Правительственный час на тему о принимаемых мерах по обеспечению надежности и качества электроснабжения в Хакасии в очередной раз обратил внимание на системные проблемы в отрасли. Выступающие, говоря о калининском энергокризисе, техприсоединении, реконструкции, развитии территорий и чистом воздухе, были предельно откровенны.
Как сообщало ИА «Хакасия», заместитель главы Хакасии Юрий Курлаев представил подробный доклад и признал, что финансовые источники реконструкции сетей в необходимом объеме не определены. Правительство Хакасии неоднократно выходило с инициативой о строительстве и реконструкции объектов электросетевого хозяйства в рамках госпрограмм на уровень Минприроды, Минэнерго и правительство Российской Федерации. Вопрос так и не решен. Хакасия прорабатывает вопрос о финансировании части мероприятий по реконструкции в рамках индивидуальной программы развития региона в размере 1 млрд 100 млн. Но этого, конечно, крайне мало.
Разбираться в хакасском коллапсе приедет комиссия ФАС и Минэнерго
Речь в докладе в основном, конечно, шла о филиале ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго». Все-таки 69% всей территории республики обслуживается этой сетевой организацией. А именно - десять тысяч километров линий, сто восемьдесят тысяч опор, более трех тысяч трансформаторных подстанций, 84 подстанции 110 кВ.
Ровно четыре года назад вопрос состояния энергокомплекса республики, в частности деятельность «Хакасэнерго» уже рассматривалась детально Верховным Советом.
Если в 2020 году предшественник руководителя филиала Николая Шепырева перед депутатами заострял внимание на линиях 10 кВ, то сейчас речь шла о близкому к критическому положении уже с сетями 110 кВ. Электросетевой комплекс заходит в пикЕ.
ИА «Хакасия» считает необходимым дословно процитировать директора «Хакасэнерго». Перед его выступлением заместитель главы республики Юрий Курлаев посоветовал говорить все как есть. Николай Шепырев начал:
«Необходимая валовая выручка филиала находится на уровне 2014 года. Многие проблемы начались задолго до калининского энергоколлапса. Филиал катится вниз. На сегодняшний день кредитный портфель филиала составляет 10 млрд руб. Это финансовое благосостояние, которое мы получили в наследие от «грамотного» управления со стороны правительства.
У нас обязательные платежи составляют больше, чем мы получаем. Отсюда задача - как выполнить ремонтную программу, содержать персонал и выполнять реконструкцию, техприсоединение?
Цифры, которые озвучиваются, должны быть подвергнуты критике, потому что мы находимся в судах практически на 4,6 млрд с Госкомтарифом. На 2,6 млрд мы уже выиграли суды, но эти решения не реализовываются.
Есть проблема технологического присоединения, которая буквально поглотила Хакасию. Мы имеем сейчас порядка 5,2 тысячи заключенных договорных отношений на 3,2 млрд при нашем собственной НВВ 1 млрд 460 млн. Мы четко должны понимать, что эта цифра растет пропорционально независимо от растущей тарифной составляющей по стоимости. Мы только за первое неполное полугодие получили 1,5 тысячи заявок на технологическое присоединение. В среднем это составляет годовую заявку.
Что касается проблемы с перегрузом подстанций и распределительного комплекса. Мы уже далеко ушли от той темы, что 10-ти и 0,4 кВ сети являются проблемой. Мы уже попали в ситуацию, при которой к концу следующего года мы получим минус 19 МВт в сети 110 кВ Абакано-Черногорского энергоузла.
Программа «Чистый воздух» у меня вызывает большое сомнение, потому что потребность в реализации только по городу - порядка 100 МВт. Что такое 100 МВт? Нам необходимо 9,5 млрд для Абакана и порядка 5,6 млрд для Черногорска.
Вопросов очень много. Считаю, филиал должен рассматриваться как партнер правительства республики. Потому что мы также находимся на территории, мы работаем во благо. И проблема финансирования, его источника не решается. Я третий год говорю о привлечении инфраструктурных кредитов, пытаюсь сказать о том, что должна быть комплексная программа застройки территорий. Но это все игнорируется.
