ЛМС-901 "Байкал" - легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования на местных воздушных линиях, а также для выполнения широкого спектра авиационных работ. Создается на замену знаменитому "кукурузнику" Ан-2: чтобы взлететь, тому хватало 30 метров для разбега с колхозного поля. По сравнению со своим предшественником новый самолет будет обладать меньшими габаритами, большей скоростью и возможностью дольше летать без дозаправки. При этом разработчики обещают: надежность и универсальность никуда не денутся.
"Байкал" - моноплан. Длина - 12,2 м при размахе крыла 16,5 м и высоте 3,7 м. Максимальный взлетный вес - 4,8 тонны. Летно-технические и иные характеристики соответствуют требованиям заказчика или превышают их. Проект разработан Уральским заводом гражданской авиации и Московским авиационным институтом по заданию и при поддержке минпромторга.
Новый летающий "внедорожник" для малой авиации впервые показали "вживую" на МАКС-2021. Сказать, что интерес к нему был огромный - не сказать ничего. "Используя современные методы весовой, цифровой оптимизации, мы постарались сделать самолет, который можно эксплуатировать с тех же площадок, что и Ан-2. Но при этом "Байкал" имеет крейсерскую скорость в полтора раза выше: вместо 200 - 300 км в час. Материалы все отечественные", - рассказывал тогда журналистам главный конструктор Вадим Демин.
В январе 2022 года "Байкал" прошел первые испытания в воздухе: полет длился примерно 25 минут на высоте 500 метров. За штурвалом был летчик-испытатель первого класса Валентин Лаврентьев. Ранее называли первый год предполагаемой поставки - 2025. Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, всего в следующем году планируется поставить перевозчикам пять "Байкалов", в 2026-2029 годах - по 25 машин в год, в 2030 году - 34 машины.
Какие требования предъявляются к "Байкалу"? Основных несколько. То, что машина должна изготавливаться из агрегатов отечественного производства, понятно. Необходима возможность переоборудования самолета для выполнения разных задач. Дальность полета - не менее 1500 км. Самолет должен работать при температурах от -50 C до +55 C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега/пробега - 250 м.
С базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования летающий "внедорожник" должен работать до 73 северной широты. В новом самолете более точная электронная система. Плюс новая авионика, а значит, лучшее управление. И, конечно, двигатель.
Двигатель ВК-800СМ для "Байкала" разработан с нуля. Как поясняют специалисты, в России не было еще турбовального мотора в этом силовом сегменте. Одно из преимуществ нового двигателя - ему не нужен авиационный бензин. Будет работать на керосине и гораздо тише, чем на Ан-2.
По сравнению с Ан-2 у "Байкала" меньше габариты, больше скорость и возможность дольше летать без дозаправки
Впрочем, все эти детали - для спецов. А пассажирам интересны размеры салона, в котором им придется лететь. Так вот, его длина 4,9 м, ширина около 1,5 м и высота 1,67 м. Можно прикинуть, насколько будет комфортно. Брать на борт "Байкал" сможет девять человек.
Между тем
Первые "Байкалы" должны были передать дальневосточной "Авроре" уже в следующем году, однако сроки неоднократно сдвигались. Подрядчика по созданию самолета "Байкал" необходимо менять. Об этом заявил вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
"Прежде всего все-таки надо вернуться на несколько шагов, чтобы поменять подрядчика", - сказал вице-премьер.
Мнение
Без поддержки не обойтись
В разработку и запуск производства ЛМС-901 "Байкал" уже вложено около 5 млрд рублей. При этом стоимость одного борта выросла со 120 млн рублей в 2019 году до 455 млн в этом году.
Рост себестоимости и, как следствие, стоимости самолета обусловлен вполне очевидными факторами, рассказал "РГ" исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "Цена в 120 млн рублей была зафиксирована на рубеже десятилетий, и с тех пор подорожало все, причем некоторые товары кратно. А оценки в 400 и больше млн рублей относятся не к 2024 году, а к будущему периоду", - объяснил он. При этом, по словам эксперта, сложнее всего дело обстоит с материалами и комплектующими изделиями.
Также эксперт напомнил, что 120 млн - стоимость так называемой базовой версии. Если авиакомпания формирует облик самолета с большим количеством дополнительного оборудования, производитель вынужден закладывать и дополнительные расходы на создание и испытания более оснащенной машины.
Что касается смены подрядчика, о которой заявил вице-премьер Юрий Трутнев, пока сложно оценить, что именно предлагается. Объявить новый конкурс на разработку самолета на замену Ан-2? Передать права на интеллектуальную собственность на ЛМС-901 новому разработчику? Сиюминутного решения этой проблемы не существует, считает Пантелеев. "Да, у нас есть ТВС-2МС - самолет уже не первый год производится, эксплуатируется рядом компаний. Но в его силовой установке используется двигатель иностранного производства, а разработка отечественного двигателя-аналога займет несколько лет. Есть наработки по самолетам семейства "Легенда", но и там в основе силовой установки - канадские двигатели", - отметил эксперт.
Что касается поддержки государства, то она нужна на всех этапах, считает Пантелеев, - разработки самолета, создания производственных мощностей и системы послепродажного обслуживания, финансирования продаж и, наконец, на этапе эксплуатации. Впрочем, со времен СССР здесь ничего не изменилось. Причина проста: перевозки на местных воздушных линиях - глубоко убыточный вид деятельности во всех странах мира, поэтому без бюджетных средств ничего не работает ни у нас, ни в Европе, ни в Канаде и США, заключил эксперт.
Подготовил Алексей Любовецкий, rg.ru
Комментарии