Обстановка с безнадзорными собаками в Черногорске (Хакасия) давно запущена и требует контроля - считает посетившая редакцию 19rusinfo.ru жительница города Светлана Никитина. Такое мнение сложилось у женщине неспроста: её сына во дворе дома покусала собака. По словам женщины, это случилось на её глазах.
«Отбивался как мог» - о клыкастой напасти в Черногорске
Причем обращений о нападении безнадзорных животных от горожан становится больше. Об этом рассказал депутат горсовета Дмитрий Бородин, который подтвердил такое заключение предоставленным Минздравом ответом. За квартал количество укушенных в городе угольщиков увеличилось больше, чем в 2 раза (с 28 до 63 человек).
В Черногорске возле детского сада собака прокусила грудь женщине
Гости ИА «Хакасия» рассуждали о клыкастых бандах, судах с администрацией, прозрачности в действиях отловщиков и том, куда уходят «собачьи» деньги, выделяемые республикой.
Подробнее об этом и не только видео.
- Насколько ситуация с покусанными людьми, в том числе детьми, является проблемой в Черногорске?
Дмитрий Бородин: - Ко мне жители города начали обращаться с 12 ноября 2022 года. За это время появилось много обращений. Каждое из них мы рассматриваем, курируем и координируем его выполнение. На сегодняшний день ситуация такая: по документам отлов собак идет, предоставляются акты об этом, но на деле ни одна из собачьих стай не была устранена ни на одной из улиц. Из того я делаю вывод, что работа с подрядчиком настроена не очень эффективно. Администрация свои условия выполняет: заключает контракт, вовремя производит оплату, контролирует их действия в рамках своих полномочий.
Эвтаназия для бездомных собак в Хакасии - железные доводы
Недавно был принят закон, в котором определялось гуманное обращение с бездомными животным. Моё мнение как депутата от фракции ЛДПР: он не до конца отшлифован и доработан. Как депутат я предлагаю внести в муниципальные контракты между администрацией и отловщиком 3 дополнительных пункта.
Первое - обязать подрядчика по отлову проводить все операции с деньгами из бюджета республики по безналичному расчету, чтобы было легче отследить, на что потратили деньги и когда.
Также партия ЛДПР предлагает каждую отловленную собаку фотографировать и вписывать в базу, чтобы их можно было идентифицировать по фотографии. На сегодняшний день, описывают так: «поймана собака рыже-черного цвета, пол мужской» либо «черно-белая, пол женский». Больше ничего. Идентификации никакой нет. Граждане говорят, что да приезжали отловщики. Но ловили не агрессивную собаку, которая покусала ребенка, а другую — миленькую, которая сама на руки шла. То есть отлавливают не тех собак.
Ещё мы бы хотели, чтобы бирки на собаках были структурированы так, чтобы было понятно, какой по счету собака поймана, в каком месяце и году. Например, 15.12.23 - 15-я собака поймана в декабре 2023 года. Очень тяжело на самом деле собаку на улице поймать и проконтролировать. Но партия ЛДПР будет этот момент продумывать: как использовать волонтеров для контроля за этой ситуацией. Потому что в Черногорске она обострена.
Деньги выделяются из Минсельхоза РХ. За 2022 год на содержание собак было выделено около 100 млн рублей, а на остальное сельское хозяйство - около 80 млн. То есть на собак у нас тратится очень большая сумма. И судя по статистике, в этом году на собак будет потрачено еще больше, но результата нет.
Специалист Сулейманова от имени мэра дала ответ, что летом у администрации закончится контракт с подрядчиком. И при заключении нового они учтут наши предложения. То есть администрация не против того, чтобы улучшить контроль над подрядчиками.
Я считаю, что эти изменения не только помогут обеспечить безопасность граждан города, но и помогут справедливо распределить бюджетные средства республики.
- Есть ли случаи, когда агрессия собак превращалась в бедствие?
Светлана Никитина: - Обстановка с безнадзорными собаками в Черногорске давно запущена и требует контроля. В сентябре того года моего сына покусала безнадзорная собака. Она живет в нашем районе уже три года. За это время её никто не отловил, хотя обращения были. В 2018 году она моего младшего ребенка поваляла, вещи порвала, но телесных повреждений не было. И да, заявки как бы принимались, отловщики выезжали, но результата нет.
Причем все это происходит на Чапаева, 53. Там инфраструктура развита: есть школы и детские сады, между которыми собака и гуляет, пугая детей, нападая на них.
Вечером 19 сентября прошлого года мой ребенок пошел выносить мусор во дворе и на него напала безнадзорная собака. Я стояла на третьем этаже и видела, как она выбежала из под машины и схватила его. У него в руках был лишь пакет с зеленью, то есть даже нечем было прикрыться. Естественно, он испугался, закричал, запаниковал, и собака убежала.
Тогда я позвонила в администрацию и предупредила, что у них есть определенные сроки, в которые агрессивное животное должны убрать. Раньше они спрашивали, как мы докажем, что собака агрессивная. Спрашивали: вы кинологи или ветврачи? Уповали на то, что нужно получить заключение. В тот раз я сказала, что уже есть конкретный факт - мой ребенок пострадал. Я сообщила, что свожу сына в больницу, зафиксирую все это. А у администрации есть неделя. Если за это время собака со двора не будет убрана, то я готовлю документы в суд.
Через неделю и даже через две никто, конечно же, животное не убрал. Тогда я позвонила в администрацию. Они там ведут себя очень дерзко. Безнаказанность порождает безвольность, понимаете? Мне сказали: «Суд вон там».
5 октября я подала исковое. Суд давал несколько дополнительных недель на отлов данного животного. Я была готова идти на мировое и не требовать ничего, кроме судебных издержек. Но администрация пса не поймала ни тогда, ни потом. Когда сроки стали выходить, то мэрия стала приносить эти смешные акты с общими фразами, по которым невозможно идентифицировать животное.
Но у нас была видеозапись, были крупные фотографии этой собаки. По ним можно было найти пса. Мне удалось их сделать, так как собака эта кидается только на детей и мелких животных. А взрослого человека подпускает спокойно. В суде администрация ещё ссылалась на то, что я смогла пойти и сфотографировать, значит, не настолько животное опасное. На это я сказала, что я к счастью не ребенок. Хотя теперь животное меня побаивается. Я купила ребенку ультразвуковой отпугиватель, сама с ним хожу.
Все это длилось очень долго. И администрация принесла на заседание видео, на котором был заснят момент поимки животного. Подрядчики по закону обязаны фиксировать на камеру момент отлова и выпуска собаки, все остальные манипуляции не фиксируются.
На видео была похожая собака, не спорю. Но моего ребенка покусал кабель, которому 3 года, а отловщики поймали молодую девочку. И администрация срезает момент, на котором озвучивается пол животного, заверяя, что животное поймано. Я судье сказала, что это не тот зверь. Рядом положили фото и видеозапись. Судья согласился, что собака другая.
21 ноября 2022 года Черногорский городской суд удовлетворил мне иск на 70 тысяч рублей морального вреда, в эту сумму вошли судебные издержки и работа психолога. Мой ребенок работал с психологом полтора месяца, потому что не мог выйти на улицу, когда видел эту собаку. Я была вынуждена возить его в школу, встречать оттуда, осуществлять уход за своими 12-летним сыном, словно ему 3 года.
Представители администрации еще утверждали, что нет других заявок. Тогда стали писать и другие родители, делать повторные заявки. Всем приходил один и тот же ответ: «Выехали, но собаки нет». Эта собака-призрак очень долго у нас ходила по двору. Девять месяцев эту собаку пытались поймать, но у отловщиков «то дротик не долетел, то собака убежала». И она до сих пор в моем дворе, несмотря на то что было второе решение суда от 22 марта. В тот раз я выходила в суд именно с требованием принудить администрацию провести отлов конкретного пса.
