О приватизации аэропорта Абакан: Все, что происходит «под ковром», кончается крахом
Фото: 19rusinfo.ru

Приватизировать аэропорт нельзя оставить - где поставить запятую, власти Хакасии думают уже несколько лет. Эта тема не сходит с повестки, но решение так и не принимается.

К аэропорту Абакан подобралась приватизация

Что принесет Хакасии возможная приватизация аэропорта Абакан, а главное - на каких условиях она должна быть проведена, чтобы республика получила современный развивающийся комплекс, а не кусала локти, 19rusinfo.ru рассказал заведующий кафедрой конкурентного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы, член экспертных советов по конкуренции Госдумы РФ, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хакасии Андрей Тенишев.

- Андрей Петрович, ваше мнение - приватизация воздушной гавани принесет пользу региону или нет?

- Нужно или не нужно приватизировать - это должны решать правительство республики и Верховный Совет. Правительство может разработать план приватизации, Верховный Совет его утвердить. Решение приватизировать или не приватизировать аэропорт, находится в полномочиях этих органов власти.

Нужно ли это делать? Правительство республики достаточно много делает для того, чтобы аэропорт поддерживать более-менее в надлежащем состоянии. Он заканчивает уже не первый год с прибылью точно. Но давайте говорить честно и прямо. Это аэропорт прошлого века. Это хороший аэропорт конца XX-го, но не XXI века. Съездите в Красноярск, Новосибирск, в Пермь, Ростов на Дону, например, и посмотрите, какие там аэропорты. Это же небо и земля.

Если говорить о перспективе даже не завтрашнего дня, а ближайших лет, аэропорт надо развивать. Нужно модернизировать сам аэропортовый комплекс, увеличивать пассажиро- и грузопоток.

С точки зрения географии, аэропорт расположен достаточно удачно. Сейчас наше внешнеэкономическое сотрудничество разворачивается на восток, и хороший вариант использовать аэропорт для увеличения тех же грузовых перевозок. Если правительство Хакасии в состоянии сделать это самостоятельно за счет бюджетных средств, значит приватизировать не надо. Если правительство не в состоянии развивать аэропорт за счет бюджетных средств, тогда нужно привлекать инвестора и приватизировать.

Главный вопрос не в том, надо или не надо это делать. Главный вопрос - как? Опыт других регионов показывает, что ни один частный инвестор в стране, купив акции государственных аэропортов, или имущественные комплексы, аэропорты не закрыл, не снизил количество рейсов. Ни один аэропорт не умер, они все живут и процветают. Это красивые, современные, модернизированные аэропорты.

Почему так? Во-первых, приватизация проходила через открытые, честные, конкурентные торги. Так было и в Красноярске, и Южно-Сахалинске, и Благовещенске. Могу привести десятки примеров, когда три крупных игрока на рынке региональных аэропортов - «Базэл Аэро», «Аэропорты Регионов» и «Новапорт» конкурировали между собой как сумасшедшие. И выигрывают попеременно то один, то другой, то третий. Это обуславливает те высокие инвестиции, которые победитель вкладывает в развитие аэропорта.

Во-вторых, все регионы приватизировали аэропорты на определенных инвестиционных условиях. Региональные власти ставили перед победителем задачи: каким должен быть завтра пассажиропоток, послезавтра и через 10 лет; каким должен быть грузопоток; какие аэровокзальные комплексы, грузовые терминалы нужно построить; какое оборудование купить и установить. Смотрел документацию по аэропорту в Благовещенске, там прописан даже цвет стен в новом терминале. Инвестор купил на этих условиях. Если он не выполнит их, с ним расторгнут договор, и комплекс будет возвращен государству. Это правильный подход, вся страна по нему идет.

Если же государственный пакет продается просто так, без четких условий, прописанных в инвестиционном соглашении, тогда все риски и опасения, про которые многие говорят, обоснованы.

- Конкурс и торги - обязательное условие приватизации?

- Да. Любое государственное имущество, будь то аэропорт, завод, земля, если оно отчуждается в частные руки, то только на конкурсной основе. Законом других вариантов не предусмотрено. Все, что происходит «под ковром», - нарушение антимонопольного законодательства. Я видел такие подковерные инвестиционные проекты, они кончились крахом. Бывший иркутский губернатор Левченко договаривался о строительстве нового аэропорта в Иркутске. Закончилось все антимонопольным делом, губернатора признали виновным, как и коммерсантов, с которыми он договаривался. Самое главное, нового аэропорта в Иркутске нет до сих пор. Примерно такая же история едва не случилась в Перми, но все же там были объявлены торги, в итоге аэропорт есть, а бюджет получил 4,5 миллиарда.

Красноярский край тоже получил деньги в бюджет, а регион - новый аэропорт. Более того, край ежегодно от работы нового аэропорта получает доходы в виде налогов и дивидендов на ту долю акций, которая осталась у края в уставном капитале аэропорта. Что в этом плохого? Если это грамотно реализовать, то довольны все.

- Сколько в Хакасию про возможную приватизацию, столько на слуху почему-то пока только один потенциальный инвестор, заявивший о готовности взять объект под свое управление. Это «ЭРА-групп», которая уже владеет частью акций аэропорта (22,3%). Хакасия уже заявляла о намерении передать аэропорт этой компании, причем неоднократно. Но УФАС предостерегло от подобных действий. Как думаете, появятся ли другие желающие?

- Трудно говорить за коммерсантов.

- Давайте так - аэропорт Абакан выгодный для них объект?

- Для бизнеса объект в любом случае выгодный, другой вопрос - насколько. Российская практика показывает, что за все региональные аэропорты была конкурентная борьба. Не видел ни одного аэропорта, на который бы претендовало меньше двух компаний. То, что «ЭРА-групп» говорит «да, мы хотели бы купить пакет акций», это хорошо, но как купить?

- Ничего не мешает ей выйти на торги, которые, возможно, будут объявлены.

- Конечно. Ни разу не слышал о том, что представители «ЭРА-групп» говорили о желании купить аэропорт без торгов. Слово за правительством. Хотите продать - объявляйте торги. И не просто торги по принципу «кто больше даст денег», а «кто больше даст денег, и какой аэропорт получит республика».

Полеты из Абакана могут стать дешевле

- Как вы думаете, почему столько лет Хакасия не может определиться с приватизацией? Причем так много говорится, а решение не принимается.

- Не знаю. На мой взгляд, это общая беда нынешних управленцев Хакасии. Любые управленческие решения должны быть грамотными и своевременными. Ни того, ни другого нет. И не только в отношении аэропорта.

- Сможет ли правительство Хакасии после приватизации участвовать в управлении?

- Все зависит от того, какой пакет акций будет продан. На сегодня у правительства порядка 80%. Они могут продать весь пакет или, например, оставить 25% плюс одну акцию. Они имеют на это право. Сколько продавать - принимают решение правительство Хакасии и Верховный Совет. Если продадут все и выйдут из уставного капитала вообще, то остаются только налоги. Если оставят долю, то будут принимать участие в управлении и получать дивиденды.

- Как это происходит в других регионах?

- По-разному. Красноярский край оставил определенную долю, некоторые регионы продали все, но есть определенные инвестиционные условия, которые победитель конкурса соблюдает, а правительство региона это контролирует.

Добавить комментарий

Комментарии  

Ну если тенишев, вечный противник нынешнего правительства РХ, склоняет к продаже акций аэропорта. Значит правительство и Коновалов против. Красноярск получил миллиарды из федерального бюджета в рамках подготовки к универсиаде 2019, это были не деньги Эра-групп.
Там же Штыгашев подключился. Он и акции СШГЭС отдал, а потом типа так было надо, и алюминиевые заводы в 90-е. А потом будет опять кричать что все вокруг виноваты а он старался больше всех
Позор местным чиновникам. Последнюю госсобственность за копейки раздают особо приближенным.
так ее дерипаска хочет за копейки забрать. вы против дерипаски?
Анна, перестань барыжить спиртом и спаивать электорат.
Вот пазл и сложился. Некоторое время назад была информация что Дерипаска хочет развивать Гладенькую как горнолыжный курорт. Возможно, хочет выкупить аэропорт и контролировать транспортные потоки и расходы. Наверняка Дерипаска сначала под лозунги о развитии аэропорта Абакана вытрясет в Москве федеральные деньги которыми будут приманивать Хакасию для продажи аэропорта. А Тенишев просто агитирует за продажу аэропорта в интересах Дерипаски.
Иркутяне готовы держаться за свой аэропорт и взлетную полосу до последнего. Они также держатся за свою ГЭС, поэтому и электроэнергия у них дешевая. Делаем выводы. Неужели наши управленцы, которые не способны мудро развивать аэропорт, способны мудро, на выгодных для республики (!) условиях его продать? Тем более, что есть заинтересованные в продаже именно компании "Эра-групп" лица.
Иркусткая гэс давно продана, сейчас входит в состав ЕН+, которой управляют американцы и почти отжали контроль у дерипаски. Наверное такие "гении управления" как ты и распродают все в нашей стране. Продадут аэропорт "Эра-групп" - хана аэропорту, распродадут и оптимизируют по полной ради прибыли.
Нельзя продавать аэропорт. Лишимся аэропорта - хана республике! С нами никто считаться не будет, особенно в вопросах туризма. Никаких квот себе не выторгуем, потеряем суверенитет, станем зависимы от Красноярска.
"Приватизировать аэропорт нельзя оставить - где поставить запятую". Шойгу убедил всех , что начнет строить город миллионник , построят новый аэропорт и многое другое. Когда это будет, никто не знает, но отмазка готова.
"Мы претворяли в жизнь то, что необходимо было для центрального аппарата." 01 декабря 2022 11:07 сказал В.Преловский.
Ещё при Зимине правительство Хакасии потратило астрономическую сумму из местного бюджета на ремонт нашего аэропорта. Эти траты происходили на фоне постоянных отключений от электричества за неуплату социальных обьектов по всей Хакасии, постоянных нехваток угля в районных котельных, задержек социальных выплат. А теперь отремонтированный за счет бюджета аэропорт уйдет за копейки в частные руки? Это грабёж!
Вот мне, как обычному жителю, все равно у кого, кто управляет. Мне надоело ездить до Красноярска, чтобы улететь. Я хочу чтобы цена была, например до Москвы, была конкурентна Красноярску. Тогда будет и пассажиропоток, и туризм в Хакасии, особенно дикий туризм (частные туристы)
Дерписаке, как обычному олигарху, все равно что вы там хотите. Его интересует только прибыль. Дерипаске надоело терять прибыль, которую может принести ещё один аэропорт с доп. поборами. Зарабатывай больше и тогда сможешь летать по дорогим билетам - это же не его проблемы. Не можешь - поезд и автобус к твоим услугам. )