Насколько победа Трампа в выборах повлияет на военный конфликт? Почему 12 тысяч солдат Северной Кореи не "сделают погоды" для спецоперации? Об этом и многом другом Царьград беседует с военным блогером Михаилом Онуфриенко.
— Главным политическим событием в мире на прошлой неделе были выборы президента в США…
— Трамп — болтун, мы убедились в этом при прошлом его вступлении в должность президента. Тогдашняя его фишка — немедля и навсегда он разберётся с Северной Кореей. Вступив в должность, он отправил туда три авианосные эскадры. Но до КНДР не дошла ни одна, тихо "растворившись" в пути. После были заигрывания с руководством Северной Кореи: лобызания, рассказы, что они нормальные ребята. Потому на всё, о чём говорит Трамп, можно не обращать внимания.
Жал Дональд и Киму руку. Фото: White House/globallookpress.com
— В Москве побывала делегация из КНДР. Киеву повсюду мерещатся северокорейские солдаты. Вы рассматриваете возможность их участия в конфликте? Уже даже и число называют — 12 тыс. человек.
— Северная Корея не примет участия в конфликте в силу объективных причин. В этом нет ни малейшей необходимости по чисто военным аспектам.
На линии фронта никогда не находится более 20% штыков из того наличного состава, который участвует в боевых действиях. Это службы обеспечения, водители, снабженцы; те, кто занимается складами, боеприпасами. Колоссальное количество всего этого постоянно доставляется на фронт, в прифронтовые зоны. Склады охраняют именно военные…
Чтобы не маленький отряд, а тысячи человек участвовали в боевых действиях, они должны знать язык, управлять аналогичным нашему оборудованием, системам связи. Они должны проходить по тем же учебникам боевую подготовку. Подобное боевое слаживание — вопрос не одного года. Такие интербригады было реально создавать век назад в Испании. Там даже радиостанций не было, по телефону звонили. Знаешь язык какой-нибудь? Ну, сойдёт…
В Красноярске заметили северокорейские САУ. Скрин с ТГ-канала "Русский инженер"
— Важнейшая тема — продолжающиеся расследования в Минобороны...
— "Боевые действия" не закончены. Есть вопросы к комбригу на Северском направлении. И таких претензий много. Говорить о них публично до завершения следствия не корректно. Кроме того, подрывается боевой дух.
Армия — отражение общества. У нас в обществе, как и в любом другом, хватает самозванцев и тех, кто лезет наверх по трупам. Выражение "Кому война, кому мать родна" не на пустом месте родилось. Это есть в любой армии. Чистки, безусловно, продолжатся...
Генеральный штаб пока никто не трогал. Он сформировался у нас в условиях мирного времени. Во время пятидневной войны в Южной Осетии обоснованных претензий было много: по взаимодействию авиации и её использованию, по наземным действиям, по вопросам связи. Всё подробно разобрано, всё известно.
Министерство обороны. Фото: mod_russia/Twitter.com/Global Look Press
И эти же люди находятся на высших должностях. Только они значительно выросли в чинах и званиях. Но принципиально ничего не поменялось.
— Как закончится война? Ваши прогнозы.
— Есть факты, предположения и "хотелки". Если говорить о фактах, то качество подготовки личного состава и количество наличного, потенциально наличного "пушечного мяса" у Киева заканчивается. Есть оперативный резерв, с колёс: мобилизовали, быстро подготовили — и на фронт. Качество резерва низкое.
По новым правилам призыва на Украине негодных к службе нет. Скрин с ТГ-канала "ИноСМИ"
Когда тыловых солдат, заплативших немалые деньги, чтобы не попасть на фронт, отправляют затыкать дыры на Покровское направление, то по прибытии на вокзал недосчитываются 15% личного состава. И по пути следования "растворяются" ещё около 20%. До прифронтовой зоны доходит менее половины. Где остальные — никто не знает.
В этом году по ту сторону мушки открыто около 200 тыс. дел о дезертирстве, самовольном оставлении частей. Ещё, наверное, половину убежавших не считают, ведь тогда люди остаются на довольствии, командование получает за них деньги. И не получает по голове. Если в течение трёх суток беглец появится в тыловом расположении части, возбуждать ничего не будут, выговора не объявят. У них колоссальный дефицит личного состава, и ситуация будет ухудшаться.
Причина дезертирства — низкий боевой дух, пишут СМИ со ссылкой на источники в Генштабе. Скрин с ТГ-канала "Осташко! Важное"
— Но и у нас она, наверное, тоже будет ухудшаться?
— Знакомый со статистикой понимает, что на пике идёт резкий всплеск добровольцев. В какой-то момент это выравнивается — и идёт снижение. Снижение достигнет уровня, значительно меньшего, чем нужно нам, и будет таким оставаться. Необходимо восполнять личный состав ежемесячно десятками тысяч человек. Они выбывают по ранениям, по болезням — есть масса причин. Их нужно менять.
Бесконечно долго вести боевые действия мы не сможем. Поэтому и говорят о войне на истощение: у кого раньше силы закончатся. А закончатся они раньше у противника, не обладающего аналогичными нашим ресурсами и возможностями.
— Мы ещё до края не дошли?
— Следующий год мы спокойно выдержим имеющимися силами и средствами при постепенном сокращении притока добровольцев. Но военным путём занять и освободить всю территорию, контролируемую Киевом, мы не в состоянии.
Другое дело, что противник может надломиться. Хуже вооружённые, менее мотивированные бойцы будут всё чаще самовольно покидать позиции.
Повлияет и снижение объёма западной помощи. Нет ничего аналогичного тому, что поставлялось в конце 2022 года, перед Запорожским наступлением. Поставки самолётов —десяти-двадцати-сорока бортов — ничего не изменят. Больше крови прольётся, безусловно. Но изменить характер боевых действий не удастся. За год противник потерял, по подтверждённым данным, больше самолётов, чем ему обещает поставить Запад.
В августе во время удара по аэродрому базирования был поражён первый F16. Скрин с ТГ-канала Андрея Медведева
— Что может кардинально переломить ход боевых действий?
— Стратегическое наступление. Но бессмысленно даже говорить, на каком направлении. Безусловно, не в Донецкой агломерации, где надо пробиваться по сёлам. Однако если начнут освобождаться десятки тысяч квадратных километров ежемесячно, если речь будет идти о каком-то колоссальном продвижении, грубо говоря, вдесятеро превышающем то, что мы наблюдаем сегодня, — это будет катастрофой для противника.
Запад поймёт, что денежные вложения бессмысленны. Это будет невозможно скрыть от населения, подконтрольного Киеву. По данным Нацбанка Украины, за год уедет миллион человек. А ведь кому-то надо работать, в том числе на оборонных предприятиях.
Совокупность факторов может привести к тому, что фронт посыплется…