Образ полуженщины-полуволка в хакасском героическом эпосе
Фото: предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Образ Хуу-Иней в декоративном искусстве енисейских кыргызов (хакасов) (VI-ХII вв.)"

Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.

Среди экспонатов находящихся, в постоянной экспозиции в Государственном историческом музее в Москве имеется бронзовая бляшка с изображением антропоморфное изображение по обеим сторонам, которой изображены две морды волка. Данный предмет был обнаружен в известном Копенском чаатасе, который был расположен в 5 км к юго-западу от с. Копён, на возвышенности под названием Солонцы на территории Боградского района Хакасской автономной области. Комплекс Копенского чаатаса всего насчитывал до 40 курганов. Большие курганы с погребениями родоплеменной знати енисейских кыргызов были раскопаны в 1939-1940 гг. археологами Л. А. Евтюховой и С. В. Киселевым. Рядом с разграбленными могилами были обнаружены ямки-тайники, в которых сохранились произведения кыргызского ювелирного искусства: золотые и серебряные блюда, 4 золотых кувшина, наборы золотых, серебряных и бронзовых украшений конского убранства.

Среди обнаруженных предметов в Копенском чаатасе находилась бронзовая бляшка принадлежность седельного набора с изображением полуженщины-полуволка Хуу-Иней, которое датируется культурой енисейских кыргызов (VI-ХII века). Изображения морды волка в декоративном искусстве Саяно-Алтая известно еще по деревянной резьбе скифской эпохи в Горном Алтае и в художественной обработке тагарцев, проживающих в Хакасско-Минусинской котловине. На бронзовой бляшке из Копен изображения морды хищника-волка, совпадают с аналогичными изображениями на минусинских бронзах тагарского времени (VIII до н.э.-III тыс. н. э.), что имеет большое значение для установления происхождения звериной орнаментация в кыргызском искусстве VI-XII вв.

О государстве енисейских кыргызах в Центральной Азии много писали китайские летописи, известно, что оно было образовано в VI веке нашей эры. В эпоху расцвета, в VII-X вв., высокого развития получила культуры являясь основой внешнеполитических успехов енисейских кыргызов. В кыргызском каганате развились ремёсла, в первую очередь железообрабатывающее и кузнечное. Кузнецы и другие ремесленники сосредоточивались и в городах, имена которых не сохранила в летопись. Качество изделий кыргызских кузнецов было весьма высоко. По словам китайцев, железное оружие кыргызских мастеров было так остро, что могло пронзить кожу носорога. Поэтому оно было широко распространено в Северной Азии и даже принималось императорским двором Китая. Кыргызские серебряных и золотых дел мастера ковали, чеканили и отливали прекрасные серебряные и золотые кубки, чаши, стремена, сбруйные и личные украшения.

В кыргызском каганате широкого развития достигла письменность и зародились героические сказания хакасов, предков енисейских кыргызов.

Непосредственно образ Хуу-Иней встречается в хакасском героическом сказании «Алтын Арыг» в двух вариантах, качинском и кызыльском диалектах хакасского языка. Первый вариант был записан в 1955 году у сказителя С. С. Кадышевым научной сотрудницей ХакНИЯЛИ Т. Г. Тачеевой в улусе Трошкин Ширинского района. Второй вариант был записан в 1964 году В. Е. Майнагашевой у сказителя П. Е. Курбижекова в с. Устинкино Ширинского района.

В сказании «Алтын Арыг» повествуется об умерших Алып-хане и его жене Ах-Оленг-Арыг у которых был сын и после их смерти воспитанием сына занимаются две сестры Пичен-Арыг и Ичер-Арыг. Одна из сестер по имени Пичен-Арыг мечтает стать ханом-пигом и завладеть богатством и многочисленным скотом умершего Алып-хана. Сестры решили посоветоваться со своим отцом Алтын-Сайзаном о том как стать ханом-пигом, но отец долго отговаривает Пичен–Арыг от задуманной затеи и пугает ее полуженщиной-полуволком Хуу-иней, которая издавна охраняла улус Алтын-хана и также рассказывает еще об одной защитнице Алтын-хана богатырке по имени Алтыг-Арыг, которая родилась и живет внутри Белой скалы. Взяв меч сестры отправляются к Белой скале, проникнув внутрь скалы они убывают Алтын-Арыг и сын Алтын-хана.

