Искусствовед — о рисунках Николая Катанова, сделанных в Аскизе
Фото: xakac.info

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Неизвестные рисунки из архива Русского географического общества в Санкт-Петербурге».

Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.

18 мая 2022 года исполняется 160 лет со дня рождения Николая Фёдоровича Катанова (1862-1922) известного ученого, российского тюрколога, профессора Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктора сравнительного языкознания, этнографа, фольклориста, который по праву считается первым хакасским учёным.

В архиве Русского Географического общества в Санкт-Петербурге в настоящее время хранятся два этнографических рисунка, созданных во время путешествия Н. Ф. Катанова по Сибири и Восточному Туркестану, которые были привезены из научной экспедиции в Минусинском округе (1889-1892). Рисунки датированы 1889 годом, когда Н. Ф. Катанов находился два месяца в Аскизе до его поездки в Урянхайский край (Тыва).

30 мая 1888 года Н. Ф. Катанов окончил восточный факультет Санкт-Петербургского Императорского университета.

Ещё в 1887 году его преподаватель В. В. Радлов представил в Императорское Русское географическое общество «Записку», в которой обосновал необходимость этнографо-лингвистической экспедиции для изучения «остатков тюркских племён» Сибири и Восточного Туркестана. 11 декабря 1887 года записку рассматривали на Отделении этнографии Императорского географического общества тогда же В. В. Радлов предложил командировать Н. Ф. Катанова как «подготовленного и способного лица».

В «Записке говорилось: «Важность исследования остатков тюркских племен на крайнем Востоке не требует доказательств, так как эти страны никогда не были посещены знатоками тюркских языков, и мы имеем только отрывочные сведения, собранные посторонними наблюдателями, не специально готовившимися к этой цели. Я уверен, что Этнографическое отделение согласится со мной, что такое предприятие, как исследование остатков тюркских племен в Восточной Сибири, Монголии и Северном Китае, вполне соответствует цели нашего Общества, и я рад, что имею случай указать на возможность такого исследования без больших расходов со стороны Общества».

Искусствовед — о рисунках Николая Катанова, сделанных в Аскизе

Н.Ф. Катанов в экспедиции 1889-1892

В декабре 1888 года Н. Ф. Катанов выехал из Петербурга в Сибирь. 19 января 1889 года он прибыл в Красноярск, а затем в родной Аскиз, где обустроил главную базу для своих полевых исследований. Село Аскиз - был центром Аскизской Степной думы соединённых разнородных племен, здесь Николай Федорович знакомился с архивными документами, собирал статистические данные о хакасах-сагайцах и писал отчеты-письма в Императорское Русского Географическое общество и Академию наук в Санкт-Петербурге, а также вел большую переписку с директором Минусинского музея Н. М. Мартьяновым и А. А. Яриловым. Вовремя этой экспедиции ученый вел дневник, который в настоящее время хранится в Татарском национальном архиве и впервые был опубликован в 2017 году Хакасским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории.

В родных местах Катанов не был несколько лет после поступления в Санкт-Петербургский Императорский университет. В улусе Тураков проживала его старшая сестра Мария (Торлок) Федоровна Тюнестеева (Итпалина, Пилеева) с детьми Анной (1888-1978), Всеволодом (1890-1978) и позже в 1894 году родился Николай (1894-1939).

В селе Усть-Есь жил брат священник Николай (Паё)-старший Федорович (1858-1891) с большой семьей и детьми: Василий (1880- ?), Иван (1883-1924), Александр (1885-1937), Мария (1888-1930) и Юлия (1891-1947).

