Хакасия в работах художника Егора Мейера
Фото: М. Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей «Работы художника Егора Мейера (1822-1867)».

Публикация будет интересна историкам, этнографам, культурологам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.

Среди русских востоковедов-путешественников I половины ХIХ века имя Петра Александрович Чихачева вписано большими буквами в изучение природы, истории и этнографии Хакасско-Минусинского края. Путешествовал П. А. Чихачев совместно с художниками Егором Егоровичем Мейером (1823-1867) и Иваном Константиновичем Айвазовским. Е. Е. Мейер во время экспедиции в создал работы, связанные с Хакасией «Абаканский форпост (Арбаты), «Гора на р. Арбаты близ Абакана», «Деревня Монок» и «Поток Бирикчуля». Данные работы пока не обнаружены, но были опубликованы в газете «Иллюстрация». Путешествие П. А. Чихачева продолжалось с февраля по декабрь 1842 года.

В 1842 году П. А. Чихачев служил в корпусе горных инженеров, который направляет его в Алтайский горный округ Томской губернии, до того времени весьма малоизученный. Здесь Чихачев исследовал реки Абакан, Чуя, Чулышман, им были составлены геологическая карта Алтая и собраны богатые коллекции минералов и гербарий из 240 видов растений. Но, самым главным достижением географа П. А. Чихачева считается открытие им одного из крупнейших в мире Кузнецкого каменноугольного бассейна.

Из Санкт-Петербурга путешественники выехали 1 марта 1842 года и ехали по маршруту Екатеринбург-Нижний Новгород-Казань на санях. Во время путешествия Чихачев вел дневник, где подробно останавливался на происходящих с ними интересных и увлекательных, а иногда и опасных событиях на территории современного Горного Алтая, Тувы и Хакасии. Маршрут путешественников пролегал далее в Барнаул и Бийск, а затем в Горном Алтае по Кошагачской степи через Курайский хребет на Башкаус, затем через перевал на реку Чулышман к Телецкому озеру, к реке Алаш в Туве, далее к истокам реки Абакан в Западном Саяне и к устью реки Абакан в районе Минусинска.

В экспедиции П. И. Чихачева сопровождали два художника из Санкт-Петербурга - это Егор Мейер и Иван Айвазовский. Караван состоял из 150 навьюченных лошадей, казаков и местных проводников алтайцев. Практика подобных путешествий требовала от художников максимально точного, документального отображения увиденного. Е. Е. Мейер и И. К. Айвазовский рассматривали меняющиеся окрестности через призму личного восприятия художников-пейзажистов. Необычные горные пейзажи, сюжеты вроде выпавшего снега летом, «крупные» видовые фрагменты рек и горные водопады вместо обязательных панорам свидетельствуют о влиянии на художников романтизма.

Природа Горного Алтая и Западного Саяна восхитила художника. Е. Е. Мейер и он оставил восторженно-романтические впечатления в «Отечественных записках» следующее: «Чем далее мы ехали, тем более соединялось все, то есть величие гор, ужас скал, мрак лесов, местами обгоревших, яркая зелень долин, роскошная растительность около рек Урсул и Малый Ильгумень. Эти две реки будто переговариваются между собой. Они летят в объятия друг друга и вместе стремятся, шумят, ревут, пока не заглушит их страшная Катунь… С трудом переводя дух, взобрался я на вершину и задрожал от восторга… Вдали, подобно океану, оледеневшему в буре, блистали вечные льды, меж которых, теряясь в светлом голубоватом тоне неба, зубчатым великаном поднималась Катунья Сайлан (Катунские столбы). В ущельях змеями вились туманы. Но где слова, где краски, чтобы передать эту картину?! Напрасно ломаешь голову, напрасно ищешь в красках тоны!.. Я посмотрел на все, потом на себя – что ж я? Невидная точка в этом огромном лабиринте!.. Я схватил альбом, но рука дрожала: мне казалось, я вижу живого Бога, со всею его силою, красотою, и мне стало стыдно, что я, бедный смертный, мечтал передать его образ!..»