По программе надежности, которую мы сформировали, конечно, хотелось бы получить эти средства от федерального бюджета, но я понимаю, что это тяжелый момент. Мы сформировали программу на 13 млрд руб. Мы докажем необходимость получения этой суммы, но нам нужна будет помощь.
Ситуация намного сложнее со стороны того же формата выдачи, продажи земельных территорий. Опять приходим к ситуации по Калинино. Да, мы приняли программу, в этом году выполним мероприятия, которые наметили, построим 5 дополнительных линий мощностью 25 МВт, обеспечим надежность на ближайшие два года. Но дальше тупик опять. В Усть-Абаканском районе за 5 лет мы подключили 5 тысяч 650 участков. Ближайшая перспектива - 10 тысяч участков. Чтобы реализовать их подключение, необходимо 200 МВт. Их просто здесь нет.
Проблем настолько много... Я бы не хотел, чтобы нас опять оставили один на один с ситуацией. Да, мы проводим штабы, мы слушаем, выслушиваем замечания. Но решения-то нет. То регуляторное соглашение, которое мы принесли, рассчитав несколько моделей, хотелось бы, чтобы было реализовано. В противном случае филиал не в состоянии выполнить те планы, которые находятся на бумаге. Дальше бумаги они не двинутся.
Следом за Усть-Абаканским районом подтягивается Алтайский. Там можно отдельную картинку нарисовать, связанную с ситуацией бурного развития, привлечения инфраструктуры и бизнеса. Если средства, которые будут привлечены в формате миллиарда на технологическое присоединение, это замечательно, но это точечное решение разовой задачи. Дальнейшего развития там тоже как такового нет.
Комплексного понимания по республике по развитию до сих пор нет. Тот документ, который подписал глава республики, к сожалению, не рабочий по развитию, реконструкции сетевого комплекса. Там указан ближайший год, который позволит себя реализовать. Дальше источников нет. Ситуация в том, что износ сетевого комплекса нашего филиала составляет 73%. Мы практически занимаем 70% энергокомплекса территории Хакасии. Это большие цифры.
Необходимо ваш взгляд, ваше понимание. Мне просто хочется спросить, а какое развитие вы хотите сделать без энергетики? Какой бизнес, какой туризм, какую экономику построить? Если угольные компании уже сейчас не видят своего развития. Запас мощности весь распределен, его просто нет. У нас по сути энергоколлапс получается. Мы каждый день пытаемся сказать о проблеме, которая есть сегодня, но не смотрим на завтра.
Благополучие филиала напрямую зависит от понимания республики. Мы пытаемся в одиночку решать какие-то проекты. Благо, вместе с министерством сельского хозяйства Хакасии пошли на решение вопросов установки мини-АГЭУ с последующей компенсацией для КФХ. У нас заявок от 56 объектов КФХ на полмиллиарда рублей. Есть различные меры поддержки бизнеса, почему нет поддержки для бизнеса по направлению энергетики, чтобы мы не остались один на один?
По платежной дисциплине. Когда филиал «Хакасэнерго» подхватил «Хакасэнергосбыт», мы взяли долги предыдущего предприятия в размере 1,1 млрд. Когда мы отдавали эту функцию в 2022 году «АтомЭнергоСбыту», вышли с долгом 2,2 млрд. Это точка, которая стала отправной, минус, который упал в наш бюджет и который привел нас к тому, что мы вынуждены были брать кредиты, которые нам не возвращаются. Сегодня минус 2 млрд - это порог убыточности, который мы чувствуем каждый год и опять идем в банк и берем кредиты. Снежный ком растет. Хочу, чтобы вы услышали, проблема более глобальная. Расписывая планы, но без источника финансирования, мы что хотим получить?»
Также Николай Шепырев напомнил о попытке лишения «Хакасэнерго» статуса территориальной сетевой организации. Оказывается, вопрос не закрыт, это дело все еще на рассмотрении в суде:
«Этот искусственный момент, который уже второй год находится в формате судебных тяжб, также наносит отпечаток. По сути, в сентябре филиала «Хакасэнерго» может и не быть».
Комментарии