Что объединяет гобелены из Дрездена и Абакана
Фото: М.Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Что объединяет гобелены из Дрездена и Абакана».

В собрании Хакасского национального краеведческого музея (Абакан, Хакасия) хранятся два гобелена, который были завещаны в 1989 году ленинградским скульптором И. Н. Карачаковой-Картиной. Эти гобелены, как известно, относятся к девятому повторению серии «Месяцы Луки» («Январь» и «Февраль»), выполненные в 1737-1740 гг. на мануфактуре Гобеленов в мастерской Одрана ткачом Мишелем Одраном.

Изучая историю французских гобеленов, меня как исследователя привлекла история данной серии «Месяцы Луки». Из исследования, также выяснилось, что 12 гобеленов в 1737-1740-х годах были заказаны графом Генрихом фон Брюлем и хранились в его дворце в Дрездене до 1945 года. Мне удалось установить, что из 12 гобеленов данной серии один гобелен «Декабрь» хранится в Государственном Эрмитаже и два «Январь» и «Февраль» хранятся в Хакасском национальном краеведческом музее, местонахождение остальных гобеленов выяснить пока не удалось.

Что объединяет гобелены из Дрездена и Абакана

В истории Саксонии XVIII века имя графа Генрих фон Брюля (1700-1763) было широко известно и популярно, он был первым министром короля польского и курфюрста саксонского Августа III (с 1738). Граф Брюль, пользуясь расположением при его предшественнике короле Августе II (Август Смелый), быстро достиг высших государственных должностей. В 1733 году после смерти Августа II в Варшаве, он поспешно отправился с польской короной и регалиями в Дрезден к преемнику Августу III и деятельно хлопотал об обеспечении за ним польского престола.

Благодаря этому и дружбе с любимцем Августа III, графом Сулковским, он постепенно снискал благосклонность государя и был утвержден им во всех своих прежних должностях. Не обладая политическими способностями своего отца Августа II, Август III унаследовал от него его страсть к роскоши и искусству, по его примеру содержал блестящий двор и тратил громадные суммы на приобретение картин для Дрезденской галереи и других знаменитых музеев, а также на содержание придворной капеллы. Управление же государством Август III предоставил своему первому министру и любимцу, графу Брюлю.

В 1731 году граф Брюль стал главным налоговым инспектором и позднее министром внутренних дел Саксонии (с 1738). Вследствие расточительности двора Августа III, по предложению Брюля были увеличены налоги, и страна была обременена многочисленными долгами. Брюль был искусным дипломатом и хитрым стратегом, которому удалось добиться контроля над Саксонией и Польшей, а также контролировать своего короля Августа III и получить доступ к саксонской казне. В течение около тридцати лет правления Августа III Саксонского граф Брюль стал главным доверенным лицом короля и де-факто главой саксонского двора. Он обладал достаточной хитростью и умением, чтобы управлять Августом III и избавляться от своих соперников, и ему удавалось держать всех на большом расстоянии от короля. Ни один слуга не поступил на службу к королю без согласия Брюля, и даже когда король находился в часовни, окружающим было запрещено приближаться к нему.

Тщеславный и жадный, Брюль занимал десятки должностей при королевском дворе. Огромные суммы денег он тратил на придворный штат короля, но ещё большие на свой собственный. Он содержал 200 человек прислуги и платил своей страже больше, чем король; его обеды была самыми дорогими, а гардероб был самым роскошным. Фаворит бесстыдно злоупотреблял доверием и своего короля. Не довольствуясь получаемыми 67000 талерами в месяц, который он получал в качестве зарплаты, выяснилось при расследование, что он потратил на себя более пяти миллионов талеров государственных денег для личного пользования.

Во второй половине XVIII века одним из крупных культурных центров Европы становится столица Саксонии - Дрезден. Курфюрст саксонский и король польский Август III внёс большой вклад в процветание саксонской столицы. Он владел знаменитой Дрезденской галереей и активно занимался её пополнением. Приобретённые Августом III первоклассные полотна старых мастеров составили славу этого собрания. Содействие в покупке художественных ценностей саксонскому курфюрсту оказывал его первый министр граф Генрих фон Брюль. Обладая практически неограниченной властью и доступом к казне, предприимчивый граф приобретал на европейском художественном рынке произведения искусства и для своего короля, и для своей личной коллекции, которая составила галерею из 600 картин и обширное собрание рисунков и гравюр.

