Самые солнечные регионы страны остались без электричества, но местные власти ни при чем, надо спросить с энергетиков
Подача электроэнергии в Ростовской области, ранее нарушенная из-за анормальной нагрузки на сети, вызванной жарой в регионе, частично восстановлена, отчитываются местные власти. Из Анапы информируют о 17 тысяч человек, лишенных света после резких перегрузок сети во всем Краснодарском крае. Их количество быстро сократилось до 10 тысяч человек.
В социальных сетях — совсем другая жизнь, там говорят, что без света сидит около миллиона народа. Уже появилась информация о стихийных митингах местных жителей в связи с отсутствием электричества в домах.
Пока отключения зафиксированы только на юге: в сетях перегруз, местная генерация не справляется, но нет гарантий, что подобное не произойдет в любом другом регионе РФ. Но при этом у нас по-прежнему существует единая энергосистема, позволяющая перебрасывать энергию из региона в регион. Почему же она не сработала должным образом?
Экономист Василий Колташов считает, что первое, на что следует обратить внимание — это близость театра боевых действий:
— Бандеровцы в отчаянии наносят удары по различным объектам обеспечения работы тыла. Отсюда и нехватка электрической энергии. Насколько я понимаю, все началось из-за вынужденной остановки блока Ростовской атомной электростанции, после чего начались и веерные отключения.
«СП»: В «Концерне Росэнергоатом» сообщили, что энергоблок № 1 Ростовской АЭС был отключен от сети автоматически из-за срабатывания защиты генератора — «Система сработала в штатном режиме в соответствии с проектными алгоритмами». Нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации нет, а остальное не их уровень компетенции.
— Кроме того, я бы обратил внимание на то, что у нас продлен запрет вывоза из страны бензина и дизельного топлива до ноября и соединил бы эти два обстоятельства.
С одной стороны, могут возникать сложности из-за ударов по объектам энергоинфраструктуры, с другой были удары по складам топлива, по нефтеперерабатывающим предприятиям, а это очень сложные и весьма ценные производства.
В результате мы входим в такой период, когда, такие ситуации могут, к сожалению, возникать. По крайней мере, в приграничных и близких к театру военных действий регионах, в базовых для снабжения СВО, как например, Ростовская область.
«СП»: Почему не получилось быстро перебросить энергию из других регионов, ведь технически это возможно? Административная разобщенность оказалась столь сильна, что помешала это сделать?
— Единая энергетическая сеть по-прежнему существует, и переброска электроэнергии осуществляться должна. К тому же, имеется значительный потенциал генерации в Сибири, можно в случае возникновения дефицита электроэнергии увеличивать ее производство на многочисленных ТЭЦ.
Так что здесь я вижу сбой администрирования. Но администрирования, касающегося именно энергосистемы в целом.
Это вовсе не какая-то недоработка местных властей. Да, эта сфера находится под их формальным контролем, но в реальности все у нас подчинено федеральной сетевой и местным распределительным сетевым компаниям. И вот в их деятельности налицо определенное рассогласование.
Расщепление единой энергосистемы на двухуровневую: федеральную и местные — было неправильным. Если генерирующие компанию можно было выделить в отдельные акционерные структуры, то сеть должна была оставаться единой. Тогда такие сбои были бы просто невозможны.
Нынешнее происшествие еще только предстоит понять и осмыслить, но даже сейчас можно сказать, что ситуация была бы гораздо легче разрешима если бы вся сеть управлялась централизованно.
«СП»: Как об этом в свое время мечтал Владимир Ильич Ленин, и эти мечты были сначала реализованы его последователями. А затем «пришел Чубайс все разрушил».
— Чубайс и возглавил РАО ЕЭС, чтобы ее разрушить. Вот мы и получаем плоды его деятельности. Заявленная им политика расщепления энергосистемы провозглашалась, тогда как «прогрессивная», «европейская», «ведущая нас к биржевому способу ценообразования», объявлялась «самой лучшей для всех», но в результате все оказалось ложью. Мы получили от этого много проблем.
По-хорошему надо бы собрать как минимум все сети в единую вертикально интегрированную организацию.
Даже создание местных генерирующих компаний было ошибочным, но в первую очередь проблемой является распределительная сеть. Все опоры, провода и трансформаторы должно быть в одних руках.
«СП»: Но что сейчас-то людям делать? Народ вышел если не на стихийные митинги, то на «сходы». Может подать в суд на энергетиков как «представляющих услуги ненадлежащего качества»?
— Люди хотят, чтобы им дали свет в дома. В суд они обращаться не будут, ведь событие уже случилось, для обычных граждан суд — это запоздалый, неактуальный механизм. А вот для местных властей он вполне актуален. Они и должны спросить с виновников случившегося.
В представлении простых людей, вышедших на улицы, местные власти и энергетики — это одна «шайка-лейка». На самом деле это не так. Местные власти осуществляют управление в рамках своих полномочий, а энергетики живут своей жизнью в рамках некогда-то расщепленных структур.
Поэтому один из актуальных выводов из ситуации можно сформулировать в лозунг: «Собрать всю энергосеть воедино». Нужно ту реформу Чубайса ликвидировать на уровне, как минимум, распредсети. Отменить ее как вредительскую, приносящую ущерб безопасности страны, устойчивости ее экономического роста.
«СП»: Казалось бы, Ростовская область — это юг, солнечный край! Поставить там солнечные батареи, как было бы хорошо с возобновляемыми источниками.
— Розовые мечты. Сиюминутная выработка: временами она есть, временами ее нет. Солнечные батареи каждое домохозяйство или организация может ставить себе самостоятельно, на крыши. При сорокоградусной жаре можно получать и горячую воду, как в Турции. Солнечная генерация для домовладельцев хороша, но только как дополнительный инструмент.
«СП»: Тем более, что Китай нам все это не так уж и дорого может поставить, не то, что двадцать-тридцать-сорок лет назад, когда эти батареи были только на космической станции.
— Это частная мера. К тому же, эти солнечные генерирующие батареи и станции занимают много места, а земля там на юге очень дорогая. Обычно ее стоимость не считают, когда рекламируют выгоду солнечных батарей.
«СП»: Еще сообщают, что в соседнем Северокавказском регионе чуть ли не сорок процентов электроэнергии воруют, там местные подключаются к сетям незаконно, также как делают врезки к газовым трубопроводам.
— Там всегда была запредельная коррупция, законность присутствует весьма ограниченно. Но это вряд ли могло привести к подобному коллапсу.
Зато теперь появится повод всех незаконно подключившихся отключить и потребовать от Госдумы РФ новых законов, таких чтобы воровать электричество стало ну очень невыгодно! Я думаю, что такие меры будут приняты — этот вывод энергетики для себя сделают очень быстро.
«СП»: К тому же Владимир Путин недавно заявил, что на майнинг криптовалют уходит почти 1,6% от всего потребления энергии в стране и развитие отрасли может привести к дефициту электричества.
— Что же касается восстановления единой, интегрированной и управляемой из строго определенного центра энергетической системы то этот вопрос сами энергетики точно не решат. Они уже разбежались по отдельным компаниям и зарабатывают деньги. Их можно собрать воедино только государственной волей, — считает эксперт…
Случившееся В Ростовской области и Краснодарском крае ударило и по Крыму. Местные энергетики осуществляют переключение снабжения абонентов по резервным схемам. Любопытно, что точно также, как во времена реформы РАО ЕЭС двадцатилетней давности энергетики… жалуются на износ оборудования! Однако теперь ругать и обвинять во всех бедах «совок» как-то неудобно. Хотя попробовать можно.
На удаленных территориях типа Якутии, Забайкалья и других проблема с электроснабжением можно назвать традиционной. Сложно и дорого туда прокладывать электросети. Месяц назад без электричества в Бурятии из-за аварии на Гусиноозерской ГРЭС остались 115 тыс. человек. Веерное отключение произошло в Улан-Удэ и затронуло 75 населенных пунктов. А все из-за «свища в котле».
В Москве и области — все самое новое и передовое. Но и тут на старуху проруха — оборудование сплошь импортное и все под санкциями. Импортозамещение западных аналогов идет ни шатко ни валко. В общем, митингуй, не митингуй, а повышение тарифов для населения неизбежно. Оно уже заложено Минэкономразвития: на 8,9% в 2024 году, на 6% в 2025-м и на 5% в 2026-м. Так что жизнь наладится. По крайней мере у энергетиков.
Комментарии