Понимая, что моё право на безопасность нарушено, я стала обращаться в другие инстанции. Так, пошла в прокуратуру. Мне написали, что все нормально, администрация работает, они выловили 5 других собак, а конкретное животное опять осталось. Я обратилась к Дмитрию Сергеевичу по этому поводу. Он делал депутатский запрос, но и ему отвечали тоже самое.
Я изучила муниципальные контракты и выяснила, что в том году в Черногорске было 8,5 млн было потрачено на содержание собак. Причем стерилизация и кастрация - самые дорогостоящие процедуры, которые к тому же влияют на контроль всего поголовья. За то время пока я судилась, животные успели родить и выкормить щенков. Их уже успели пристроить. Одну сучку все же отловили, воспользовавшись тем, что она со щенками была. Её поймали и отдали в приют на пожизненное содержание. По крайней мере мне пришел такой ответ. Через неделю я увидела эту собаку в своём дворе на поводке. Её забрали волонтеры. А кабель, который покусал моего ребёнка, до сих пор там живёт. Администрации его в упор не видит.
Потом, когда я окунулась в эту проблему более досконально, то увидела, что подрядчик «Саянстрой» в принципе свои обязанности исполняет ненадлежащем образом. По условиям контракта подрядчик обязан выезжать для отлова агрессивных собак в течение двух часов. Они же выезжают днями. Дошло до того, что прокурор попросил меня выйти с отловщиками на контакт и звонить им, когда я вижу собаку во дворе. Я звонила несколько раз, но они все время были не в городе. Получается так, что подрядчик набрал себе очень много территорий и работает по несколько дней на каждой из них.
Это вообще ненадлежащее исполнение контрактов. Они исполнены все с нарушениями. Получается, что администрация не несет ответственности ни за отлов, ни за контроль выполненных работ, надеясь только на порядочность отловщиков, которые изначально нарушили все условия контракта.
- Как администрация отвечает на запросы? Как она объясняет эту ситуацию?
Дмитрий Бородин: - Когда подается заявка, то в течение 30 дней администрация передает её подрядчику и подрядчик делает акты, что они сделал операции. На основании этого администрация выделяет им деньги. По закону она всё делает правильно, но нашему городу оказывается некачественная услуга.
Минздрав РХ дал ответ 6 апреля, что за период с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2022 года (3 месяца) в Травмпункт Черногорска обратились и из-за укусов безнадзорных собак 28 жителей. А за период с 1 января по 22 марта 2023 года (3 месяца) уже обратилась 63 жителя. То есть в три раза увеличилось число людей, обратившихся из-за укусов. Когда я это увидел, даже немного поседел. Доходит до того, что горожане вызывают детям такси до школы, чтобы они могли добраться 200-300 метров в безопасности. На моего сына тоже напала собака, но не укусила. То есть мы должны сейчас из-за этой халатности учить детей агрессивно относиться к собакам. Это ужасно, этого не должно быть.
- Запросы приходят из разных частях города, или это была одна стая?
Дмитрий Бородин: - Они приходят со всего города. Это не один и тот же район, а разные.
Светлана Никитина: - Администрация в своих ответах пыталась сослаться на миграцию собак. Якобы одна собака ходит по всему городу и всех кусает, поэтому её трудно поймать. У них есть определенная территория, но не настолько большая. Сейчас их агрессивность пойдет на спад. Летом у них будет кормовая база за счет мусора, который выкидывают люди. Но в период спаривания и зимой ситуация вновь обострится.
Я сначала понимала администрацию, что объем большой, подрядчик занят на нескольких территориях. Но ситуация стала накаляться, стали страдать и взрослые, а администрация ничего не делает. В отличие от Дмитрия Сергеевича, я считаю, что администрация халатно относится к своим должностным обязанностям. Хотя бы из-за того, что контролировать исполнение этого муниципального контракта - это их обязанность.
Полная версия беседы в видео 19rusinfo.ru.
Комментарии