Информационное агентство «Хакасия» продолжает серию публикаций о предстоящей реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Хакасии.
Наталья Дворяк: Уже сейчас бизнес проявляет интерес к особой экономической зоне Хакасии
Татьяна Аникина: Наша конечная цель заключается в диверсификации экономики Хакасии
Во время презентации актуального проекта в Министерстве экономического развития России особое внимание было уделено ее ключевым направлениям, в том числе малому бизнесу. Почему развитие именно этого сегмента региональной экономики стало составной частью программы, рассказывает руководитель департамента развития предпринимательства и торговли Министерства экономического развития Хакасии Владимир Наумкин.
- Собственно, почему именно малому бизнесу уделяется особое внимание в индивидуальной программе социально-экономического развития? Потому что в нынешних непростых, как в целом для страны, так и для экономики республики условиях, именно малый бизнес является тем драйвером экономического роста, резервы которого до конца еще не изучены и не исчерпаны.
Для диверсификации нашей экономики, чтобы она стояла не только на трех основных китах - угледобыче, производстве алюминия и электроэнергии, необходимо развивать и другие направления с целью увеличения финансовых поступлений в бюджет. В большей степени таким источником может стать сфера малого и среднего бизнеса.
Поэтому особое внимание в программе социально-экономического развития уделяется малому бизнесу. Обеспечить устойчивый рост этому сегменту экономики планируется с помощью двух современных инструментов государственной поддержки. Для этого потребуется докапитализация Гарантийного фонда Республики Хакасии, а также Фонда развития промышленности Республики Хакасия. Это современные инструменты государственной поддержки. Фонд развития промышленности создан не так давно, но и он оказался очень востребованным среди субъектов малого бизнеса в качестве дополнительного источника финансирования особенно при модернизации производства. Кроме того, он оказывает содействие в расширении производства и импортозамещении. В дальнейшем это способствует выходу на новые рынки сбыта, а конечном итоге приводит к увеличению доходов у предпринимателей и росту поступлений в бюджет республики.
Помимо достижения этих целей Индивидуальная программа развития способствует снятию некоторых инфраструктурных ограничений.
- Владимир Александрович, вы сейчас речь вели об инфраструктуре государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. А что из себя представляет малый бизнес Хакасии сегодня?
- Малый бизнес сегодня, по состоянию на 14 октября 2024 года, это чуть больше 17,6 тысяч субъектов предпринимательства. В зависимости от того, по какой методике вести подсчет, это 75 тысяч занятых, или почти 82 тысячи занятых в экономике. Каждый третий житель республики работает в сфере малого и среднего предпринимательства.
В бюджет республики в 2023 году поступило свыше 2 миллиардов 50 миллионов рублей по упрощенной системе налогообложения.
Причем объем налоговых поступлений ежегодно прирастает. Положительная динамика прослеживается с 2020 года, когда Правительство Республики Хакасия воспользовалось возможностью самостоятельно устанавливать минимальный процент ставки по налогам. Правительством было принято решение о введении минимальных налоговых ставок по УСН.
Как ни парадоксально, объем поступающих налогов вырос в первый год в 1,5 раза, а еще через год практически в 2 раза по сравнению с тем, что было в 2019 году.
- Почему вы сочли это парадоксальным явлением?
- Когда мы собираем с малого бизнеса 6%, это миллиард рублей налогов, а когда мы начинаем собирать 4% или 1%, логично было бы предположить, что сумма налоговых поступлений станет меньше. Но на самом деле бизнес действительно получил положительный импульс.
Во-первых, это способствует тому, что стало больше желающих открыть новый бизнес на территории Хакасии. Предприниматели мигрируют к нам из других регионов, переводят свою деятельность на нашу территорию. Кроме того, и это не менее важно, у бизнеса пропадает интерес к реализации каких-то не совсем легальных схем, в виде дробления бизнеса и так далее. Попытки уходить от налогов и минимизировать затраты. Побеждает здравый смысл - зачем себя подставлять и уводить бизнес в серую зону с целью платить меньше налогов. И тем самым получить доступ к эффективным мерам государственной поддержки...
- По сравнению с предыдущим годом у нас наблюдается положительная динамика субъектов малого и среднего предпринимательства?
-Да. Причем не только в сравнении с 2023 годом. Если посмотреть в пятилетней перспективе, то у нас в 2020 году небольшое проседание было. Все мы прекрасно понимаем причины такого спада. Ковидные ограничения, многим сферам бизнеса пришлось временно прекратить деятельность. Благодаря стойкости предпринимателям удалось удержать бизнес на плаву. Они выдержали, выстояли, самостоятельно перестроившись в тех непростых условиях, воспользовавшись мерами поддержки, которые на всех уровнях в то время предоставлялись.
После резкого проседания в 2020 году, началось восстановление. К концу 2023 года мы уже превысили показатель 2019 года. А вот сейчас мы планируем перекрыть показатели 2018 года.
- Вы имеете в виду показатели численности субъектов малого и среднего предпринимательства доковидного периода?
- Все верно. Но при этом я бы конкретизировал один весьма существенный момент. Согласно федеральному законодательству, к субъектам предпринимательства относятся те, кто соответствует определенным критериям и присутствует в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Так вот, приведу случай из практики. Когда премьер Михаил Владимирович Мишустин анонсировал в марте 2020 года меры поддержки бизнеса определенных отраслей согласно Единому реестру субъектов МСП, не все предприниматели знали о существовании такого реестра. Им было не важно, присутствуют они в этом реестре или нет. Малый бизнес об этом даже не задумывался.
Иное дело сейчас. Уже все знают о том что на меры государственной поддержки могут рассчитывать лишь те, кто состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Впрочем, стоит учесть еще один момент. Выпасть из реестра Федеральной налоговой службы можно по двум причинам. Кто-то не сдал какую-то отчетность, и налоговая служба просто не может идентифицировать его как субъект малого или среднего бизнеса. Может зайти речь и о принудительном закрытии, таких, наверное, больше половины. Это те предприниматели, которые в течение года ни разу не предоставляли отчетность, либо в течение 18 месяцев не показали движения средств по счетам. Это так называемые фирмы-однодневки, которые были созданы, ну, может, для каких-то схем, может быть, для схемы ухода от налогообложения, может, для участия в тендерах.
А может быть, просто существовали когда-то, но потом по каким-то причинам не закрылись. Эта так называемая централизованная «чистка реестра» субъектов МСП проходит ежегодно в июле. Если анализировать развитие предпринимательства с 2019 года, то его развитие будет идти по волнообразной модели. Каждый раз в нижних точках у нас будет 10 июля каждого года. Связано именно с «чисткой реестра».