Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй о художнике Дмитрии Каратанове из села Аскизского.
Вот её содержание:
«В 2024 году Аскизскому району исполняется 100 лет. Среди известных жителей, родившихся Аскизском вызывает интерес личность заслуженного деятеля искусств РСФСР, первого преподавателя Красноярской рисовальной школы, русского художника Дмитрия Иннокентьевича Каратанова.
Родился Дмитрий Каратанов 11 марта 1874 года в семье Иннокентия Ивановича Каратанова (1847-?) и Павлы Николаевны Собесской (1856-?). Его отец служил «резидентом» у золотопромышленника П. И. Кузнецова в Аскизском. Семья Каратановых состояла из жены Павлы Николаевны, дочерей Ольги, Веры и Дмитрия, и с ними также жила теща И. И. Каратанова Екатерина Мартыновна Собесская, польская дворянка, сосланная за зимнее восстание 1863-1864 года в Сибирь.
В Аскизском находился перевалочный пункт золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова и его сыновей – для грузов, идущих на золотые прииски по рекам Кызасу, Анзасу и Узун-Чулу. В конце западной части села П. И. Кузнецов, возвел два больших дома, конюшни, амбары и прочие хозяйственные постройки. Гости приезжающие в летнее время в «резиденцию», останавливались в двухэтажном деревянном здании (в настоящее время там находится Аскизский районный краеведческий музей им. Н. Ф. Катанова - прим. автора).
Отец Дмитрия Каратанова происходил из мещан Красноярска, по национальности он был коми-зырянин. На службу в «резиденцию» Иннокентий Иванович поступил в 1870-х годах и прослужил до 1890-х годов, после чего семья Каратановых переехали на Бирюсинские прииски. А поводом для переезда семьи, стало эпидемия сибирской язвы или чумы в 1890 году, когда в Аскизском погиб весь домашний скот и управлять «резиденцией» не было смысла.
Дмитрий Каратанов вспоминая свое детство, проведенное в Аскизском писал:
«Население Аскиза в то время было очень незначительно. Самое большое по величине пространство занимала резиденция. Находилась она в конце села, задним двором выходя на реку Аскиз, и стояла не в линии домов, а поперек улицы. Мне кажется, что я буду близок к истине, если количество жилых домов определю в 20-25.
В селе была небольшая церковь во имя апостолов Петра и Павла, в которой я был крещен. Внутри церковной ограды находилось несколько могил. Архитектура церкви, с которой у меня сохранился снимок, была простая, без всяких украшений, лишь на крыльце церкви стояли четыре круглые колонны».
В Красноярске у семьи Каратановых также имелся дом, в котором у них снимал жилье, приехавший в сибирский город художник Михаил Александрович Рутченко (1863 – 1937 гг.). В Красноярск он приехал в 1890 году и преподавал в мужской и женской гимназиях. М. А. Рутченко родился в Украине, был воспитанником Киевской рисовальной школе, где учился у Н. И. Мурашко. Юный Дмитрий Каратанов брал у него первые уроки рисования. Некоторое время Рутченко был вольнослушателем Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге и получил свидетельство на право преподавания графических искусств в низших учебных заведениях (1886 г.).
В 1892 году по совету художника В. И. Сурикова Дмитрий Каратанов поступает в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где учится у известного живописца Архипа Куинджи. В Академии Каратанов проучился три года, но полный курс обучения завершить не удалось из-за недостатка средств. В 1895 году художник жил и работал на академической даче, пользуясь материальной поддержкой художника Куинджи.
В 1896 году Дмитрий Каратанов возвращается в Красноярск и много путешествует по Енисейской губернии. Любимое местом для художника стали Красноярские столбы.
В 1900 году Каратанов вновь уезжает в Санкт-Петербург, где работает в художественной студии-мастерской княгини Марии Тенишевой. В студии он выполняет декорации одной из сцен оперы А. Н. Серова «Вражья сила», постановку которой осуществляла мать художника.
Петербургская рисовальная школа княгини М. К. Тенишевой (Тенишевская школа)было частным художественным учебным заведением, которое открылось в ноябре 1895 года по инициативе художника И. Е. Репина. Организатором и вдохновителем школы стал Илья Ефимович Репин, который одновременно руководил живописной мастерской в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Княгиня Тенишева подержала начинания И. Е. Репина, предоставив для занятий свою художественную мастерскую на Галерной улице, 13 и взяв на себя все материальные расходы по школе, что позволило сделать обучение бесплатным.
В художественной студии М. К. Тенишевой первоначально училось 25 учеников, но в дальнейшем количество увеличилось до 40 человек. Основной целью студии была подготовка учащихся к поступлению в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. От учеников студии требовалось уметь рисовать с гипсовых моделей и писать живую натуру.
По уставу школы, учащиеся платили 5 рублей в месяц для покрытия расходов по найму моделей и вознаграждения помощника руководителя студии. Занятия проводились ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, с 9 часов утра до 14 часов (с 9 часов до 12 часов - живопись, с 13 часов до 14 часов - рисование). Один раз в неделю ученики собирались вечером для разъяснения вопросов по композиции. В начале каждого месяца ученикам задавалась тема для эскиза и в конце месяца проводился экзамен ученических работ по пятибалльной системе. Идейные разногласия между Репиным и Тенишевой стали причиной разрыва отношений в 1899 году и закрытия художественной студии в 1903 году.
В 1901 году Каратанов вновь возвращается в Красноярск. Здесь в 1905 году он познакомился и подружился с красноярским гимназистом Арсением Яворским - будущим основателем и первым директором государственного заповедника «Столбы».
О знакомстве А. Яворский писал:
«Познакомились мы с Каратановым в 1905 году, а с 1906 года между нами как-то сразу завязалась крепкая дружба, которая поддерживалась как совместным житьем в городе, так и постоянными совместными выходами в природу, главным образом, на Столбы…
Первое, что подкупало и сближало с ним - это его непосредственность, простота в отношениях к другим и ко всему окружающему, которая свойственна, пожалуй, больше детскому возрасту. Да таким взрослым ребенком и был Каратанов в обычной жизни. Он как бы был нарочно рожден для этой непосредственности простоты, которыми живет сама природа. Не даром же он так любил её девственность и более за её оскорбление человеком, за все ненужные разрушения и варварства, которых всегда было много со стороны неразумных выходок на тех же Столбах».
24 октября 1909 года Красноярская Городская Народная Комиссия направила в Городскую Думу письмо о создании рисовальной школы в Красноярске и после обсуждения, было принято решение учредить в Красноярске рисовальную школу в помещении Первого приходского училища на 50 человек, с четырехлетним обучением. Занятия в школе предполагались вечерние, а на должность преподавателя решили пригласить Д. И. Каратанова, получившего академическое образование в Санкт-Петербурге.
27 января 1910 года в Красноярске в доме Купеческого общества состоялось официально открылась рисовальная школа. 10 марта 1910 года Енисейский губернатор Я. Д. Бологовский назначил Д. И. Каратанова преподавателем Красноярской городской рисовальной школы, а архитектора Л. А. Чернышева назначают заведующим-преподавателем.
В рисовальную школу принимались лица не моложе 12 лет. Желающие учиться в школе должны были подавать следующие документы: метрическое свидетельство, свидетельство об окончании курса в начальном учебном заведении, медицинское свидетельство и свидетельство о благонадежности. За обучение в школе взималась плата 15 рублей в год, а бедные ученики освобождались от оплаты за учебу. По социальному сословию большинство учеников школы составляли дети мещан, крестьян и чиновников.
Рисовальные школы в Российском империи не имели общего устава и общей программы. Дмитрий Каратанов составил для красноярской школы свою временную программу обучения. Классов в школе было четыре: оригинальный, головной, фигурный и натурный. В школе велись спецпредметы: анатомия, проекция, черчение, перспектива и история искусств.
В 1 классе «оригинальном» могли поступать желающие без различий пола, возраста и подготовки. Этот класс включал в себя рисование с геометрических тел с орнаментов, частей лица, маски и черепа. Во 2 классе «головном» рисовали с античных голов. В 3 классе «фигурном» рисовали с античных фигур. В 4 классе «натурном» рисовали натурщиков.
В 1910 году в рисовальной школе обучалось 42 ученика с различной художественной подготовкой.
20 мая 1910 года программу Красноярской рисовальной школы решили согласовать с Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге. Совет Академии в письме красноярскому голове в целом согласился с программой рисовальной школы. И в 1912 году Императорская Академия художеств приняла в свое ведение Городскую Рисовальную школу, которая содержалась: на средства Красноярска, а также на суммы сбора платы за обучение и на частные пожертвования. После окончания школы ученики не получали никаких документов об образовании государственного образца.
В 1913 году количество учеников в рисовальной школе составило 44 человека. В 1914 году в школе преподавались предметы: рисование, живопись, черчение, лепка, история искусства и анатомия. Занятия проходили в будние дни по вечерам с 18-20 часов, а в праздники с 12 до 15 часов.
В 1915 году занятия в школе были прерваны и в помещении рисовальной школы были расквартированы русские войска, ведь шла Первая мировая война.
В 1916 году Дмитрий Каратанов сильно заболел и не мог вести уроки в рисовальной школе. За годы преподавания в школе И. И. Каратанов воспитал талантливых сибирских художников А. Лекаренко, Г. Лаврова, А. Вощакина, Г. Троицкого и др., которые после окончания школы продолжили образование в Москве и Петрограде.
С 1917 года по 1940 год Дмитрий Каратанов штатный сотрудник Красноярского краеведческого музея. Он был участвовал в этнографических экспедициях музея по Красноярскому краю. Из Красноярска Каратанов совершает несколько длительных поездок с экспедициями разного назначения, в основном по северным районам.
В 1948 году Д. И. Каратанов стал первым из сибирских художников получившим звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Произведения художника в настоящее время, хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, в Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, в Красноярском краеведческом музее, Хакасском национальном краеведческом музее и частных собраниях.
Дмитрий Иннокентьевич скончался 10 сентября 1952 года и был похоронен был на Троицком кладбище Красноярска.
Таким образом, в статье автором, рассмотрен путь становления художника Д. И. Каратанова, родившегося в 1874 году в Аскизском – центре Степной думы разнородных племен и внесшего большой вклад в становление художественного образования и изобразительного искусства Енисейской губернии. В своих живописных работах Д. И. Каратанов первым из художников, открыл и воспел сибирский пейзаж, который был для него особенно близким и родным».
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева
Комментарии