Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Из истории создания плаката художника Баяна Соколова «Сугны чазылага!» (1943)».
Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.
В фондах Хакасского национального краеведческого музея хранятся уникальные документы - фотографии, письма и воспоминания, рассказывающие о великом патриотическом подъеме в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Среди них редкий экспонат – плакат московского художника Баяна Соколова «Сугны чазылага!» (1943), который относится к агитационным видам изобразительного искусства.
В начале Великой Отечественной войны партийные органы Хакасской автономной области стали больше уделять внимание массовой политической агитации в Абакане. В городе проходит перестройка работы по организации наглядной агитации с учетом задач военного времени. Работниками горкома ВКП(б) была проведена проверка 24-х стенных газет, выпускавшихся в Абакане, который показал, что большинство редколлегий не перестроили свою работу в соответствии с военным временем. 14 стенгазет вышли посвященными военной обстановке, лучшими среди них по содержанию и художественному оформлению были признаны газеты «Вперед» - ОБЛЗО (редактор Берзина) и «Финработник» - ОБЛФО.
Одним из недостатков в политмассовой работе в начале войны в Абакане стало небольшое количество наглядной агитации в городе. Были приняты ряд мер по устранению этого недостатка: по всему городу и в помещениях развесили печатные антифашистские и оборонные лозунги, много лозунгов написано на полотне. Нарисовано несколько антифашистских карикатур и патриотических плакатов, которые были установлены у мест скопления людей в центре города. Всего в городе было установлено 11 витрин, где с 7 часов утра вывешивались свежие газеты «Советская Хакасия» и «Хызыл аал». С июня 1941 года на щитах у входа в городской сад «Орленок», клуб «Строителей» и ДК «Железнодорожный» ежедневно вывешивались сообщения Совинформбюро.
Сводки Совинформбюро передавались и по уличным радиорепродукторам установленным: в городском саду «Орленок», на местном базаре, у Дома культуры и на здании треста «Хакзолото».
29 июля 1941 года в Абаканском горкоме ВКП(б) было проведено совещание с художниками и руководителями культурных учреждений города, где речь шла о наглядной агитации, на совещании присутствовало 12 человек.
С первых дней Великой Отечественной войны, наряду с промышленными предприятиями, в Абакан были эвакуированы многие учреждения культуры, а также ряд ученых, поэтов, художников из разных регионов страны. Среди них были три члена Союза художников СССР: в п. Шира жил пейзажист из Ленинграда Муравьев, в с. Означенное Бейского района - профессор живописи из Украины Г. Я. Комар, в Абакане - художник Б. Н. Соколов и архитектор из Москвы С. Ф. Грошев. Они прожили в эвакуации недолго, у некоторых из них творческая деятельность ограничилась выпусками плакатов.
В начале войны из Москвы в Абакан был эвакуирован художник Баян Николаевич Соколов (1908-?). В 1934 году он окончил Московский художественный институт. В 1939 году стал членом Московской организации Союза художников РСФСР. Свою творческую деятельность Соколов начал в 1931 году в заводской газете «Мартеновка» завода «Серп и молот» в Москве. В предвоенные годы он проектировал павильон «Печать» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, раздел культуры советского павильона на Всемирной Нью-Йоркской выставке, делал проекты интерьеров в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б) и др. оформительские работы.
В Абакане у Б.Н. Соколова начался новый период творчества, пожалуй, особенно плодотворный, успешный, как никогда ранее. Он был связан активным сотрудничеством с газетами «Советская Хакасия» и «Хызыл аал». Плакаты, рисунки, карикатуры на фашистов - вот далеко не полный перечень его работ, созданных в те годы. Значительное место в его творчестве заняла работа над «Окнами Сатиры». Он и поэты А. Фейгельман и И. Ерошин занимались выпуском «Окон Сатиры», которые выходили отдельной рубрикой в газете «Советская Хакасия» с 1941 по 1943 годы.
В 1942 году по инициативе Б. Н. Соколова в Хакасском областном книжном издательство вышла серия многокрасочных плакатов-листовок, посвященных сбору семян, подготовке коня к севу, о пользе воды, как одного из сильнейших средств повышения урожайности в хакасских степях.
В 1943 году художник Соколов, создает плакаты на бытовые темы, основанные на патетическом, волевом призыве к зрителю: «Колхозники, сдавайте зерно на семена!» (1943), «Не оставлять ни одного колоска в поле!» (1943), «Никакой пощады расхитителям колхозного урожая!», «Весеннему севу - хорошего коня!», «Сугны чазылага!» (1943).
Из истории Хакасии известно, что в 1940 году в Хакасской автономной области началось строительство Абаканского и Уйбатского оросительных каналов, но с началом Великой Отечественной войны когда часть европейской СССР была оккупирована армией Вермахта, возникла крайняя необходимость в освоении новых земель на востоке страны.
Очевидец тех военных лет инженер О. Яворский писал о строительстве Абаканского оросительного канала следующее: «В сентябре-октябре 1942 года был составлен проект Абаканского канала длиной 15 км для подачи воды из реки Абакан. 10 ноября 1942 года, несмотря на зиму, было начато строительство, которое тоже было организовано по методу народной стройки; на помощь кадровым строителям пришли сотни колхозников и рабочих из совхозов Хакасии, горожане Абакана и Черногорска. Вышли на строительство главным образом молодежь и женщины. Работы велись в трудных условиях: ломами разбивали мерзлую землю, отвозили и таскали ее на тачках и носилках».
В плакате Соколов «Сугны чазылага!» художник передает событие, связанное со строительством оросительных каналов в Хакасии в годы войны, где на фоне голубого неба изображена женщина-хакаска в степи, которая лопатой копает землю в воде для будущего оросительного канала. Позади нее виднеются силуэты небольших гор. Несмотря на крайнюю обобщенность изображения первого плана, цветом подчеркнута его плотность и материальность. Красная косынка, серый костюм, лопата в руках демонстрируют нам образ труженицы тыла периода войны. Самое важное для художника – это было передать в плакате действие и характер происходящего важного события для хакасской степи, который был связан с постройкой оросительного канала в годы Великой Отечественной войны.
Рассказ о деятельности Б. Н. Соколова в Абакане в годы Великой Отечественной войны был бы неполным, если не сказать, о том, что художник поднял вопрос о проблемах в изобразительном искусстве в Хакасии.
В статье «О художниках» в газете «Советская Хакасия» от 9 мая 1943 года, он писал:
«В живописи, графике, рисунке нужно отразить лицо Хакасии в суровую годину борьбы советского народа с ненавистными немецкими оккупантами, показать, как куется победа в тылу, запечатлеть героические дела ее творцов. В дни войны в Хакасии построен и вступил в эксплуатацию сахарный завод. Колхозники освоили новую культуру - сахарную свеклу. Отдельные стахановцы колхозных полей добились невиданных урожаев. Героев трудового фронта дала угольная и золотодобывающая промышленность области.
Тем, диктуемых жизнью, много. Правдивое отображение их в изобразительном материале даст ценные документы, которые сохранят свой интерес и много времени спустя после войны. Создание таких произведений - задача трудная, но благородная и захватывающая художников как творческих работников. Трудности могут быть преодолены с помощью советских органов и партийных организаций.
Пора подумать по-государственному об использовании творческих сил художников для того, чтобы запечатлеть великую творческую работу трудящихся в дни Отечественной войны».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева