Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Работа французского скульптора Антуана Куазевокса (1640-1720) «Венера, присевшая на черепаху» в Хакасском национальном краеведческом музее".
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей и культурой Хакасии.
В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится бронзовая копия ХIХ с работы известного французского скульптора Антуана Куазевокса (1640-1720) «Венера, присевшая на черепаху» (1686), переданная по завещанию хакасского скульптора И. Н. Карачаковой-Картиной после ее смерти в 1989 году.
Во французской скульптуре ХVII века Антуан Куазевокс был ярким представителем академического искусства. Мастер обладал безупречным чувством взаимодействия скульптуры с архитектурой, сочетал в своем творчестве богатство и изысканность с внешней патетикой, экспрессию барокко с классицистической идеализацией. Работал скульптор в области садово-парковой скульптуры, парадных портретов, декоративных рельефов, надгробий, создавал монументальные статуи и памятники.
Скульптор Антуан Куазевокс или Куазво родился 29 сентября 1640 года в Лионе в семье лионского столяра, эмигрировавшего из Мадрида. Вероятно, первое обучение он получил у резчика по дереву Франсуа Кусту.
В 1657 году Куазевокс приехал в Париж, здесь находит блестящую плеяду скульпторов-декораторов объединенных Шарлем Лебреном для работ в Лувре и Версале. Официально он работает в мастерской скульптора Луи Лерамбера, который и стал его учителем.
В 1666 году он женился на Маргерит Кийерье, племяннице Лерамбера, которая умерла через год после свадьбы. В 1679 году женился повторно на Клод Бурдикт.
В 1666-1685-е годы Куазевокс был придворным художником французского короля Людовика XIV. В этом качестве, среди прочего, он участвовал в создании украшений Версальского дворца и дворца Марли.
Дворцово-парковый комплекс Марли находился в окрестностях Парижа, был построен в 1679-1684 гг. по заказу Людовика XIV архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром как приватная, камерная альтернатива Версалю. Дворцовый комплекс состоял из небольших павильонов, которые стояли друг против друга посреди регулярного парка, а между ними протекал канал. Самый большой павильон принадлежал королю, королеве и чете герцогов Орлеанских. Поблизости находилось уникальное для своего времени инженерное сооружение - «машина Марли», которая качала воду из Сены для версальских фонтанов. По рассказам очевидцев, в Марли допускали лишь самых близких к королю придворных; быть приглашённым сюда считалось большой честью.
После смерти Людовика XIV члены королевской семьи редко удостаивали Марли своим посещением, ссылаясь на неудачное его расположение на северном склоне холма. К концу XVIII века дворец пришёл запустение и его снесли в 1806 году и только во II половине XIX века любители старины, среди которых были драматурги Сарду и Дюма-сын, приобрели наделы в Марли и взялись за расчистку заросшего сада. Парк Марли в настоящее время охраняется государством, а предметы обстановки, сохранившиеся до наших дней, выставлены в Лувре, в особом дворике Марли.
В 1686 году Антуан Куазевокс изваял «Венеру, присевшую на черепаху» для дворца Людовика XIV в Марли. Богиня Венера - в римской мифологии была богиней красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания, которая соответствовала древнегреческой Афродите.
В истории изобразительного искусства «Венера, присевшую на черепаху» известна, как «Венера на корточках», «Венера присевшая», «Купающаяся Афродита», «Афродита Дойдалса» - условные названия различных реплик древнегреческой скульптуры работы скульптора Дойдалса из Вифинии в Малой Азии, изображающей купающуюся богиню Афродиту, у римлян Венеру.
Имя древнегреческого скульптора Дойдалса упоминает древнеримский историк Плиний Старший в «Естественной истории», но не даёт подробных сведений о нем. Именно Дойдалс во второй половине III в. до н. э. создал скульптуру «Афродита, сидящей на корточках». Скульптура «Афродита, сидящая на корточках» представляет собой изображение богини Афродиты в позе моющейся женщины, опустившейся на одно колено, одной рукой расправляющей волосы, а другой прикрывая свою наготу, как будто её неожиданно застали за купанием.
Копиисты добавляли необходимые в хрупком мраморе подпорки в виде раковины, черепахи или добавляли фигурки Эрота (бога любви) или дельфина. Вслед за Праксителем, первым дерзнувшим изобразить богиню полностью обнажённой в статуе Афродиты Книдской, Дойдалс создал ещё более откровенный и, что характерно для эпохи эллинизма, приземлённый, почти жанровый мотив. Скульптор даже не побоялся самым натуральным образом изобразить складки на животе богини.
«Венера на корточках», «Венера присевшая» или «Купающаяся Афродита» (Venus accroupie) - популярный тип скульптуры эпохи эллинизма. Богиня любви изображена присевшей на раковину или черепаху, как будто её застали во время купания. Правой ногой она касается земли, а правой рукой - тянется к левому плечу, тем самым прикрывая наготу. Голова повёрнута вправо.
Существует множество реплик с римского мраморного оригинала, что свидетельствует о популярности этого произведения. Одна из реплик, датируемая 250-240 гг. до н. э. находилась на вилле императора Адриана в Тиволи и была найдена при раскопках в 1920-х годах. Ныне она хранится в Национальном музее Палаццо Массимо в Риме. Также реплики «Венера на корточках» находятся в парижском Лувре, в Ватикане, в Археологическом музее в Неаполе, в галерее Уффици во Флоренции и в археологическом музее Родоса.
Одна из реплик знаменитой скульптуры «Венеры, присевшей на черепаху», хранится в Британском музее в Лондоне, относится ко временам Октавиана Августа. В начале XVII века скульптура находилась в мантуанском собрании герцогов Гонзага, где её зарисовал П. П. Рубенс. В 1628 году скульптуру приобрёл английский король Карл I Стюарт за большую по тем временам сумму. Впоследствии ею владел живописец Питер Лели. В настоящее время это произведение - собственность королевы Англии, выставлена в Британском музее.
Антуан Куазевокс кроме создания содово-парковой скульптуры лепил портретные бюсты многих знаменитых людей Франции и считался лучшим портретистом своего времени. Лица его бюстов считались удивительно реалистичными; он не льстил своим заказчикам, но благодаря позам, деталям и точности костюмов он придавал им особое достоинство. Среди известных его произведений бюсты Людовика XIV (1680) и Людовика XV в Версале, Ж. Б. Кольбера (1677), Марии Терезии Австрийской, Шарля Лебрена (1676), принца Конде (1688) и т. д.
Умер скульптор Антуан Куазевокс в 1640 году в Париже.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева