Путин согласовал квоты на вывоз угля из Хакасии, Бурятии и Тувы
Фото:nvdaily.ru

 Президент Владимир Путин согласился «закрепить в приоритетном порядке» дополнительный вывоз 9 млн т угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году, сообщает РБК.

Это следует из письма его помощника Игоря Левитина от 24 декабря 2021 года со ссылкой на предложение правительства. На этом документе Путин поставил росчерк: «Согласен».

Письмо о необходимости обеспечить приоритетный вывоз угля из этих трех регионов Путину еще 9 декабря направил первый вице-премьер Андрей Белоусов (у РБК есть копия). Он предлагал поручить РЖД вывезти из Хакасии и Бурятии в этом году в общей сложности около 18 млн т угля (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы). Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в 2021 году гарантирован вывоз 53 млн т угля к портам Дальнего Востока, а в 2022 - 58 млн т (+5 млн т).

В 2020 году из Хакасии РЖД вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн т угля, а из Бурятии — 9,8 млн т. Но в 2021 году погрузка угля по "Транссибу" и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40-60%. По оперативным данным, в 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн т угля, Хакасия — 5 млн т.

Основным производителем угля в Бурятии и Хакасии является СУЭК Андрея Мельниченко, ежегодно добывающего в России более 100 млн т угля (в 2020 году добыча угля компании снизилась на 5%, до 101,2 млн т, итоги 2021 года пока не объявлены). В Хакасии еще около 3 млн т угля в год добывает «Коулстар» Эдуарда Худайнатова. В Туве, сильно уступающей соседям по объему добычи, этим бизнесом занимается Тувинская горнорудная компания.

В 2021 году РЖД не вывезли более 10 млн т из Хакасии и Бурятии, что для угольных компаний (СУЭКа и «Колустара») может стать упущенной выгодой в размере более $1 млрд, учитывая среднюю цену энергетического угля за год на уровне $109 за т, подсчитал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Это привело к потерям и для региональных бюджетов, пишет Левитин в письме Путину.

«Дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила активизация новых угольных предприятий, работающих, в основном, в Якутии: например, при среднегодовом показателе погрузки данного региона в 8,9 млн за период 2018-2020 годы, в 2021 году объемы выросли до 21,2 млн т», — отмечает представитель РЖД.

«Только в этом году у нас по восточному направлению поехало 6 млн т якутского угля. В прошлом году, в первом полугодии, это было 0,5 млн т, — говорил Белоусов в июле 2021 года. — Вот этот прирост на 6 млн т при фактическом отсутствии роста провозных возможностей РЖД кого-то должен был выбить».

Для решения проблемы с вывозом якутского угля Авдолян предложил построить частную железную дорогу от Эльгинского месторождения до Охотского моря Эльга — Чумикан и порта. Но при этом он попросил РЖД о пятилетнем договоре на вывоз 30 млн т сырья по существующей инфраструктуре — на время строительства дороги. В РЖД и правительстве пока не принято окончательного решения по этому проекту.

По данным РЖД, перевозки угля на Восточном полигоне ("Транссиб" и БАМ) в прошлом году в целом выросли на 0,3 млн т, до 101,2 млн т.

Практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет отдан на перевозку угля на экспорт из четырех регионов (5 млн т из Кузбасса плюс 9 млн т из Хакасии, Бурятии и Тувы), отмечает Левитин в письме, отправленном на две недели позже. Вывоз из этих регионов станет более приоритетным по сравнению с остальными грузами из других регионов Сибири и Дальнего Востока (включая Якутию), добавляет он. Доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится с нынешних 70% до примерно 75%.

Одновременно Левитин предложил поручить правительству «увязать» обеспечение в 2022 году гарантированного вывоза угля на экспорт в восточном направлении из Хакасии и Бурятии со сроками и мероприятиями, связанными с развитием Транссиба и БАМа.

Сроки модернизации и расширения провозных возможностей БАМа и Транссиба неоднократно сдвигались. Счетная палата заявляла, что вместо 11 разъездов и 78 км дополнительных путей по итогам 2018 года года был принят лишь один объект. В 2019 и 2020 годах инвестиции были освоены не полностью из-за проблем с подрядчиками и кадрами.

Летом 2021 года президент Владимир Путин поручил правительству и РЖД найти виновных. В ноябре был арестован Юрий Рейльян, экс-владелец одного из крупнейших подрядчиков РЖД — «Спецтрансстроя». Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере.

Добавить комментарий