В 1736 году по заданию графа Брюля архитектор Иоганн Кристоф Кноффель начал строительство городского дворца и террасы для графа на берегу Эльбы в самом центре Дрездена. Первоначально он назывался «Сад Брюля», а сегодня известен как «Терраса Брюля». Дворец Брюля находился на углу улиц Augustusstrasse 3 и Kleine Fischergasse в Дрездене и считался «величайшим и самым ценным образцом раннего рококо Дрездена» и был построен между 1737 и 1753 годами.

Что объединяет гобелены из Дрездена и Абакана

Граф Брюль умело истощил казну Саксонии, погрузил страну в долги и значительно сократил армию. Он был полностью ответственен за губительную фискальную политику, которая решительно ослабила позиции Саксонии в Семилетней войне (1756-1763) и из-за расточительности обанкротившаяся страна была совершенно не готова противостоять атаке прусского короля Фридриха II. В начале Семилетней войны саксонская армия насчитывала всего 17 000 человек и через несколько недель армия Августа III, была вынужден сдаться в плен в Пирне. Сам Август III бежал в Кенигштейн (Саксония), а потом в Варшаву (Польша). Только после Губертусбургского мира Август III смог вернулся в Дрезден. Вскоре по возвращении из Польши в Дрезден король Августа III умер, а вслед за ним и Брюль, в октябре 1763 года.

Генрих фон Брюль скончался 28 октября 1763 году в Дрездене, оставив после себя многочисленные проблемы разорённой стране и наследникам. Он пережил Августа III всего на несколько недель. Саксонию после его смерти унаследовал его сын Фридрих Кристиан, который и вызвал проведение расследования в отношении Брюля, состояние которого, включало пять дворцов: в Дрездене, в Варшаве, в Pförten (современные Броды в Польше), в Оберлихтенау (Саксония) и в Вахау-Зайферсдорф (Саксония) всего на сумму полтора миллиона талеров, которые были конфискованы, но впоследствии возвращены семье Брюля. Расследование показало, что Брюль обязан своим огромным состоянием расточительности короля Августа III, а не незаконным средствами накопления.

После смерти Брюля его знаменитая коллекция произведений искусства, была выставлена на продажу и интерес к ней проявила русская императрица Екатерина II, купив коллекцию для Эрмитажа. В донесении посланника при саксонском дворе князя А. М. Белосельского графу Н. И. Панину от 1 марта 1768 года, где он пишет о возможности покупки коллекции Брюля, есть запись рукой императрицы: «Картины, натуральный кабинет и оружие. Желаю иметь каталог. А также хочется знать оптом ли продадут и что чего будет стоить». И вскоре поступает распоряжение Панину: «Граф Никита Иванович Возьмите из моего кабинета рублями столько сколько надобно будет чтоб заплатить Галерея картин Бриля коя Князем Белосельским сторговано за сто восимьдесят тысячи голландских гульденов. Екатерина».

Коллекция Брюля была куплена в июле 1768 года за 90 000 рублей. Знаменитое саксонское собрание, прибывшее в Петербург летом 1769 года, включало четыре картины Рембрандта, в их числе такой шедевр как «Портрет старика в красном», работы целого ряда крупных мастеров голландской живописи XVII века: Якоба Рейсдаля, Терборха, Остаде, Мириса, Ваувермана, Нетшера. Фламандцы были представлены двумя произведениями Рубенса, одно из них - шедевр коллекции «Персей и Андромеда», картинами Тенирса Младшего, охотничьими сценами де Воса. Французская живопись Эрмитажа пополнилась двумя полотнами Ватто и др. авторов.

Графическое наследие из коллекции Генриха фон Брюля насчитывало 1076 рисунков старых и современных мастеров, включенных в 14 альбомов In Folio. В нём были хорошо представлены рисунки итальянской, голландской и фламандской школ и лишь некоторые листы немецких авторов, что отражало вкусы собирателя. Гравюры и рисунки из собрания фон Брюля легли в основание эрмитажной коллекции графики, признанной одной из лучших в мире.

Широко было распространено мнение в те времена, что у Брюля была самая большая в Европе коллекция часов и военных жилетов; ему приписывали также обширную коллекцию парадных париков, шляп и самую большую коллекцию Мейсенского фарфора в мире. У него также была одна из самых больших коллекций книг каббалы в Европе. Известный Мейсенский фарфоровый завод создал по заказу графа Брюля «Лебединый сервиз» в количестве более 2200 единиц, которые сейчас разошлись по различным коллекциям по всему миру.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий