Угольщики, чьи экспортные перевозки потеряли приоритет на Восточном полигоне, предлагают убрать с БАМа и Транссиба все транзитные контейнеры, переориентировав их на Казахстан.
По их расчетам, транзитные контейнеры отнимают у инфраструктуры пропускную способность, эквивалентную 60 млн тонн угля, и Россия, получая $30 с каждой транзитной тонны, упускает $600 экспортной выручки. Участники контейнерного рынка и эксперты полагают, что реализация этой идеи осложнит отношения с Китаем и нарушит важные для доставки потребительских товаров грузопотоки, сообщает kommersant.ru.
Как следует из протокола заседания комиссии «Энергетика» при Госсовете 29 марта (есть у “Ъ”), комиссия рекомендует правительству в числе прочих мер поддержки угольной отрасли «проработать вопросы минимизации вплоть до полного исключения транзитных перевозок грузов в контейнерах по железнодорожной инфраструктуре» БАМа и Транссиба «до отмены действия внешнего санкционного давления».
В протоколе говорится, что введенные ОАО РЖД после приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) правила очередности перевозок грузов (см. “Ъ” от 8 и 15 марта), «по мнению крупнейших угледобывающих компаний, вводят приоритет транзитных перевозок контейнерных грузов, устанавливают приоритет коксующегося угля и антрацита при поставках на экспорт, определяют перевозку энергетического угля по остаточному принципу». Представители добывающих регионов и сами угольщики отмечают, «что изменение сложившегося порядка приведет к срыву контрактов, невыполнению обязательств, остановке предприятий, сокращению рабочих мест в регионах, снижению налогов и валютной выручки».
Объем транзитных перевозок контейнеров по российским железным дорогам растет.
Комиссия предлагает переориентировать контейнеры на маршрут через Казахстан, обеспечить в полном объеме вывоз угля на восток из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тувы, возобновить систему планирования вывоза угля на экспорт на восток по методике Минэнерго (она утратила силу вместе с ПНД), ускорить строительство БАМа и Транссиба, а также ввести мораторий на любые изменения тарифов на перевозку угля.
В ОАО РЖД “Ъ” уточнили, что во временном порядке уже предусмотрено снижение приоритета транзитных контейнеров. В 2021 году из портов Дальнего Востока отправлялось менее одного транзитного контейнерного поезда в сутки, а сейчас их вообще почти нет, уверяют в монополии.
Снятие транзитных контейнеров с Восточного полигона будет странным решением, говорит источник “Ъ” в контейнерной отрасли: «Мы дискредитируем Россию — в первую очередь перед Китаем — как партнера в инициативе One Belt—One Road, которая для КНР является стратегической». Китайские партнеры стремятся поддерживать и развивать сухопутный транзит, в том числе по Транссибу, выделяют на это госсубсидии, подчеркивает он. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что транзит контейнеров по Транссибу идет в первую очередь в страны СНГ. «Основным конкурентом России на маршруте выступает Китай. Запрет будет означать резкое падение российского экспорта логистических услуг и потерю статуса надежного транзитера».