ст. 58-8 УК РСФСР за измену Родине. Николай Гаврилович был приговорен к десяти годам пребывания в ИТЛ и в 1939 году в Минусинске он был расстрелян. В 1959 году он был реабилитирован посмертно.
Так сложилась судьба еще одного представителя семьи Катановых, племянника ученого Н. Ф. Катанова, известного общественного и культурного деятеля Хакасии 1920-1930-х годов Николая Гавриловича Тюнистеева-Катанова.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева