Жителям Хакасии рассказали о театральной маске из Японии
Фото: М. Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Театральная маска из Японии «Тити Но Дзё» (ХIХ века) из собрания Хакасского национального краеведческого музея".

В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится маска японского тетра Но «Тити Но Дзё», переданная по завещанию хакасского скульптора И. Н. Карачаковой-Картиной после ее смерти в 1989 году.

Ярким явлением в культуре Японии в ХIV-ХV веков стал театр Но, воплотивший идеалы придворной культуры, эстетика которого сложилась под воздействием дзэн-буддизма с его стремлением выявить скрытую за внешней оболочкой явлений истину мира - «югэн». Этот принцип придал традициям древних ритуальных японских танцев новый оттенок духовной напряженности и драматизма.

У истоков театра Но стояли актер Канъами Киёцугу (1333-1384) и его сын Дзэами Мотокиё (1363-1443): первый, актёр народных представлений «саругаку», пытался ориентировать своё искусство на дворян и аристократов, вводя в пьесы новые элементы и изменяя структуру спектакля, а второй не только развил идеи отца об исполнительском мастерстве, но и создал множество пьес.

С переносом столицы из Киото в Эдо (период Эдо 1603-1868), туда, ближе к сёгуну, стали стекаться таланты со всей Японии. В то время как театры «кабуки» и «дзёрури» стали любимыми зрелищами горожан, театру Но была отведена специальная роль при сёгунском дворе. Указом от 1615 года он был объявлен - «церемониальным театром» правящего класса. Для самураев, которым было запрещено посещать кабуки, спектакли Но стали частью культурной жизни. Торжественными представлениями театра отмечались приход к власти нового правителя, назначение должностных лиц высоких рангов, бракосочетания знатных особ, рождение сыновей во влиятельных семьях, причём приглашения на них получали не только знатные люди, но и простые горожане; а само присутствие человека на таком спектакле считалось большой честью. Став искусством при дворе, театр Но лишился массового зрителя.

Специалистка в области японского искусства Н. А. Виноградова писала:

«Музыкальная драма Но стала в Японии первой формой развитого театрального искусства, отделенного от храмового ритуала. В ней гармонично соединились разнообразные виды творчества – литературные пьесы ёкеку, музыкальный танец, декоративное оформление сцены и облика актера. В отличие от более древних храмовых мистерий, спектакли театра Но развертывались уже не на храмовой площадке, а на театральной сцене. Это была приподнятая над полом квадратная площадка, открытая для обозрения с трех сторон, имевшая двускатный занавес, опиравшийся а столбы и художественный оформленный задник, на золотом фоне которого изображалась древняя вечнозеленая сосна».

 

Сцена театра Но имеет каноническую конструкцию; на ней актёрский ансамбль в сопровождении музыки и песнопений разворачивает действо. Классический спектакль продолжается не меньше 5 часов: пяти пьес, каждая примерно по 30-40 минут и трёх комедийных сценок в промежутках между ними. Востоковед Николай Конрад определил три основных линии в сюжетах театра Но: культурно-исторические предания, героические саги, романтические легенды; бытовой и мифологический фольклор; синтоистские и буддийские сказания.

К ведущим ролям театра Но относятся амплуа ситэката, вакиката, кёгэнката и хаясиката. Ситэката – главные роли, вакиката – второстепенные или вспомогательные роли, кёгэнката (интеркомедия) отделяет одно действие от другого, хаясиката (оркестр) сопровождает действие игрой на музыкальных инструментах. Большинство ролей в театре Но игрались мужчинами.

Важной принадлежностью в театральных постановках в Но были костюмы и маски актеров, которые монументализировали и возвышали фигуры актеров, до их образной значительности храмовой скульптуры.

Установленные костюмы театра Но - подразделялись на несколько видов: омотэги, кицукэ (основные), хакама, кабуримоно, кадзури – оби и коси-оби. Они включали -головные уборы; одежды типа кицукэ (основные), одежды типа уваги (надеваемые поверх основных); юбки-брюки и т. н. «маленькие вещи» – воротник эри, дождевик, пояс, повязка, повязка для закрепления парика и т. д. Кроме того, костюмы классифицировались по размеру их рукавов: косодэмоно (короткие и узкие) и осодэмоно (длинные и широкие).

По традиции костюмы Но передаются из поколения в поколение; новые создавались в соответствии со старинными образцами и отражли общий вид японской одежды XIV-XVI веков. Актёр в костюме главного героя- ситэката был богато одет, его костюм изготавливали из драгоценных тканей, парчи, шёлка, украшали вышивкой с использованием золотых и серебряных нитей. Костюм вакиката был более прост; его нижнее кимоно обычно имело бледно-голубой цвет, а верхнее - коричневый. Хористы одеты в украшенные семейными гербами чёрные жакеты хаппи и серо-голубые брюки хакама. Костюмы, в которых присутствует красный цвет, носили специальное название ироири (в отношении женских персонажей наличие красного цвета означает, что женщина молода - прим. автора), а в тех, в которых он отсутствовал, - иронаси (признак немолодости женского персонажа - прим. автора Обувь в представлениях театра Но не использовалась: актёры и музыканты выходили на сцену в таби - матерчатых носках с отделённым большим пальцем.

Главным средством выразительности в театре Но является маска. По словам театроведа Н. Г. Анариной, «она придаёт облику актёра загадочную привлекательность, харизматичность, превращает его фигуру как бы в задрапированную прекрасными одеждами скульптуру». В маске выступали только ведущий актёр ситэката и сопровождающий его цурэ.

Жителям Хакасии рассказали о театральной маске из Японии

Современные учёные расходятся в оценке общего количества типов масок в театре Но, по подсчётам некоторых исследователей их число достигает 200. Маски делятся на следующие основные виды: окина (духи), дзё (старики), они (духи, демонстрирующие огромную мощь), онрё (духи, демонстрирующие злобу или представляющие дух покойного), отоко (мужские маски), онна (женские маски). Маски Но во время спектакля полностью лицо актёра не закрывали. С помощью регулирования освещения, актер поворотом головы придает маске эффект оживления: он может наклонить маску вверх и придать ей выражение радости; наклонить маску вниз и предать ей выражение грусти; быстро двигать головой из стороны в сторону, значить показать сильные эмоции.

Маска театра Но «Тити Но Дзё», хранящаяся в Хакасском национальном краеведческом музее изготовлена в ХIХ веке в Японии. Персонаж Тити Но Дзё -это амплуа молодой женщины, персонаж положительный. Размер женских масок в Но составлял в среднем 21,1 см в высоту, 13,6 см в ширину и 6,8 см в профиль, что соответствовал вкусам времени их появления: маленькая голова при крупном телосложении считалась у японцев признаком красивой внешности. В некоторых масках театра Но была зафиксирована и другая старинная мода: с целью подчеркнуть высоту лба у женщины удаляли брови и рисовали их линию почти у корня волос.

Жителям Хакасии рассказали о театральной маске из Японии

До XVII века маски Но вырезались самими актёрами, монахами или скульпторами; а начиная с XVII века их изготовлением занимались целыми семьями, передающими мастерство из поколения в поколение.

Для изготовления маски использовали древесину японского кипариса, которая лежала 10-12 лет после вырубки, затем ее в течение 5-6 лет выдерживали в воде, а затем несколько лет высушивали. Свою работу мастер начинает с заточки инструментов. На передней стороне исходного материала-бруска- горизонтальными линиями он отмечал пропорции лица. Затем следовал стадия «грубой резьбы»: долотом с помощью молотка мастер вырубал основные плоскости заготовки. На следующей стадии «детальной проработки» использовались резцы и ножи различной формы. Затем мастер с помощью изогнутого долота обрабатывал внутреннюю сторону маски, сглаживал лицевую и оборотную стороны, покрывал лаком внутреннюю. Следом мастер приступал к грунтовке и раскраске лицевой стороны маски.

Грунт, включающий толчёные морские ракушки, укладывался в 15 слоёв, причём каждый третий шлифовался наждачной бумагой. Для окраски применялась смесь мелкозернистого мела и краски; слои наносились несколько раз. После тонировки маску коптили под дымом, образующимся от сжигания сосновых чурок. Затем детально раскрашивали лицевую сторону: прорисовывали глаза, подкрашивали губы, рисовали причёску и брови.

Маска в Японии почиталась как сакральный предмет и наделялась магическими свойствами. Современные актёры театра Но играют в масках-копиях и в особо торжественных случаях, в старинных масках. Как произведения декоративного искусства, маски театра Но в настоящее время выставляются в музеях и галереях мира.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий