Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "К 100-летию со дня рождения этнографа К. М. Патачакова".
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.
28 июня 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения известного хакасского этнографа Кузьмы Михайловича Патачакова. В области изучения этнографии хакасов К. М. Патачаков является основоположником этнографической науки в Хакасии. За многие годы его научной деятельности он занимался исследованием родового состава хакасов, влиянием общественной жизни на изменение в семейном быту, семейно-родственные отношения, религиозно-бытовых пережитков и народного искусства хакасов.
Родился Кузьма Михайлович 28 июня 1922 года в улусе Политов Минусинского округа Енисейской губернии в крестьянской семье. Его родители Михаил Николаевич и Евдокия Васильевна занимались крестьянским трудом.
В 1930 году Патачаков пошел в первый класс в Политовскую начальную школе, где учился у известной учительницы М. И. Ултургашева (Веселкова).
В 1938-х году он окончил Аскизскую семилетнюю школу и поступил в Абаканское педагогическое училище, которое окончил в 1940 году и был направлен учителем начальных классов в Кызласовскую начальную школу Аскизского района Хакасской автономной области. В автобиографии К. М. Патачаков писал по данному поводу: «Осенью 1938 года поступил в Абаканское педагогическое училище. В училище стал активно участвовать в общественной работе – был председателем Осовиахима, стал обладателем значка «Ворошиловский стрелок», выполнил норму парашютиста».
В июле 1941 года К. М. Патачаков был призван Аскизским РВК в Красную армию и был направлен в Томское артиллерийское училище, а затем на Северо-Западный фронт в состав 628 артиллерийского полка 235-й стрелковой дивизии. В ноябре 1942 года он получил ранение в районе «Демянского котла» и находился на лечении в эвакогоспитале №3961 в г. Маргелане Узбекской ССР.
В апреле 1943 года после лечения в госпитале К. М. Патачаков попал в 473 артиллерийский полк 99-й стрелковой дивизии 5-й Ударной армии на Южный фронт.
В августе-сентябре 1943 года принимала участие в «Донбасской наступательной операции», в ходе которой 2 сентября 1943 года приняла участие в освобождении Донбасса и Донецкой области.
В октябре 1943 года К. М. Патачаков получил тяжелое ранение в битве за город Запорожье. Пуля пробила навылет шею, повредив ткани нервов. Правая рука и левая нога оказались парализованными, после чего находился на излечении в эвакогоспитале №1019 в Уфе в Башкирской АССР. В марте 1944 года он был демобилизован и вернулся в Хакасию.
В сентябре 1945 году К. М. Патачаков поступил в Абаканский учительский институт на исторический факультет, который окончил в 1947 году.
В июле 1949 года Патачаков был принят младшим научным сотрудником Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, где проработал научным сотрудником до 1994 года.
В 1952 году К. М. Патачаков поступил в очную аспирантуру Института этнографии Академии наук СССР в Ленинграде, его научным руководителем стал известный ленинградский этнограф Л. П. Потапов. В 1955 году он защитил кандидатскую диссертацию по теме «Культура и быт хакасов в свете культурно-исторических связей с русским народом (ХVIII-ХIХ вв.)» и ему была присуждена ученая степень кандидата исторических наук. Защитив кандидатскую диссертацию, К. М. Патачаков работал в Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории старшим научным сотрудником (1955-1960), а с 1960 года заведующим сектора истории (1960-1963) и ученым секретарем (1963-1965).
С 1956 году К. М. Патачаков возглавил этнографическую экспедицию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории в улус Аршанов Алтайского района Хакасской автономной области, где уделил особое внимание исследованиям проблемам социально-экономического развития хакасов, истории улуса Аршанов и ее жителям, этнографии и народному искусству качинцев и койбалов, компактно проживающих в Алтайском районе.
Материалы этнографической экспедиции 1956 года под руководством К. М. Патачакова в настоящее время хранятся в Хакасском национальном архиве (фонд № Р-966). Во время этнографической экспедиции сопровождали К. М. Патачакова в улус Аршанов художники А. М. Новоселов и Р. С. Ананьин. Народному костюму хакасов качинцев и койбалов художники закономерно отвели в этнографических рисунках значительное место – это 32 листа с изображениями комплексов мужских и женских костюмов и обуви этнических групп хакасов качинцев и койбалов, а также вышивке на костюмах (спинке женской шубы «тон», халате-сикпене, женской рубахе «когонек», рукавицы «мелей» и на женской обуви).
На листах №178 (1-11), посвященных вышивке на женской шубе «тон» художниками Р. С. Ананьиным и А. М. Новоселовым было создано 12 листов с вышивкой с мотивам орнамента на женских шубах – качинцев и койбалов, где они детально рассмотрели и зарисовали особенности вышивки женской шубы «тон» и сделали авторские комментарии, которые рассказали нам, что шубы принадлежали мастерицами М. Е. Килижековой, П. Н. Шоевой и А. П. Кочелоровой, жительницам улуса Аршанов.
В хакасском традиционном обществе женский костюм составлял особый возрастной класс со своей знаковой системой, проявлявшейся наиболее ярко именно в шубе. Изображение спинок женских шуб «тон» с вышивкой документирует локальную специфику шубы этнических групп хакасов качинцев и койбалов, для которых было характерно использование различных мотивов в орнаменте вышивки, а именно мотивов орнаментов «мировое древо», «рога оленя», шва «аргазы», пратов и тартханов, «трилистника» и S- образные завитки.
Также рисунки значимы со следующих позиций: даны образцы вышивок качинцев и койбалов, которые в музейных предметах часто отсутствуют и особенно ценен вариант койбальской вышивки на спинке шубы с мотивом орнамента «мировое древо» и «рога оленя». Мотивы вышивок на женских шубах воплощает некую бинарную оппозицию, связанную со традиционной символикой, возможно, мужское - женское, девичье - женское, род родителей - род мужа и т. п. Однако отсутствие аналогов и параллельных описаний в научной литературе, пока вряд ли позволит это сделать в настоящее время.
Спинки праздничных женских шуб «тон» у хакасских женщин обильно украшались вышивкой, а так же аппликациями с «пратами» и «тартханами», которые были связаны и символизировали богиню плодородия и деторождения Умай (Ымай). Праты делались – в виде матерчатых аппликаций (из парчи, шелка или бархата) или вышивались гладью. Размер пратов составлял приблизительного 5х5 см, их количество делалось – три или пять, но всегда было обязательно нечетным количеством.
Там же в улусе Аршанов Алтайского района у местных жительниц художник Р. С. Анаьин зарисовал детали традиционного хакасского платья «когонек» №179 (1, 5-7). Рисунки были сделаны у местных жительниц Д. И. Инкижековой, М. Е. Чеменевой и П. Н. Шоевой. Всего художником было срисовано 4 рисунка с платья «когонек» с вышивкой на женском платье: два рисунка с вышивкой на рукаве «поркам», один на наплечнике «иньмен» и один рисунок вышивки среднего шва на наплечнике рубахи. Художник Р. С. Ананьин очень тщательно относился к фиксации национальной женской рубахи «когонек», где он старается передать ее неповторимый национальный колорит и особенности канона размещения вышивки на рубахе с мотивом растительного орнамента, который использовался для декорирования женской рубахи этнической группой хакасов-качинцев.
Рисунок №178 (1) выполнен с натуры с местной жительницы Параскевы Николаевны Шоевой. Женщина на нем изображена в профиль, ее костюм включает длинную рубаху, платок красного цвета на голове и кожаные сапоги. Этот рисунок важен как фиксация традиции женского костюма качинцев. Летний костюм качинской женщины составляли рубаха, халат-сикпен, платок, длинные концы которого завязывались сзади. В верхней части листа художник Ананьин детально зарисовал вышивку на плече женской рубахи «когонек».
Женская и мужская обувь представлена в рисунках Р. С. Ананьина на листах №182 (4, 6-10), где мы видим обувь «ӧдiк», «маймах», которую хакасы носили кожаную и меховую. Кожаную обувь шили из сыромятной кожи «сазан» и хорошо выделанной кожи «тууп» домашнего производства. Кожу делали в основном из шкуры домашних животных – коня и коровы. При возможности ее могли делать из шкуры диких животных – марала, оленя и лося. Кожаная обувь считалась летней обувью. Женская обувь не особо отличалась от мужской, но праздничная обувь украшалась различными узорами и орнаментом. Перед кожаной обуви на высоких каблуках часто сшивали из двух половинок. Средний шов переходил в голенище. И этот шов для красоты вышивался мишурой или бисеринками, нанизанными на нитки из сухожилия.
Тему женской обуви продолжает следующий лист (№ 182-4), где Р. С. Ананьин поместил изображение женской обуви под названием «Сапоги кожаные». Художник запечатлел декорирование качинцами обуви золотыми нитками, техника шитья которая в настоящее время утрачена. Подобные женские сапоги безусловно могли себе позволить носить только богатые девушки из состоятельных байских семей.
Декоративная система украшения женских сапогов золотым шитьем была впервые описана А. А. Кузнецовой и П. Е. Кулаковым в книге «Минусинские и ачинские инородцы (материалы для изучения)» (Красноярск, 1898). Хорошо изучив материалы Абаканской, Аскизской и Мелецкой инородных управ, А. А. Кузнецова отметила, что обувь у инородцев была покупная и самодельная. Особенно ценной являются сведения о золотом шитье на женской обуви.
Она отметила, что: «У качинок старинная летняя обувь «чайгы маймак» шилась из черненой кожи с острыми носками и толстой подошвой из нескольких рядов кожи; вдоль всей подошвы сапог обшивался цветным сафьяном, сложенным мелкими складочками, а все швы зашивались шелком (улус Чарков Абаканской инородной управы). Лет 20 тому назад (1878 год- прим. автора) такая обувь была еще распространена среди инородцев, в настоящее же время встречается редко. Иногда летние сапоги с тройной высокой подошвой, острыми носками и каблуками из покупной дубленой кожи, вышиваются на подъем и на швах золотым шнуром (стоимостью в 3 рубля 50 коп.)».
Кузьма Михайлович Патачаков с автоталром 30 научных работ по истории и этнографии хакасов, в том числе трех монографий «Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII‒XIX вв.)» (1958), «Очерки материальной культуры хакасов» (1982), «Наа чуртас учун» («За новую жизнь») (1990). Кроме того, Патачаков участвовал в написании научных трудов «Очерки истории Хакасии советского периода. 1917‒1961 гг.» и «Истории Хакасии с древнейших времён до 1917 г.». При его непосредственном участии вышло несколько выпусков «Учёных записок ХакНИИЯЛИ», сборники «Проблемы истории Хакасии», «Вопросы этнографии Хакасии» и другие. В хронологическом указателе опубликованных работ и рукописей К. М. Патачакова указано 180 публикаций на хакасском и русском языках.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева