Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Новые неизвестны факты из истории Степной думы по сбору средствпамятника М. В. Ломоносову (1828) в Архангельске».
Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.
Малоизвестным фактом из истории Хакасии в настоящее время, стало то, что в 1825 году в с. Аскиз - центре Степной думе соединенных разнородных племен, в местах компактного проживания этнических групп хакасов - сагайцев и бельтир велся сбор пожертвований жителями Степной думы на сооружение памятнику ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.
В Хакасском национальном архиве республики Хакасия сохранилась переписка за июль-август 1825 года между Минусинским окружным начальником и Степной думой «об открытии подписки по Енисейской губернии на добровольном приношении к сооружению памятнику Михаилу Васильевичу Ломоносову. В результате сбора денег местными жителями Степной думы было собрано 15 рублей на постройку памятника известному ученому.
Проект сооружения памятника Михаилу Ломоносову был инициирован в 1825 году епископом Архангельским и Холмогорским и поддержан архангельским генерал-губернатором адмиралом С. И. Миницковым. За несколько дней они собрали по предварительной подписке в Архангельске более 2 тыс. рублей, однако, зная, что сооружение памятника потребует значительно больших расходов, решили ходатайствовать через министра народного просвещения А. С. Шишкова перед императором Александром I о проведении всероссийской подписки. В марте 1825 года император одобрил это ходатайство. Объявление о подписке было напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Свои пожертвования на создание памятника М. В. Ломоносову внесли Императорская академия наук (1000 руб.), чины 2-й армии графа Витгенштейна (1000 руб.), чины отдельного корпуса внутренней стражи (1584 руб.), чины морского ведомства (897 руб.), чины Казанского учебного округа (876 руб.), чины Санкт-Петербургского университета (200 руб.), митрополит Киевский Евгений (545 руб.), епископ Харьковский Виталий (300 руб.), Санкт-Петербургское купечество (1000 руб.), архангельские купцы Амосов, Брант и Грель (600 руб.), Архангельское мещанское общество (300 руб.) и мещане, крестьяне, купцы, священники и жители Степной думы соединенных разнородных племен собрав в сумме 15 рублей. Наиболее крупное пожертвование 5000 рублей - было сделано Николаем I. Подписка на сооружение памятника, продолжалась десять лет, до 1835 года и принесла в общей сложности 53 395 рублей.
Проект памятника Ломоносову подготовил известный русский скульптор, ректор Академии художеств – Иван Петрович Мартос (1754-1835). Из биографии скульптора Ивана Петровича Мартоса известно, что он был одним из крупнейших представителей русского классицизма романтического направления.
Иван Мартос родился в 1754 году в сотенном местечке Ичня Прилуцкого полка Запорожского войска Черниговской области на Украине в казацкой семье. Отец скульптора, Пётр Михайлович Мартос (1749-1755) был ичнянским сотенным атаманом (помощником сотника). Выехав из Ични в детском возрасте, Мартос больше никогда не бывал на своей малой родине.
В 1761 году Иван Мартос был принят в воспитанники Императорской Академии художеств, начал учёбу в 1764-м, окончил курс в 1773-м с малой золотой медалью. После окончания Академии художеств был отправлен в Италию в качестве пенсионера. В Риме усердно занимался скульптурой, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской Помпео Батони и с антиков, под руководством Рафаэля Менгса.
В 1779 году Мартос вернулся в Санкт-Петербург и был определён преподавателем ваяния в Академию Художеств. Получил звание «назначенного в академики» (1778) за скульптуру «Андемион спящий», звание академика (1782) за скульптуру «Геркулес, отдыхающий от трудов». В 1794 году Мартос был старшим профессором, а в 1814 году ректором по скульптуре. В 1831 году оставил работу в Академии художеств по состоянию здоровья. За заслуги скульптора перед Академией ему было присвоено звание Почетного ректора скульптуры (1831). Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали Мартосу осуществление важных скульптурных проектов, а многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и за границей.
Среди известных произведений скульптора И. П. Мартоса: «Актеон» (1801) - бронзовая статуя для Большого каскада в Петергофе, бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая портик Казанского собора в Петербурге, барельеф «Моисей источает воду из камня», в колоннаде Казанского собора; памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке Павловска, скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка, мраморная статуя Екатерины II в зале Московского дворянского собрания; бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала, а также публичные памятники: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818),, памятник Александру I в Таганроге (1830); памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828); памятник Ломоносову в Архангельске (1828); памятник князю Потемкину в Херсоне (1831).
Памятник М. В. Ломоносову выполнен Мартосом в стиле позднего классицизма. Он представляет из себя бронзовую скульптуру на цилиндрическом постаменте. Постамент состоит из розового полированного гранита с вкраплениями серого цвета, имеет высокий цоколь и профилированный карниз. С лицевой (южной) стороны постамента выгравирована надпись «ЛОМОНОСОВЪ 1829 ГОДА», с тыльной - «ПЕРЕНЕСЕН 1867 ГОДА - и 1930 г.» Постамент покоится на двухступенчатом пьедестале, сложенном из серых гранитных блоков.
Собственно памятник состоит из двух фигур - стоящего Ломоносова в ниспадающей римской тоге и подающего ему лиру обнажённого крылатого гения, опустившегося на левое колено. Обе фигуры расположены на выпуклом полусферическом основании, представляющем собой северную часть земного шара. На лире вырезаны буквы Е и П - вензель императрицы Елизаветы Петровны. На сферическом основании имеются надписи: с тыльной части памятника - «ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Г. ДѢИСТВ. СТАТ. СОВѢТ. И. П. МАРТОСЪ ЛѢТА 1829 ГОДА», с лицевой стороны - «ХОЛМОГОРЫ».
О памятнике М. В. Ломоносову Мартос писал следующее:
«Идею для составления моего монумента подала мне мысль, почитаемая лучшим творением Ломоносова, ода одиннадцатая «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Ломоносов представлен мною на северном полушарии для означения того, что он есть северный поэт. На полушарии выгравировано имя Холмогор, место его рождения. Положение фигуры выражает изумление, которым поражен он, взирая на великое северное сияние. В восторге духа своего поэт принимает лиру, подносимую гением поэзии… Вензелевое на лире имя государыни императрицы Елисаветы Петровны означает, что Ломоносов был певец счастливого её царствования. Вышина стоящей фигуры Ломоносова 3 аршина 2 вершка; фигура гения в натуральную величину, а пьедестал в пропорцию против группы».
Вся сумма, необходимая для изготовления памятника с пьедесталом и его установка, была определена Мартосом в 46 000 рублей. Он начал работу задолго до сбора полной суммы, опасаясь, что возраст не позволит ему закончить памятник. Проект и рисунок памятника был одобрен в марте 1826 года уже новым императором, Николаем I. К апрелю 1828 года Мартос закончил ваяние алебастровой модели памятника в натуральную величину. Немедленно после изготовления модели Мартос приступил к отливке из бронзы самого монумента, которая была завершена к январю 1829 года. Отливку выполнил лучший литейщик Академии художеств В. П. Екимов в мае 1829 года.
Пьедестал памятника М. В. Ломоносову был выполнен из гранита, привезённого из Финляндии. Памятник вместе с пьедесталом несколько месяцев пролежал в Петербурге и только 17 июня 1830 четыре ящика с частями памятника и пьедестал были перевезены в Кронштадт и погружены на транспорт «Двина», отправлявшийся в Архангельск. В сентябре 1830 года памятник прибыл из Кронштадта в Архангельск.
Император Николай I собственноручно указал место расположения памятника на плане города Архангельска - возле кафедрального собора.
Открытие памятника М. В. Ломоносову назначили на лето 1831 года, но Архангельск охватила эпидемия холеры и открытие памятника отложили еще на год, поскольку карантинные условия не позволяли устраивать большое скопление народа, и торжества были явно несвоевременны, учитывая, что десятая часть населения города стала жертвой этой эпидемии.
25 июня 1832 года состоялось торжественное открытие памятника, которое было приурочено ко дню рождения Николая I. На открытии в речах губернатора, архиерея, директора гимназии восхвалялся царь, и очень мало, ученый М. В. Ломоносов. На открытии памятника присутствовали немногочисленные родственники М. В. Ломоносова, епископ Архангельский и Холмогорский Георгий, архангельский военный губернатор адмирал Р. Р. Галл и другие лица. Памятник ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову в Архангельске – стал первым памятником русскому учёному-энциклопедисту в Российской империи.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева