Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), которая объединяет крупнейшие предприятия дорожного строительства, ожидает "деградации отрасли" и негативных последствий при отсутствии государственных мер поддержки. В ассоциации заявили, что ожидают массового увольнения персонала, роста убытков и социальной напряжённости, а также банкротства подрядных организаций.
В аналитическом обзоре НАИК говорится: "Отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один-три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут к деградации отрасли и негативным последствиям для экономики в целом".
Каковы причины таких алармистских заявлений? Ухудшение обосновывается макроэкономическими факторами. У предприятий выросли постоянные издержки – расходы на фонд оплаты труда. Резко возросла долговая нагрузка. Пошли в рост и издержки, связанные с лизингом. Высокие процентные ставки и продолжающееся удорожание техники на фоне роста неопределённости в экономике ограничивают деловую активность бизнеса.
По словам руководителя направления аналитики "Ф-Брокер" Александра Тимофеева, среди основных секторов, оказавшихся под угрозой, стоит отметить строительство. В экономике эта отрасль важная, поскольку на ней завязан целый ряд нацпроектов.
Я не сомневаюсь, что меры приниматься будут по нескольким фронтам. Очевидно, что государство будет вынуждено вмешаться в банковскую политику на уровне отраслей. В худшем случае мы увидим запрет кредитования по отдельным сегментам, а в лучшем – государство будет вручную управлять ситуацией с выдачей кредитов проблемным предприятиям. С другой стороны, мы видим, что, например, на рынке облигаций, на рынке вот этого долга, уже пошли определённые изменения и уже пытаются договариваться о рефинансированиях и о каких-то изменениях условий.
Сегодня в России формируются два параллельных рынка кредитования – льготного, читай за счёт субсидирования из госбюджета, и рыночного, где ставки составляют 30%, а то и 40%. Да, крупным инфраструктурным компаниям, по всей видимости, никто не даст упасть, но что делать с малым и средним бизнесом, в котором заняты миллионы сотрудников?
В ЦБ говорят, что надо банкротить и запускать механизм перетока трудовых ресурсов из неэффективных предприятий в компании, которые имеют возможность дальнейшего роста и развития. Вот что заявил зампред Банка России Алексей Заботкин:
В той ситуации, в которой мы находимся сейчас, когда все наличные ресурсы уже задействованы, единственный способ двигаться дальше в плане прироста реального ВВП – перераспределить рабочие руки с тех направлений, где они не очень востребованы, и задействовать их с большей отдачей для экономики. В таком случае мы переместим рабочих с завода А на предприятие Б, и ВВП от этого увеличится. И чего достигает высокая процентная ставка? Она отбирает проекты, которые обладают наибольшей рентабельностью. То есть те, которые и требуют наибольшего расширения производства, и где больше всего требуются трудовые ресурсы.
Эксперты говорят, что такая концепция – это социал-дарвинизм. "До свидания, "не вписались в рынок" – где-то уже такое было.
По мнению финансового аналитика Андрея Верникова, есть ряд отраслей, которые традиционно находятся в зоне риска банкротства. Прежде всего это транспортная отрасль, деревообработка, металлургия, строительство, текстильная промышленность. Все эти отрасли высокоцикличные.
Государство должно выстраивать внятную политику, чтобы было понятно, каким отраслям будет государство помогать, когда идёт неблагоприятный цикл. Потому что зачастую помогают не тем, как это было в 2007 году, когда средства были вложены в различные госкорпорации, которые должны были ускорить развитие России, экономики, но оказалось, что не все госкорпорации эффективны. Например, "Росатом" вполне эффективно действует, а вот по "Роснано" есть вопросы. Поэтому бросать это всё на самотёк – кто выплывет, тот выплывет, – неправильно.
Эффективных отраслей в России минимум – ВПК, производство нефтепродуктов, и все они связаны с государством. Получается, что любой секвестр бюджетного финансирования приведёт к их стагнации и банкротству. И за весь этот бедлам платят российские домохозяйства. Причём дважды – как налогоплательщики, и как потребители.
Риски банкротства сейчас достаточно высокие для всех отраслей, отметил генеральный директор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев. В торговле ситуация иная, потому что здесь не требуются длинные ресурсы, сейчас нет такой острой проблемы привлечения фондирования под такую высокую ставку, под какую дают банки или фондовый рынок.
Торговля может обходиться короткими дорогими кредитами, там нет таких рисков ликвидности. Кроме того, торговые предприятия могут использовать те же инструменты факторинга, что тоже нивелирует такие риски. А в реальном секторе для компаний с длинным производственным циклом, с необходимостью привлечения кредитных средств в большом объёме высокие ставки создают серьёзные риски.
Отечественные предприятия находятся между двух огней. Это растущие операционные расходы и всё более недоступные кредиты. В промышленности фиксируются признаки застоя, считают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Падающих или как минимум не растущих отраслей, наоборот, всё больше.
"Не вписались в рынок" – это уже было в новейшей истории нашей страны. Тогда тысячи предприятий и миллионы сотрудников оказались у разбитого корыта. Сможет ли сейчас Россия выдержать новый кризис?
Да, можно обанкротить предприятия, лишив их поддержки, можно достичь пресловутого таргета в 4% по инфляции, но что останется после этого?
В какую пустыню превратится экономика России? Какой будет судьба миллионов "не вписавшихся в рынок"? Согласитесь, это абсолютно прикладные вопросы, на которые власть и бизнес должны дать внятные ответы.
Комментарии