В Сагаях проживал его родственник Онак (Иван) Игнатович Катанов, который и стал его проводником в нелегких научных экспедициях к карагассам, в Китай, Монголию и Восточный Туркестан. Н. Ф. Катанов тепло отзывался о своем дальнем родственнике Онаке Катанове. По словам знакомого И. В. Барашкова-Эпчилея, говорил он говорил следующее: «Мой дальний родич Анаш- человек золотой Русское имя его Иван, татарское – Анаш, он сын Игната (Катанова – прим. автора). Анаша я взял себе спутником, когда поехал в научную командировку к карагасам, Китай, Монголию и Восточный Туркестан. Анаш был незаменимым человеком в путешествии – умел быстро в полевых условиях приготовить неприхотливую пищу, умел и добыть ее дешево, мастер был выбирать лошадей, найти попрочнее тарантас или хорошие седла, организовать удобную ночевку…Но главное его достоинство было в том, что этот полуграмотный татарин был настоящим лингвистом – он свободно разговаривал с казанскими татарами, алтайцами: когда приехали в 1890 году к карагасам – он быстро освоил их речь; то же самое было и в Урянхае; с урянхайцами он говорил довольно свободно».

7 марта 1889 года Н. Ф. Катанов выехал из Аскиза в с Усинское, а далее отправился в Урянхайскую землю, так называли современную Тыву. Тувинская поездка продолжалась более 5 месяцев - с 7 марта по 27 августа 1889 года. Всего во время путешествия было пройдено около 700 вёрст.

27 августа 1889 года Катанов возвращается из Урянхайской земли в Аскиз. В сентябре – декабре 1889 года Катанов занимался обработкой и систематизацией, собранных тувинских материалов (песен, загадок, сказок, поверий и шаманских молитв, описание обычаев, рисунки родовых тамг и рисунков на предметах домашнего обихода) и совершал поездки в пределах Минусинского округа для сбора фольклора хакасов. В Аскизе он записал много сказок, свадебных песен, шаманских молитв о посвященных конях «ызыхам» Эрлик-хану, загадки и рассказы – о всемирном потопе, русских священниках, о шаманах, о созвездиях, о Луне и Солнце.

В экспедиции Н. Ф. Катанов помимо фольклорного материала собирал этнографические коллекции минусинских инородцев. В настоящее время собранные предметы хранятся в Музее Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Всего им было собрано за время экспедиции три музейных коллекции № 217, №221, № 235.

Искусствовед — о рисунках Николая Катанова, сделанных в Аскизе

Рукавица Торлок Кызыловой-Итпалиной

В улусе Тураков Аскизской степной думы Н. Ф. Катанов приобрел этнографическую коллекцию №217. Среди музейных предметов рукавицы «мелей» (№ 217-7 аб), которые Н. Ф. Катанов в 1889 году приобрел на среднем течении реки Абакан между речками Аскиз и Камышта. Ученый указал, что рукавицы по-сагайки назывались «паloй», эта была работа его старшей сестры Торлок Кызыловой-Итпалиной. Рукавицы сшиты из меха овцы, сверху покрыты черным бархатом, а также украшены широкой парчовой каймой у кисти руки и узкой кожаной полоской с опушкой. Вся тыльная сторона рукавиц и большой палец расшит шелковыми нитками серого, зеленого, оранжевого и белого цвета с растительным узором.

В другой коллекции №221, собранной Н. Ф. Катановым в этой же экспедиции находятся рукавицы «мелей» качинской мастерицы Каяк Болгановой и неизвестной койбальской мастерицы. В дневнике от 12 июня 1890 года Н. Ф. Катанов сделал запись по данному приобретению: «По прибытии моем накануне в город Минусинск письмоводитель мой, А. П. Бехтерев, срисовал образец рукавицы изделия качинской татарки. Рисунок при сем проложен. Рукавица взята 17 мая 1890 года у сказочника Кодэра, упомянутого выше. Она обложена черным бархатом С, черным сукном А и парчой В. Вышита голубым и красным шелками. Ширина рукавицы по DF= 4/4 дюйма, длина MN=10/2 дюйма, длина по МО=в ¾ дюйма. Эта рукавица скроена, сшита, обложена и вышита качинской девицей по имени Каяк, дочерью Пыдота, Болгановою, 20 лет, живущей на реке Камыште».

Искусствовед — о рисунках Николая Катанова, сделанных в Аскизе

Рукавица Каяк Болгановой

В январе-феврале 1890 года Н. Ф. Катанов выезжает и изучает проживавших в тайге в Восточных Саянах карагасов (тофаларов).

