Председатель Хакасского теркома Росуглепрофа Александр Теппе сегодня утром побывал в редакции 19rusinfo.ru. Темой беседы стала сложная ситуация в угольной отрасли и обращение по этому поводу хакасских депутатов к премьеру Михаилу Мишустину.
Хакасия на грани - еще одно Обращение к Мишустину
Парламентарии намерены просить премьера увеличить квоты на экспорт угля и предоставить доступ угольным предприятиям право на экспорт в восточном направлении. В противном случае, полагают угольщики и парламентарии, региону грозит чуть ли не экономическая катастрофа. Но так ли это на самом деле?
И действительно ли уже пошли задержи заработной платы на угольных предприятиях? Александр Теппе отрицает и то, и другое.
- Касаемо того заявления, которое вчера появилось в СМИ... Там первой строкой идет, что на угледобывающих предприятиях Хакасии сложная ситуация в плане выплаты заработной платы. Первое, что хотелось бы сказать. По нашей информации, которая есть из разных источников на 1 октября 2022 года, ни на одном угольном предприятии Хакасии задолженности по заработной плате, либо по другим каким-то выплатам нет. Все выплаты, которые должны быть, делаются своевременно и регулярно.
Второе, по производству — ни на одном из предприятий, которое входит в деятельность Хакасского теркома — это разрезы «Черногорский», «Изыхский», «Восточно-Бейский» компании СУЭК, разрез «Степной» компании «Октауголь», разрез «Кирбинский» («Русский уголь»), каких-то существенных спадов объема производства и отгрузки не было. Летом, как правило, чуть поменьше, потому что летний рынок более бедный, чем зимний.
Проблемы со сбытом были и остаются у разрезов «Майрыхский» и «Аршановский», потому что они работают не в составе крупных каких-то холдингов. Поэтому серьезные проблемы у них были летом, и сейчас еще остаются. По последней информации, «Майрыхский» запускается частично. Летом они отгружали склады, грузили уголь, но со склада и не в таком объеме, как в прошлом году.
«Аршановский» тоже отгружает со склада, тоже запускается, но там тоже совсем в небольшом объеме. То есть проблемы есть, но проблемы в плане работы этих двух предприятий по Хакасии. И опасения правительства, наверное, в этом плане, что будет меньше поступлений в бюджет. И наверное, через какой-то промежуток времени, это естественно, будут появляться проблемы с заработной платой и со всем остальным.
- Но на данный момент нет?
Да, на данный момент нет. То, что пытаются заявить, всегда вначале надо ставить «если». «Если», то тогда «да».
- А как быть с инвестиционными проектами? Угольщики говорят, что они будут заморожены.
- Ну возможно. И инвестиционные, и производственные программы, и много чего, скорее всего, будут меняться. Потому что еще непонятно, как в зиму будут входить остальные компании — СУЭК, «Русский уголь». Там ясности нет. И эти компании тоже работают с колес: сегодня наряд дали - отгрузили. На какую-то долгую перспективу сейчас ни одна компания не может сказать, как будет. То есть проблема, по сути, есть. Не совсем корректно поставлен вопрос, а проблема есть. Если правительство сможет как-то попытаться влиять на это — ну прекрасно, дай бог, чтобы получилось.
Для нас принципиально, что пока нет проблем с заработной платой, нет проблем с работой. Пока на сегодня в Хакасии рабочие места именно по этим профессиям есть, даже есть дефицит по этим профессиям. По бюджету республики, по поступлениям в бюджет — да. По тратам из этого бюджета — да. Потому что так как жили, больше уже не будем.
- Есть ли возможность как-то договориться с железной дорогой?
- Да навряд ли. Дело не в железной дороге. Как тут договоришься, если в приоритете отгрузки все-таки на спецоперацию, они первые идут. Отгрузка угля как была, так остается четвертой очередью. Я не думаю, что там от железной дороги зависит: вот, не дает железная дорога, поэтому стоит Хакасия. Нет, конечно. Ветки все ориентированы на доставку техники, ГСМ и всего необходимого. Россия впервые с таким сталкивается. Поэтому как это будет, думаю, никто полностью не представляет, в том числе правительство. Ну заявку наше правительство сделало, высказало свои опасения, посмотрим, что получится.
- Перспективы вы какие-то видите?
- Перспективы по компаниям, которые больше ориентированы на Россию, - да, будут грузить. Появились и сейчас по заявлению компаний пытаются сейчас грузить на Запад. Турция активно пытается перегружать наш уголь.
Опять же по этому направлению Турцию предупредили: если будет вот так - если откроется Запад, то будет возможность грузить. Если Запад все-таки не откроется, и все это пойдет на Восток - будет непросто, зима будет тогда очень непростая. Потому что на Восток грузят почти все угледобывающие компании России. И попасть Хакасии туда — я плохо представляю, получится ли.
- В самых пессимистичных прогнозах, чем это грозит, помимо сокращения налоговых выплат и возможных задержек заработной платы?
- Конечно, частичные остановка производства и всех планов, которые были намечены. Будет приостановка, будут пытаться людей куда-то трудоустроить. Особо по добыче проблем не должно быть. Ну и надеяться на лучшее, потому что это же не алюминиевое производство, где непрерывный процесс, оно может приостанавливаться. Летом же отправляли людей в отпуска с сохранением двух третей средней заработной платы. А на некоторых предприятиях платили полную заработную плату, там получали все сполна люди. Поэтому у них запас какой-то есть, но как дальше пойдет...
- Грозит ли Хакасии это экономической катастрофой?
Катастрофой, я думаю, нет. На мой взгляд, как жителя Хакасии, нужно более рационально тратить то, что получает Хакасия, и все. У нас избыточное количество министерств. Наверное, так нужны нам 14 министерств... И закупки, которые производятся, и прочее, прочее.
Комментарии