26 июня 1842 года экспедиция добралась до реки Алаш в Туве, где произошла встреча путешественников с местными жителями-тувинцами. Чихачев писал так об этом: «При нашем приближении мужчины и женщины и совершенно голые дети выбегали из убогих жилищ. Они смотрели на нас со смешанным выражением удивления, любопытства и страха. Тувинцы довольно правильно поняли моего переводчика алтайца, тогда как константинопольское наречие (Чихачев владел турецким языком – прим. автора), на котором я попробовал заговорить с ними оказалось для них совершенно непонятным. Моя просьба предоставить каравану лошадей, продукты и проводников вызвала у них единогласный протест» [1. С. 169].

Художник Иван Айвазовский запечатлел эту встречу Чихачева с тувинцами в работе «Привал в Алашской долине». Где изобразил, стоящего справа самого путешественника П. А. Чихачева в экзотическом восточном костюме с колпаком на голове, который невольно бросался в глаза своим экзотическим видом, здесь в сибирской глубинке. Слева в работе изображена группа алтайцев и тувинцев, сидящая на корточках вблизи палаток путешественников, художник Айвазовский написал работу с натуры и передал облик реальных людей.

Пять дней проведенных в долине реки Алаш не прошли даром П. А. Чихачев, составил орографическую карту данной местности, совершенно неизвестную до сих пор, а также собрал этнографические сведения о тувинцах.

Только 12 июля 1842 года путешественники вышли к реке Джебаш притоку Абакана, где им встретились казацкие поселения. Путешественник писал об этом так: «По мере спуска в долину все чаще и чаще попадались признаки европейской жизни. Мы радовались то засеянным полям, то каким- то хижинам, построенным наподобие русских изб. На эти избы алтайцы взирали с изумлением. Их лошади, не желая приближаться к таинственным предметам, шарахались в сторону и предпочитали держаться от них на почтительном расстоянии. Горы продолжали снижаться, и все, казалось, предвещало приближение мест обитания людей. Остановившись на берегу Джебаша в поисках брода, мы наконец имели счастье увидеть на некотором расстоянии всадника, в котором нетрудно было узнать казака. Заметив нас, о тотчас поскакал к нам галопом. Казак сообщил, что мы находимся на расстоянии трех часов ходьбы от поста, расположенного на Абакане. Он сказал также, что меня там ждут вот уже скоро три месяца» [2. С. 203].

Пост на Абакане о котором говорилось в дневнике Чихачева это Абаканский форпост (Арбаты), где путешественникам был устроен торжественный прием при въезде, когда казаки при полном параде отдавали военные почести Чихачеву. Окрестности Абаканского форпоста впечатлили путешественника и напомнили ему своими мягкими очертаниями холмы тосканской долины в Италии или некоторых местностей вблизи Вогезских и Юрских гор.

Хакасия в работах художника Егора Мейера

Абаканский форпост в то время состоял из 40 деревянных домов, заселенных казаками «станичниками». В окрестностях поста размещалось множество сагайских юрт. Путешественника заинтересовали минусинские инородцы и он подробно описал этнические группы хакасов - качинцев, койбалов, сагайцев и бельтиров, места их проживания, жилище, занятие земледелием и кочеванием, охотой и разведением скота, верования и национальный характер минусинских инородцев.

15 июля 1842 года путешественники выехали из Абаканского форпоста в направлении Большого Монока, дорога до места назначения заняла около 5 часов. Эта деревня была заселена «государственными крестьянами», а также казаками и состояла из множества юрт сагайцев. Как и в Абаканском форпосте казаки устроили Чихачеву торжественный прием с воинскими почестями, выстроившись в ряд у въезда в деревню.

Хакасия в работах художника Егора Мейера

Следующая по маршруту путешественников была деревня Обетованная (Бондарево-прим. автора), населенная людьми еврейского происхождения, переселенцами из Саратова с числом жителей 100-150 человек. Чихачев отметил, что жители: «Совершенно забыв свой родной язык и говоря по-русски, они продолжают строго придерживаться обрядов еврейской религии, Когда наблюдаешь, как на берегах Тахо или Дуная люди этой нации свято помнят и соблюдают свои религиозные традиции и обряды, так же строго выполняемые и на берегах Енисея, нельзя не подвиться и не почувствовать интереса к народу, на который ни время, ни пространство не оказывает своего влияния». [3. С. 219].

