Не продлевать зерновую сделку – значит, лишить Украину последнего экспорта. Прекратить поставку газа через Украину – значит, остановить промышленность Германии. Россия может это сделать. Вопрос только в политической воле.
Страх и ненависть президента Зеленского
Зерновая сделка взорвалась вместе с плотиной Каховской ГЭС. Контрольным выстрелом стал подрыв аммиакопровода Тольятти – Одесса. Теперь оправдывать продление этого соглашения нечем. В России это понимают, видимо, практически все – от МИД до независимых аналитиков.
Какие-то переговоры по вопросу о продлении зерновой сделки уже не лезут ни в какие ворота. В особенности после взрыва аммиакопровода в Харьковской области, подрыва плотины Каховской ГЭС и в условиях украинского наступления в Запорожской области. Вся происходящая вокруг зерновой сделки возня – это чудовищная дискредитация российской власти, зубодробительный удар по её имиджу и репутации как внутри страны, так и за рубежом. Сделку надо аннулировать и больше не позориться,
– так пишет политолог Алексей Пилько, и это тот редкий случай, когда к сказанному буквально нечего добавить.
Что сделка накрылась в канун появления на рынке зерна нового урожая, понимают не только в России. Больше всех это беспокоит президента Украины Владимира Зеленского. Для него очевидно, что если сделка прекратится, то Украина останется с большими объёмами зерна – и практически без последней экспортной отрасли. Для него также очевидно, что в этом случае уменьшится интерес к "поддержке" его режима со стороны западных партнёров – ведь этот интерес имеет экономическое измерение.
Украина нужна как оружие против России, но также и как Very good Business – например, бизнес американской корпорации BlackRock, с которой Зеленский подписал в марте 2023 года соглашение о создании Фонда развития Украины, то есть фактические продал всё, что ещё осталось ценного в украинском сельском хозяйстве. А зачем нужна эта покупка, если зерно вывезти не получится? А зачем вкладывать деньги в войну, если от этого сплошные убытки?
Зеленский пытается что-то сделать, он звонит Эрдогану – но тот в ответ предлагает создать совместную комиссию по изучению причин взрыва на Каховской плотине. Что с дипломатического на украинский следовало перевести так: про сделку все решают без тебя.
Русские унижают Германию. Давайте её задушим
Но что же в конце концов будет решено? Есть подозрение, что на Западе, как и в России, готовы отказаться от сделки. Более того, на Западе размышляют о том, что пора полностью прервать экономические контакты с Россией, в том числе и те, которые до сих пор сохранялись, невзирая ни на какие "ультимативные" санкции. И невзирая на реальные интересы стран НАТО и Евросоюза.
Намёки на возможность такого решения возникают всё чаще. Вот, к примеру, автор этих строк намедни познакомился с текстами "британского писателя" "Питера" Померанцева. Пётр Померанцев родился в Киеве, но родители вывезли его на Запад ещё в 1978-м. Так что он там свой и публикуется не в эмигрантских помойках, а, например, в Guardian. Русофобия у этого деятеля совершенно клиническая, в основном он рассказывает, что русским свойственно "влечение к смерти", но выводы из русофобских пассажей следуют очень интересные. Он призывает освободить Европу, в первую очередь Германию, от русского влияния. По его мнению, русские унижают европейские страны – тем, что поставляют туда энергоносители, от которых экономика Европы зависит.
Это можно было бы счесть теоретическими построениями – но реальная политика Великобритании и США именно такова: Европа должна быть изолирована от России, даже если это грозит ей нищетой.
Остановка по требованию. Германия лишится промышленности
И практические решения не за горами.
12 июня министр экономики Германии Роберт Хабек заявляет: Если Киев и Москва не продлят договор о транзите российского газа через украинскую территорию, срок которого истекает в 2024 году, немецкая промышленность может столкнуться с серьёзными трудностями.
РОБЕРТ ХАБЕК. ФОТО: KAY NIETFELD/GLOBALLООKPRESS
Это вежливое изложение речи Хабека. Заметим, того самого Хабека, который на протяжении последних двух лет больше всех ратовал за полный отказ Германии от всех русских энергоносителей. И даже не только потому, что нефть и газ поступают из России, но потому, что он, как и министр иностранных дел Анналена Бербок, представляют в нынешнем немецком правительстве партию зелёных, цель которых – отказаться от всякой экономики, которая хотя бы потенциально наносит вред природе. В том числе от теплоэлектростанций и от атомной энергетики. Хабеку давно говорили, что его энтузиазм ни к чему хорошему для Германии не приведёт. Но он был упорен – атомные электростанции нужно закрывать, потребление газа сокращать... И добился значительных результатов: например, на сегодня в Германии не может работать химическая промышленность, включая знаменитый BASF, закрылись несколько металлургических заводов. Всё потому, что энергия стала слишком дорогой.
Однако даже зелёный Хабек понимает, что полная остановка всей немецкой промышленности не пойдёт Германии на пользу.
Германия может быть вынуждена свернуть или даже отключить промышленные мощности, если соглашение Украины о транзите газа с Россией не будет продлено,
– так передаёт слова Хабека Bloomberg.
Что с того
Удивительное дело: Германия финансирует войну с Россией на Украине и отправляет на Украину танки. Эти танки с чёрными крестами сейчас жгут наши бойцы, отражая вражеское "контрнаступление". И та же самая Германия рассчитывает на продолжение поставок газа из России через Украину (потому что иначе промышленность встанет) и полагает себя в своём праве. А против поставок газа из России в Европу выступают, понятное дело, русские патриоты – и тут наши позиции, оказывается, совпадают с англосаксонскими.
Англосаксы заинтересованы в крушении европейской экономики. Но ведь и мы тоже. Англосаксы желают воздвигнуть между Европой и Россией железный занавес, который невозможно будет пересечь. Мы не имеем ничего против этого, если из-за этого занавеса на нас не станут нападать.
Так, может быть, пора уже в самом деле полностью перекрыть последний кран на газопроводе в Европу? Несмотря на убытки? Как ты думаешь, товарищ правительство?
Комментарии