Новая угольная эра наступит ли в Хакасии? Мир является свидетелем наступления новой угольной эры, в том числе благодаря высокой энергоотдаче инвестиций в ископаемые виды топлива, пишут Известия.
«Опытные инвесторы вернулись к углю. Фактически мы являемся свидетелями наступления новой угольной эры», - сообщил глава «Роснефти» Игорь Сечин на Веронском Евразийском экономическом форуме в Рас-эль-Хайме (ОАЭ) 5 декабря.
А еще раньше, в августе президент РФ Владимир Путин заявил, что угольная отрасль по-прежнему имеет большие перспективы в развитии. От ее роста и успехов во многом зависит благополучие будущего страны.
Наступит ли такое благополучие в Хакасии - остается надеяться, полагает ИА "Хакасия". Конечно, Хакасия не Кузбасс с его огромным угольным бассейном, но Бейское каменноугольное месторождение в республике - одно из самых перспективных месторождений высококачественного энергетического угля в России. Его запасы оцениваются в 4 млрд тонн.
На территории Хакасии сейчас работают 8 угледобывающих предприятий, которыми по итогам первого полугодия 2024 года добыто 12,6 млн тонн угля. В 2020 году республика экспортировала в восточном направлении 11,5 млн тонн, в 2022 году экспорт сократился до 4,38 млн. А после заключения соглашения с РЖД в 2023-м увеличился до 6,1 млн тонн. На угледобывающих предприятиях заняты около 5,5 тыс. человек и 12,5 тыс. - в смежных отраслях
По словам главы Хакасии Валентина Коновалова, 30% налоговых поступлений в республиканский бюджет приходится на угольную отрасль, и при отсутствии соглашения с РЖД выпадающие доходы от угольной отрасли компенсировать будет практически невозможно.
Валентин Коновалов: В случае отсутствия отгрузки на Восток, угольные предприятия могут встать
А пока маленькая республика продолжает терять налоги от угольщиков и вынуждена сокращать расходы бюджета 2025 года.
Уголь из Хакасии вывозят в основном в восточном направлении со станций Южного хода КрасЖД. Крупнейшие из них по объемам отправок – Черногорские Копи и Камышта. Трудно: в связи с растущим спросом на перевозки восточного направления (порты и погранпереходы Дальнего Востока), а также из-за ограничений, возникающих при проведении работ по модернизации инфраструктуры участка Междуреченск – Тайшет Восточного полигона (Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали).
На Запад уголь из РХ тоже вывозят. К примеру, структуры «Белорусской цементной компании», работают с разрезами из Хакасии и заинтересованы в наращивание поставок угля из региона.
Еще один важный экспортер - Китай. Есть планы по созданию транспортного ж.д. коридора из Южной Сибири в Китай через территорию Монголии. Это позволит нарастить добычу высокоэнергетических углей на перспективном в России Бейском месторождении. И тогда грузовая база из Хакасии, начиная с 2030 года, через дополнительный сквозной транспортный коридор может превысить 36 млн тонн грузов в год.
Что касается новой угольной эры в Хакасии, то к ней можно отнести, вероятно, с большой натяжкой недавно состоявшийся аукцион на угольное месторождение Чалпан-4 площадью 14,6 кв. км на территории трех районов: Алтайского, Бейского и Усть-Абаканского. Срок пользования — 20 лет. По состоянию на 1 января 2023 года, запасы каменного угля (марка Д) на участке Чалпан-4 составляют по категории А — 74 млн тонн, по категории В — 100 млн тонн, по категории С1 — 148 млн тонн. Разработкой займется ООО «Восточно-Бейский разрез» (СУЭК).
Как сообщало ИА "Хакасия", долю угля в мировой генерации электроэнергии оценивают в 36% и продолжает расти. Еще недавно уголь был подвергнут гонению как «грязный», вызывающий глобальное потепление и противоречащий образу светлого будущего, в котором откажутся от использования ископаемого углеводородного топлива. Угольную электрогенерацию активно замещали возобновляемыми источниками энергии - ветряками и солнечными панелями, в которые вкладывались сотни миллиардов долларов.
Но… с этой затеей мало чего не вышло. Хотя количество легкодоступных месторождений на планете стремительно заканчивается, себестоимость добычи растет. Возобновляемые источники энергии (вода, ветер, солнце и проч.) не способны удовлетворить все потребности. Поэтому будущее угледобывающих компаний Хакасии, использующих наиболее дешевую открытую добычу угля разрезами, выглядит обнадеживающим.
Что касается переработки. В 2016-м глава Хакасии на тот момент Виктор Зимин рассматривал перспективные проекты в области углехимии. В мире, и России в том числе, стали активно обсуждать углеродный след. На Красноярском экономическом форуме республиканская делегация участвовала в обсуждении проблемы глубокой переработки угля, инициатором которого выступили компания «Еn+» и «РУСАЛ».
Виктор Зимин отметил, что необходимо увязать в единое целое существующие инвестиционные и госпрограммы, разработать механизм взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами; спрогнозировать основные показатели следующих этапов, включая транспортную логистику, электроэнергетику, кадровый потенциал, экологическую безопасность.
Он поручил министерству промышленности и природных ресурсов республики, минэкономики совместно со всеми заинтересованными структурами, включая научные институты, подготовить предложения о возможностях реализации на территории Хакасии перспективных проектов в области углехимии.
Это могло быть получение химических продуктов из угля. В перспективе угли рассматриваются как сырье для производства жидкого моторного и котельного топлива, искусственного горючего газа. Применение коксохимии - коксование углей определённого качества с получением металлургического кокса и химических продуктов. Производство углеродных материалов - высокорентабельных наноматериалов из угля. А также возврат отходов в хозяйственный оборот с получением строительных материалов. И это все - в будущем.
А пока заявление главы «Роснефти» Игоря Сечина о новой угольной эре применимо к Республике Хакасии звучит как фантастика, как дохлый номер. Снизить сырьевую зависимость региона от экспорта угля и диверсифицировать экономику республики, в том числе через развитие углехимии еще предстоит, по-видимому, будущим поколениям.
Комментарии