Далее путешественники посетили Табат и с. Бейское, где они остановились на три дня из за непрерывного дождя. Это было большое село, населенное главным образом староверами. Далее посетили Калы и Сабинку, населенными ссыльными, деревню Означенная, где путешественников встретили казаки из Саянского форпоста. Саянский форпост – был самый значительный из всех, которые посетил ученый в течении путешествия, его гарнизон его состоял из 117 казаков нижних чинов, одного урядника (унтер- офицера) и трех старшин (унтер-офицеры, возглавляющие посты) с числом коней 234.

20 июля 1842 года путешественники покинули Саянск и их путь лежал в Минусинск, а далее они последовали в Бузуново, Билик, Тесь, Анашинская, форпост Соленозерный, озеро Беле, Кама где путешественники сменили верховых лошадей на кибитки, далее посетили Глядень и Усть-Убей, деревню Залупиха, в Коракове сели на лодки и поплыли в Сизим, мимо Бирюсы и Овсянки и 7 августа путешественники прибыли в столицу Енисейской губернии Красноярск.

В 1844 году П. А. Чихаев командируется в Париж «для издания на казенный счет на французском языке описания совершенного им путешествия». В этом солидном труде «Путешествие в Восточный Алтай» («Voyage scientifique dans l’Altaï oriental et les parties adjacentes de la frontière de Chine par Pierre de Tchihatcheff…»), изданном в Париже в 1845 году в двух частях. В первой части дается – описание пути экспедиции, дневник путешествий П. А. Чихачева.

Во второй книге включены приложения: карты, геологические таблицы и 18 иллюстраций-литографий, 17 из которых были выполнены по рисункам Е. Е. Мейера (одна литография была выполнена по рисунку И. К. Айвазовского). Литографии были выполнены французскими мастерами: Сiceri, Sabatier, Bayot, Lassalle. По предварительной договоренности в Россию поступило 75 экземпляров этого издания. В книге П А. Чихачев наряду с глубоко поэтическими картинами описания природы Горного Алтая и Енисейской губернии и геологических богатств уделяет внимание культуре, быту и языку народов Саяно-Алтая.

Что касается биографических данных художника Егора Мейера. Источники указывают, что родился Егор Егорович Мейер 14 марта 1822 года в Новгороде, «от свободного состояния иностранного негоцианта Мейера и незнакомой особы». Крещен был в грекороссийскую веру в Новгороде, градской Дмитриевской церкви. Воспитывался Мейер в семье адмирала Петра Ивановича Рикорда и рано проявил способности к живописи и рисунку. В 1839 году Егор Мейер стал вольноприходящим учеником Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался по классу перспективного пейзажа у художника М. Н. Воробьёва. Уже в 1839 году он получил серебряную медаль.

В 1843 году за виды из этой алтайской экспедиции «Цепь гор Шабарине-Ола с долиной и рекой Олаш в китайской провинции Уло-Тай» и «Ущелье Карасу близ китайской границы» Егор Мейер получил в Академии художеств серебряную медаль 1-й степени.

В 1844 году художник жил в Одессе. В начале 1845 года он был направлен на Кавказ, в качестве художника при графе М. С. Воронцове. Весной 1845 года Мейер женился на Софье Васильевне Черниковой и летом отправился с ней в путешествие по Лифляндской, Эстляндской и другим губерниям. В 1845 году Егор Мейер получил от Академии Художеств звание художника XIV класса за картину «Источник, протекающий в лесу» и был награждён за неё большой золотой медалью.

Получив право шестигодичной пенсионерской поездки за границу, выехал в Италию в 1846 году. Но в 1849 году вынужден был вернуться в Россию и путешествовал по югу России, в основном - по Харьковской и Полтавской губерниям с сохранением пенсионерства. Из поездки была привезена картина «Горное ущелье», за которую осенью 1853 года Мейер был получил звание академика Императорской Академия художеств.

В 1855-1859 году Е. Е. Мейер отправился в путешествие по Сибири и на Дальний Восток. В 1860-1862 годах служил при Начальнике Иркутской губернии» в должности архитекторского помощника.

В 1863 году Егор Мейер по состоянию здоровья вернулся в Петербург. Егор Егорович Мейер умер в больнице Св. Марии Магдалины 29 января 1867 года и был погребён на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий