Железная дорога Кызыл - Курагино становится «эпатажным проектом»
Фото:vgudok.com

Внушительный и важный отрезок железной дороги, соединяющий Туву с Красноярским краем, планируется перенаправить в сторону Китая и Монголии. В обозримом будущем оба региона должны быть связаны с Азией через продолжение ветки Кызыл — Курагино. Об этом сообщил генеральный директор Корпорации развития Енисейской Сибири Сергей Ладыженко.

«Мы считаем, что у проекта все шансы вернуться в тот график, который планировался изначально. Но уже с другими акцентами — с перспективами выхода не на Транссиб из Тувы, а с перспективами выхода на Монголию и Китай. Он должен быть развернут в другую сторону», — считает Ладыженко.

Сама мысль перенаправить маршрут озвучена, однако говорить о сроках реализации проекта пока рано. Когда именно возобновится затормозившее на неопределённый срок строительство — неизвестно, и никто о конкретных датах говорить не готов. Впереди новое технико-экономическое и финансовое обоснование проекта.

Хакасия поддерживает стройку ж.д. Кызыл - Курагино

Региональные власти решили подключиться к федеральной тенденции приобщения к китайским грузопотокам. Вспомнили, что у них есть не только необеспеченный железнодорожной инфраструктурой регион, но ещё и приграничный с Монголией, а рядом — Китай, рассказал vgudok.com заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семёнкин.

«Монголия в качестве какого-то серьёзного торгового партнёра, для которого необходимо провести ещё одну железнодорожную ветку, для России ничего из себя на сегодняшний день не представляет. Конечно, есть определённые ресурсы, потребление, но существующих автомобильных переходов, железнодорожного перехода Наушки в основном хватает. Страна эта экономически не развита. Любое месторождение требует больших вложений.

Монголия не представляет особый интерес для российского бизнеса; это, прежде всего, транзитный пункт на пути к Китаю.

То есть, прокладывая железную дорогу в Монголию, надо подразумевать дальнейшее её продление до Китая. Это совершенно колоссальные вложения денег, причём на территории другой страны. Всё это сопряжено с политическими и международными трудностями.

Поэтому, если кто-то собирается от Кызыла кинуть железнодорожную ветку до Монголии с намётками на Китай, то, конечно же, человек хочет как-то выделиться своим современным и эпатажным проектом. К реальности это не имеет никакого отношения», — говорит эксперт.

В Туве до сих пор нет железнодорожного сообщения с остальной частью России. Дорога Элегест — Кызыл — Курагино длиной более 400 км должна была связать этот регион с Красноярским краем, а также обеспечить транспортировку продукции с Элегестского месторождения с запасами 776 млн т коксующегося угля. Планировалось, что новая ветка сможет пропускать 19 пар поездов в сутки, а объём грузоперевозок составит 15 млн т в год.

Енисейская промышленная компания (ЕПК) получила лицензию на разработку Элегетского месторождения в далёком 2002 году. Под неё и планировалось уложить рельсы и шпалы. Однако компания не исполнила обязательства по графику работ, и правительственная комиссия исключила железную дорогу из перечня объектов, реализуемых за счёт бюджета. Затем компания, принадлежавшая банкиру и экс-сенатору Совета Федерации Сергею Пугачёву, перешла к предпринимателю, основному акционеру Группы компаний «Бамтоннельстрой-Мост» Руслану Байсарову. И только в 2011 году состоялся торжественный перезапуск строительства дороги.

В апреле 2018 года Росжелдор заключил соглашение о строительстве дороги с ТЭПК и УК «Лидер». Через год стороны подписали соглашение с ОАО «РЖД», которое стало генподрядчиком проекта. Анонсировалось, что дорога должна быть построена к 2023 году. Но что-то пошло не так, и в апреле 2021 года правительство отложило проект на пять лет, до 2026 года. Возможно, на планы строителей повлиял коронавирус.

Сейчас же в Туве вновь говорят о том, что строительство железной дороги Кызыл — Курагино откроет новые перспективы.

«К проекту вернулось пристальное внимание. Мы видим интерес со стороны федеральных органов власти, у нас активно включились Красноярский край, Тува и даже Хакасия. Мы считаем, что у проекта все шансы вернуться в тот график, который планировался изначально», — заявил всё тот же г-н Ладыженко.

У России довольно протяжённая граница с Китаем, через которую можно спокойно строить пограничные переходы. И для этого не обязательно использовать буферное государство, которым является Монголия, говорит Денис Семёнкин.

«Поэтому серьёзно воспринимать этот региональный проект не стоит. Проект по сути своей чем-то напоминает Москву — Васюки. Хорошо было бы Кызыл присоединить к общей железнодорожной сети, чтобы регион наконец был охвачен железнодорожным сообщением, при этом не только грузовым, но и пассажирским. Это повысило бы уровень развития региона, который находится в жалком экономико-социальном положении.

Нужно в первую очередь интегрировать регион в российскую экономику, а потом уже думать, как его связывать с другими странами.

 Ещё важный момент: Алтай — это горная местность. Строительство любой железной дороги там будет довольно дорогостоящим мероприятием. Думаю, что никто на это не пойдёт. Есть Забайкалье, Дальний Восток, которые непосредственно граничат с Китаем. Ещё не все мощности пограничных переходов задействованы. Думаю, что проект прозвучит, но довольно быстро заглохнет», — резюмирует заместитель председателя НП ОЖдПС.

Справка

Строительство первой для Тувы железной дороги, которая позволит осуществлять полноценную разработку Элегестского угольного месторождения и соединит регион с Транссибом, — один из основных транспортных проектов в регионе. Она должна была строиться на основании концессионного соглашения, заключённого между ТЭПК «Кызыл — Курагино» и РФ в лице Росжелдора.

Планировалось, что ветка сможет пропускать 19 пар поездов в сутки, объём грузоперевозок составит 15 млн тонн в год. Строительство должно вестись в гористой местности, необходимо будет построить восемь тоннелей общей длиной 11 километров, 127 мостов протяжённостью около 16 километров. Движение поездов должно осуществляться на тепловозной тяге.

vgudok.com

Добавить комментарий

Комментарии  

Руководители и экспеты от РЖД могут болтовнёй похоронить любое начинание. Гнать их нужно от этой дороги и строить её на условиях совместного партнерства правительства РФ, угольщиков РФ, Китая и Монголии. Желательно руками Китайцев, тогда в следующем году уже первый поезд поедет. А наши менеджеры из РЖД будут тупить и придумывать схемы ещё 20 лет.