Став ханом Пичен-Арыг выходит замуж за богатыря Алып-Саадая и затем весь народ и скот Алтын-хана угоняет на родину мужа за Алтайский хребет. После угона народа и скота на Алтайский хребет прибегает белая волчица и увидев, что жилище Алтын-хана разрушено, встряхнувшись белая волчица превратилась в старуху Хуу-Иней, которая горько плачет и скорбит о разрушенном жилище Алып-хана. Затем одев волчий панцирь полуженщина-полуволк Хуу-Иней бежит вслед за угнанными на чужбину жителями улуса Алтын-хана.

Вернувшись к Белой скале Хуу-Иней целебной живой водой воскресила Алтын-Арыг и сына Алып-хана. Сама-же Хуу-иней войдя в скалу, нарушила запрет и поэтому должна умереть. Перед смертью она дает наказ Алтын –Арыг убить сестер за то, что они разрушили жилище Алтын-хан и вернуть на Родину угнанных ими людей и скот. Проводив всех она закрывает дверь в Белой скале, которая сомкнувшись превратилась в каменные россыпи.

В 1965 году известная исследовательница хакасского героического сказания В. Е. Майнагашева в статье «Образ Хуу-иней в хакасском героическом эпосе» впервые написала о Хуу-Иней, отметив, что среди женских образов в хакасском героическом эпосе образ Хуу-иней представляется как один из наиболее интересных и сложных. В сознании современных хакасских сказителей и их слушателей Хуу-иней живет как жестокая и коварная старуха-чудовище, обитающая в подземном мире и противостоящая эпическим героям и героиням. Но исследовательница также заметила, что в образе Хуу-Иней сохранились и иные весьма противоречивые черты этого образа. Из сравнения роли Хуу-иней в различных эпических произведениях стало ясно, что творцами эпических произведений этот образ не всегда представлялся отрицательным. Естественно у исследовательницы возникло желание лучше изучить образ Хуу-Иней в различных произведениях хакасского эпоса и насколько это позволит имеющийся материал, проследить эволюцию образа и причины его трансформации.

По результатам исследования В. Е. Майнагашева сделала также важный вывод об образе Хуу-Иней следующее: «Характер деятельности, как защитницы и покровительницы рода, а также ее двойня зверино-человеческая природа волчицы-старухи дают основание полагать, что истоки образа Хуу-Иней связаны с древнейшими тотемическими представлениями о прародительнице-волчице».

Таким образом, благодаря публикации героического сказания хакасов «Алтын-Арыг», появилась возможность атрибутировать изображение бронзовой бляшки из Копенского чаатаса, как изображение мифологического персонажа полуженщины-полуволка Хуу-Иней из эпоса «Алтын-Арыг». На рельефе мы видим мифическую и таинственную полуженщину-полуволка Хуу-Иней, лицо которой передано в экспрессивной манере. Неизвестный мастер создал необычайно живое изображение, которое передает с большой наблюдательностью и реализмом, подмеченное тонким наблюдением проявления внутреннего состояния героини Хуу-Иней.

Данное произведение искусства эпохи енисейских кыргызов показывает нам, что перед нами очень сложное по композиции и декору прикладное искусство, которое выросло в степях Центральной Азии на традициях высокого орнаментального искусства скифо-сибирского стиля и оно обладает творческой силой, которое со временем было переработано в новую форму, накопленную вековым опытом местного декоративного искусства Хакасско-Минусинской котловины в эпоху Кыргызского каганата. 

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий