Изначально вопрос о включении Хакасии в перечень участников федеральной программы подняла Счетная палата Российской Федерации, опубликовав в августе минувшего года доклад «Анализ эффективности реализации программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития».
Решение о разработке первых индивидуальных программ федеральный кабмин принял в 2019 году. На их реализацию планировалось направить 52 млрд рублей, причем с превалирующей долей софинансирования федеральной казны – 50 млрд рублей.
Первыми приступили к реализации индивидуальных программ Курганская и Псковская области, Чувашская Республика, Марий Эл, Карелия, Калмыкия, Адыгея и три региона Сибирского федерального округа – Алтайский край, Алтай и Тува.
После анализа ситуации, аудиторы Счетной палаты предъявили претензии к правилам отбора субъектов федерации для разработки индивидуальных программ развития, отметив, что на разработку такой программы могла бы в первую очередь претендовать Республика Хакасия.
Минэк Хакасии без промедления воспользовался такой возможностью, сверстав индивидуальную программу социально-экономического развития региона. В Минэкономразвития России в начале августа состоялась ее защита. Презентовал стратегически важный для региона документ глава Хакасии Валентин Коновалов.
По просьбе 19rusinfo.ru министр экономического развития Хакасии Роман Ковтун рассказал о наиболее важных скрепах нормативного правового акта.
– Роман Викторович, расскажите, что даст региону подготовленная вашим ведомством совместно с Минэкономразвития России индивидуальная программа развития?
– Индивидуальная программа разрабатывается с целью создания условий для опережающего социально-экономического развития и создания новых точек экономического роста в регионах, перечень которых утвержден председателем правительства Российской Федерации. Это способствует привлечению по 1 млрд рублей ежегодно федеральных средств на экономическое развитие региона.
Индивидуальные программы разрабатываются для регионов с низкими показателями социально-экономического развития. За период реализации индивидуальные программы показатели свою эффективность: они способствовали созданию новых рабочих место, привлечению инвестиций и росту налоговых поступлений в большинстве регионах, где такие программы действовали.
Как только был запущен механизм индивидуальных программ, республика постоянно держала руку на пульсе. С 2020 года мы обращались к председателю правительства России Михаилу Мишустину, бывшему вице-премьеру Виктории Абрамченко, министру экономического развития России Максиму Решетникову и, конечно же, к президенту России Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие нашего региона.
Президентом России было одобрено включение Республики Хакасия в перечень субъектов Российской Федерации, для которых целесообразна разработка индивидуальных программ социально-экономического развития на 6 лет – с 2025 года по 2030 год включительно.
– При этом Хакасию на федеральном уровне признали регионом с низким уровнем развития?
– Однозначно нельзя сказать, что мы регион с крайне низким уровнем развития. Так, по отдельным показателям, например, динамике развития обрабатывающих производств республика занимала два года подряд второе место в Сибирском федеральном округе и 21 и 45 места в России. По валовому региональному продукту на душу населения – основному показателю, характеризующему развитие экономики республики, мы находимся на 42 месте в России.
Конечно же, есть и проблемы, которые надо решать. Например, низкий уровень денежных доходов населения и, соответственно, высокий уровень бедности населения.
Так как мы промышленный регион, то наша экономика зависит от тенденций мировой экономики. Кроме того, республика как и многие российские регионы, столкнулась с известными трудностями, связанными с санкциями в отношении Российской Федерации, что негативно отражается на развитии региона.
Экономика республики нуждается в структурной перестройке. Это долговременный процесс, и именно индивидуальная программа должна помочь нам создать условия для опережающего социально-экономического развития.
– Какие основные направления и почему именно они выбраны для реализации в рамках индивидуальной программы развития Хакасии?
– Изначально Минэкономразвития России определило, что 70% средств в рамках индивидуальной программы должны быть направлены на развитие экономики.
С целью диверсификации экономики и ухода от сырьевой зависимости мы приняли решение: все средства будут направлены на развитие экономики.
В индивидуальной программе Хакасии мы планируем реализацию мероприятий по четырём направлениям - обеспечение опережающих темпов экономического развития, малый и средний бизнес, развитие туризма и снятие инфраструктурных ограничений.
Важным направлением нашей индивидуальной программы является развитие обрабатывающих производств, через льготное заемное финансирование. Сегодня капитал Фонда развития промышленности составляет всего 370 млн рублей, все деньги распределены. При этом потребность от предприятий в заемном финансировании мы собрали на 1,5 млрд рублей.
Мы хотим расширить направления поддержки при приобретении промышленной недвижимости и спецтехники, а также при строительстве или капитальном ремонте зданий, сооружений, коммуникаций для организации производства, или общехозяйственного назначения.
Мы одни из немногих в стране, кто через Фонд развития промышленности поддерживает пищевую и перерабатывающую промышленность. Сегодня поддержка фонда необходима предприятиям
Давно уже задумывались о создании особой экономической зоны в республике, а благодаря индивидуальной программе сейчас появилась возможность реализовать задуманное. В рамках действия особой экономической зоны мы планируем реализовать ряд инвестиционных проектов по глубокой переработке полезных ископаемых, по глубокой переработке алюминия и фольги, а также других обрабатывающих производств, направленных на диверсификацию экономики республики.
По сути, благодаря этому механизму нами будут реализованы основные приоритеты Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года.
Остро в республике стоит проблема подготовки квалифицированных кадров. В индивидуальной программе мы это предусматриваем – планируется создать кампус для подготовки специалистов, которые нужны именно в Хакасии.
Кроме того, особое внимание в индивидуальной программе уделим развитию промышленной инфраструктуры республики.
Не оставим без внимания и малый бизнес. С целью поддержки малого и среднего бизнеса мы планируем мероприятие по докапитализации Гарантийного фонда.
Требует поддержки сфера туризма. Так как в стратегии Хакасии это одно из приоритетных направлений, мы также поддержим бизнес, который занимается в этой сфере с целью привлечения ещё большего количества туристов на территорию республики.
Все вы знаете поселок Жемчужный, который является местом притяжения туристов со многих регионов Сибири. При этом облик курортного поселка не соответствует его статусу и существует острая потребность по благоустройству Жемчужного. При этом частный инвестор готов вложить в развитие самого санатория «Курорт «Озеро Шира».
– Что это даст республике?
– Благодаря предлагаемым к реализации проектам прогнозируется снижение от угольной зависимости и переориентация экономики республики в пользу обрабатывающих производств.
Прогнозируется, что обработка станет отраслью, формирующей наибольший объем в структуре валового регионального продукта.
Будет создано около 2 тысяч постоянных рабочих мест, а доля обрабатывающих производств в ВРП с высокопроизводительными рабочими местами вырастет на 3,7%.
В целом мы должны выйти на темпы роста производительности труда выше, чем в среднем по России.
Результатом от реализации индивидуальной программы станет поступление дополнительных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней более 11 млрд рублей к 2030 году. Однако основной эффект от реализации отдельных мероприятий мы получим к 2035 году, который составит около 22 млрд рублей.
Помимо средств индивидуальной программы развития, мы продолжим активно использовать все возможности, предлагаемые правительством России для развития региональных экономик. В том числе механизм списания двух третей госдолга, инфраструктурные бюджетные кредиты и другие инструменты. В целом это позволит привлечь в рамках одной индивидуальной программы более 30 млрд дополнительных внебюджетных источников, и плюсом более 100 млрд рублей по другим федеральным механизмам.
Комментарии