Приватизировать аэропорт нельзя оставить - где поставить запятую, власти Хакасии думают уже несколько лет. Эта тема не сходит с повестки, но решение так и не принимается.
К аэропорту Абакан подобралась приватизация
Что принесет Хакасии возможная приватизация аэропорта Абакан, а главное - на каких условиях она должна быть проведена, чтобы республика получила современный развивающийся комплекс, а не кусала локти, 19rusinfo.ru рассказал заведующий кафедрой конкурентного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы, член экспертных советов по конкуренции Госдумы РФ, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хакасии Андрей Тенишев.
- Андрей Петрович, ваше мнение - приватизация воздушной гавани принесет пользу региону или нет?
- Нужно или не нужно приватизировать - это должны решать правительство республики и Верховный Совет. Правительство может разработать план приватизации, Верховный Совет его утвердить. Решение приватизировать или не приватизировать аэропорт, находится в полномочиях этих органов власти.
Нужно ли это делать? Правительство республики достаточно много делает для того, чтобы аэропорт поддерживать более-менее в надлежащем состоянии. Он заканчивает уже не первый год с прибылью точно. Но давайте говорить честно и прямо. Это аэропорт прошлого века. Это хороший аэропорт конца XX-го, но не XXI века. Съездите в Красноярск, Новосибирск, в Пермь, Ростов на Дону, например, и посмотрите, какие там аэропорты. Это же небо и земля.
Если говорить о перспективе даже не завтрашнего дня, а ближайших лет, аэропорт надо развивать. Нужно модернизировать сам аэропортовый комплекс, увеличивать пассажиро- и грузопоток.
С точки зрения географии, аэропорт расположен достаточно удачно. Сейчас наше внешнеэкономическое сотрудничество разворачивается на восток, и хороший вариант использовать аэропорт для увеличения тех же грузовых перевозок. Если правительство Хакасии в состоянии сделать это самостоятельно за счет бюджетных средств, значит приватизировать не надо. Если правительство не в состоянии развивать аэропорт за счет бюджетных средств, тогда нужно привлекать инвестора и приватизировать.
Главный вопрос не в том, надо или не надо это делать. Главный вопрос - как? Опыт других регионов показывает, что ни один частный инвестор в стране, купив акции государственных аэропортов, или имущественные комплексы, аэропорты не закрыл, не снизил количество рейсов. Ни один аэропорт не умер, они все живут и процветают. Это красивые, современные, модернизированные аэропорты.
Почему так? Во-первых, приватизация проходила через открытые, честные, конкурентные торги. Так было и в Красноярске, и Южно-Сахалинске, и Благовещенске. Могу привести десятки примеров, когда три крупных игрока на рынке региональных аэропортов - «Базэл Аэро», «Аэропорты Регионов» и «Новапорт» конкурировали между собой как сумасшедшие. И выигрывают попеременно то один, то другой, то третий. Это обуславливает те высокие инвестиции, которые победитель вкладывает в развитие аэропорта.
Во-вторых, все регионы приватизировали аэропорты на определенных инвестиционных условиях. Региональные власти ставили перед победителем задачи: каким должен быть завтра пассажиропоток, послезавтра и через 10 лет; каким должен быть грузопоток; какие аэровокзальные комплексы, грузовые терминалы нужно построить; какое оборудование купить и установить. Смотрел документацию по аэропорту в Благовещенске, там прописан даже цвет стен в новом терминале. Инвестор купил на этих условиях. Если он не выполнит их, с ним расторгнут договор, и комплекс будет возвращен государству. Это правильный подход, вся страна по нему идет.
Если же государственный пакет продается просто так, без четких условий, прописанных в инвестиционном соглашении, тогда все риски и опасения, про которые многие говорят, обоснованы.
- Конкурс и торги - обязательное условие приватизации?
- Да. Любое государственное имущество, будь то аэропорт, завод, земля, если оно отчуждается в частные руки, то только на конкурсной основе. Законом других вариантов не предусмотрено. Все, что происходит «под ковром», - нарушение антимонопольного законодательства. Я видел такие подковерные инвестиционные проекты, они кончились крахом. Бывший иркутский губернатор Левченко договаривался о строительстве нового аэропорта в Иркутске. Закончилось все антимонопольным делом, губернатора признали виновным, как и коммерсантов, с которыми он договаривался. Самое главное, нового аэропорта в Иркутске нет до сих пор. Примерно такая же история едва не случилась в Перми, но все же там были объявлены торги, в итоге аэропорт есть, а бюджет получил 4,5 миллиарда.
Красноярский край тоже получил деньги в бюджет, а регион - новый аэропорт. Более того, край ежегодно от работы нового аэропорта получает доходы в виде налогов и дивидендов на ту долю акций, которая осталась у края в уставном капитале аэропорта. Что в этом плохого? Если это грамотно реализовать, то довольны все.
- Сколько в Хакасию про возможную приватизацию, столько на слуху почему-то пока только один потенциальный инвестор, заявивший о готовности взять объект под свое управление. Это «ЭРА-групп», которая уже владеет частью акций аэропорта (22,3%). Хакасия уже заявляла о намерении передать аэропорт этой компании, причем неоднократно. Но УФАС предостерегло от подобных действий. Как думаете, появятся ли другие желающие?
- Трудно говорить за коммерсантов.
- Давайте так - аэропорт Абакан выгодный для них объект?
- Для бизнеса объект в любом случае выгодный, другой вопрос - насколько. Российская практика показывает, что за все региональные аэропорты была конкурентная борьба. Не видел ни одного аэропорта, на который бы претендовало меньше двух компаний. То, что «ЭРА-групп» говорит «да, мы хотели бы купить пакет акций», это хорошо, но как купить?
- Ничего не мешает ей выйти на торги, которые, возможно, будут объявлены.
- Конечно. Ни разу не слышал о том, что представители «ЭРА-групп» говорили о желании купить аэропорт без торгов. Слово за правительством. Хотите продать - объявляйте торги. И не просто торги по принципу «кто больше даст денег», а «кто больше даст денег, и какой аэропорт получит республика».
Полеты из Абакана могут стать дешевле
- Как вы думаете, почему столько лет Хакасия не может определиться с приватизацией? Причем так много говорится, а решение не принимается.
- Не знаю. На мой взгляд, это общая беда нынешних управленцев Хакасии. Любые управленческие решения должны быть грамотными и своевременными. Ни того, ни другого нет. И не только в отношении аэропорта.
- Сможет ли правительство Хакасии после приватизации участвовать в управлении?
- Все зависит от того, какой пакет акций будет продан. На сегодня у правительства порядка 80%. Они могут продать весь пакет или, например, оставить 25% плюс одну акцию. Они имеют на это право. Сколько продавать - принимают решение правительство Хакасии и Верховный Совет. Если продадут все и выйдут из уставного капитала вообще, то остаются только налоги. Если оставят долю, то будут принимать участие в управлении и получать дивиденды.
- Как это происходит в других регионах?
- По-разному. Красноярский край оставил определенную долю, некоторые регионы продали все, но есть определенные инвестиционные условия, которые победитель конкурса соблюдает, а правительство региона это контролирует.
Комментарии