После поездки к карагасам Н. Ф. Катанов вместе с Онаком Катановым отправился вверх по реке Абакан и продолжил исследования качинского, сагайского и бельтирского наречий. Весну – лето 1890 года Н. Ф. Катанов проживал в Аскизе, где он обрабатывал и систематизировал результаты своих поездок в Тыву и Тофаларию и одновременно готовился к тяжелому и сложному путешествию в Китай и Восточный Туркестан, который он посетил летом 1890 года.

21 апреля 1890 года в Аскизе он сделал описание шаманского бубна и колотушки, а также рисунков на бубне. Ценную с научной точки зрения ему сообщил его старший брат, священник Н. Ф. Катанов, по мнению которого: «Обитатели подземного царства изображаются на некоторых бубнах черною краскою, а обитатели верхнего царства (земли и неба) – белою краскою».

В июне 1890 года Н. Ф. Катанов отправляется в путешествие в Восточный Туркестан. В предисловии к дневнику путешествия Н. Ф. Катанов дал ценную информацию о составе экспедиции в Восточный Туркестан. Он писал: «В этом году пройдено экспедицией до 6000 верст. Экспедицию во время путешествия по Восточному Туркестану и Джунгарии составляли кроме меня пять человек, именно: письмоводитель и художник А. П. Бухтерев, проводник киргиз-казак Исмаил Мухаммед-беков и трое рабочих: сагаец Минусинского округа Енисейской губернии И. А. Катанов и киргизы Семиреченской области Бек-Батыр и Тасыр. Жалованье письмоводителю выдавалось по 50 коп., а проводнику и рабочим всем по 4 руб. 30 коп. в сутки».

15 июня 1890 года Н. Ф. Катанов, письмоводитель А. П. Бехтерев и О. И. Катанов в Минусинске сели на пароход «Россия» и поплыли в Красноярск. Из Красноярска по тракту проехали через города Ачинск, Мариинск, Томск, Барнаул, станицу Пьяноярская, Семипалатинск (Казахстан), Сергиополь (Аягуз), Урджар и Бахты. По дороге Н. Ф. Катанов остановился на несколько дней Томске.

1 июля 1892 года Катанов вернулся в Аскиз, проведя в Восточном Туркестане около 18 месяцев. Кроме того, с 1 июля – по 20 июля 1892 года он посетил улусы по рекам Таштып, Аскиз и Камышта и записал шаманские рассказы и молитвы бельтиров, каларов, сагайцев и качинцев. Обращения включали в себя благословление огню, горному духу, водяному духу, духу покровителю домашнего скота и др.

22 декабря 1892 года Н. Ф. Катанов с женой Александрой Ивановной вернулся в Петербург. Он привёз с собой несколько томов подготовленных для печати дневников, а также огромный массив языковедческих и фольклорных материалов, на которых в дальнейшем строил все свои научные работы. Многие материалы были впервые введены в научный оборот, в частности, составлены словари и грамматика тувинского и тофаларского языков.

В Санкт-Петербург Н. Ф. Катанов привез также музейные предметы, собранные им в Минусинском округе, которые поступили в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) коллекции №217, №221 и №235 – женские рукавицы, вязанные чулки и предметы шаманского культа, которые были собраны ученым у этнических групп хакасов - качинцев, сагайцев и койбалов и нужно отметить, что до настоящего времени коллекции остаются не изученными и никогда не публиковались.

Исследователь жизни и деятельности ученый С. Н. Иванов отмечая значимость путешествия Н. Ф. Катанова в Сибирь и Восточный Туркестан писал: «Это путешествие, длившееся четыре года (1889-1892), сыграло большую роль в формировании Катанова как исследователя и оказало значительное влияние на всю его дальнейшую научную деятельность. Замысел этой поездки принадлежал В. В. Радлову, под руководством и непосредственным воздействием которого у Катанова складывались лингвистические и этнографические интересы».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий