Ежегодно 5 октября не только в России, но и во всем мире отмечается День учителя. День, когда мы по уже давно сложившейся традиции поздравляем своих учителей и наставников. Людей, которые заложили в нас основу. И речь сейчас не только о знаниях. Учитель - это человек, который фактически формирует личность своих подопечных. Именно от него во многом зависит то, каким вырастет поколение, сидящее сегодня за школьными партами.
Так считает и директор первой в Хакасии школы-интерната для детей с нарушениями слуха Лариса Тыльченко, которая уже на протяжении нескольких десятилетий помогает особенным деткам не только получать знания. Своим примером она фактически дает ребятам путевку в жизнь, раскрывая их персональные таланты и показывая, насколько важно заниматься любимым делом.
- Лариса Васильевна, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали для себя сферу образования? Каким был ваш путь?
- В образовании я уже давно, со 2 декабря 1962 года. Окончила минусинское педучилище. Окончила его с отличием и была направлена в начальную школу-интернат заведующей вместе с группой своих однокурсников.
Я с детства была уверена, что учитель - это самая лучшая профессия. Лучше выдумать нельзя. Росла я в селе, где на тот момент учителей очень уважали. Да и мне с учителем повезло несказанно. У меня была очень красивая первая учительница Дарья Ивановна Забелина. Она была синеглазой с большими пушистыми ресницами и волнистыми волосами. И самое главное - она было не просто красивой, она была замечательной учительницей.
Да и в старших классах были очень хорошие педагоги. Потому и выработалось такое желание стать педагогом. Кроме того, раньше существовала методика - за сильными учениками закрепляли слабых. Сначала их нужно было учить читать, затем - считать...
К тому же вот эта струнка - копировать учителей, которые тебе нравились - начала формировать навык, как правильно учить детей.
Я никогда не раскаивалась в выборе профессии. И неуспевающих детей у меня не было никогда. После педучилища я окончила физмат Абаканского пединститута и вела математику, рисование и черчение. Математика - непростой предмет, к рисованию надо иметь талант, и к черчению - также. Но я всегда знала одно: самое главное, чтобы детям нравилось то, чему ты их учишь. И мне везло, у меня всегда были хорошие ученики.
- Какие цели и задачи на сегодняшний день стоят перед вами как перед директором образовательного учреждения?
- Учреждение наше - непростое. Потому что все детки, проживающие в Хакасии и имеющие главный диагноз - отсутствие слуха, в большинстве своем имеют и сопутствующие заболевания. И все они находятся у нас. Как правило, у деток - вторичная задержка речевого развития, может быть и ДЦП, и умственная отсталость. Очень много аутистов. Поэтому все наши педагоги проучены. Мы проходили курсовую подготовку в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске... Все это делается для того, чтобы детям оказывались полноценные образовательные услуги. Чтобы они научились говорить настолько, насколько это возможно.
На сегодняшний день у нас обучается 289 детей, из них 201 имеют инвалидность. Наша задача - всех детей обучить, не допустить ухудшения состояния здоровья, чтобы дети все были в тепле, окружены заботой, лаской.
Коллектив - очень трудоспособный и очень добрый. Набор учителей веду сама лично. Не беру тех, у кого плохое приложение к диплому. Обязательно смотрю на оценки. Считаю, что они что-то да значат. Возможно, поэтому у нас способные и талантливые педагоги, и у детей есть определенные успехи.
- Давайте подробнее остановимся на успехах ваших воспитанников.
- Начнем с того, что главная задача наших педагогов - правильно сделать диагностику. Это значит, твердо определиться, какой недуг у ребенка и выявить, какие у него способности. Понять, чего он хочет. Может быть, он рисует. А может, хорошо лепит и т.д.
Но, сами понимаете, если ребенок неговорящий и глухой, то за пределами школы кружковой работой его не охватишь. Соответственно, все кружки у нас находятся в школе. Это и театральная студия, и ритмика, и спорт. Причем спортивных занятий у нас много, в том числе теннис. Благодаря бывшему министру спорта Валерию Денщикову у нас замечательно оборудован спортзал, отличные теннисные столы...
Не буду называть все результаты наших ребятишек, у нас их много, но когда они выехали на всероссийские соревнования по теннису, педагог мне позвонила и говорит: "Лариса Васильевна, мы - третьи". Первое место - Москва, второе - Санкт-Петербург. Представьте, где Москва, Санкт-Петербург, и где мы. Поэтому, хочу сказать, что у детей есть результаты. Они очень старательные, копируют своих педагогов и хотят быть похожими на них.
Когда дети заняты целый день, им некогда думать о своих недугах. Они думают, что они самые лучшие, и их все любят.
Кстати, у наших детей, благодаря волонтерам, есть красивая школьная форма: одна повседневная, другая праздничная. Очень много костюмов в театральной студии, дети любят принимать участие в пьесах. То есть они всегда заняты. Помимо этого, ребята занимаются бисероплетением, керамикой, лепкой из глины...
У нас хороший пришкольный участок, дети проводят собственные наблюдения. Также есть замечательный кабинет биологии, где ребятишки описывают свои опыты. Спортивных секций только - порядка 10. Вот такая у наших воспитанников полноценная, насыщенная жизнь.
По футболу наши дети в этом году всех обыграли, даже спецучилище.
- Скажите, с какими проблемами приходится регулярно сталкиваться? И как их решаете?
- Поскольку дети зачастую имеют два-три и более различных диагнозов, разумеется, бывают конфликтные ситуации. Решаем их как? Конечно, работаем с родителями в тесном контакте. Главное - вовремя принять меры. А вообще, если дети заняты, то на что-то иное у них времени не остается. Все в совокупности дает результат.
Что касается образовательного учреждения и кадровой политики, у нас проблем нет. Всего достаточно. Педагоги все - высококвалифицированные, с высшей категорией работает более 100 человек.
- Между тем республика на протяжении длительного времени испытывает сложности с педагогическими кадрами. Можно ли, по-вашему мнению, решить эту проблему? И каким путем?
- Мы не испытываем проблемы в кадрах. Что касается кадровой проблемы в глобальном смысле, считаю, что частично в этом виноват руководящий состав. Ведь необходимо продумывать, что нужно сделать, чтобы молодежь была в каких-то коллективах. В школах можно и наставничество организовать, и летний отдых. Может, даже по поводу курортного отдыха подумать. Но привлекать талантливых и способных учителей, которые могут и предмету обучить, и заниматься внеклассной работой. Таково мое мнение.
- Что считаете самым сложным в в педагогической деятельности?
- Отсутствие у учителей внутренней выработки методики работы с детьми, незнание детской психологии.
Даже если педагог хорошо знает свой предмет, но плохо владеет основами возрастных изменений школьников, у него обязательно будут проблемы, которые порой очень сложно решаются.
- А теперь о приятном. Сегодня - День учителя. Лариса Васильевна, что бы вы пожелали своим коллегам в этот праздник?
- Сначала хочу поздравить молодежь, которая выбрала такую профессию и не испугалась. Желаю им крепкого здоровья, успехов, хороших талантливых учеников. Обязательно доводите их до максимального результата, чтобы видеть плоды своего труда.
Конечно, от всей души поздравляю своих коллег-ветеранов. Считаю, это самая лучшая, самая авангардная часть населения России. Желаю им отличного здоровья, внимания, доброты, отзывчивости, достатка и всегда хорошего досуга!
Алиса Лебедева
Комментарии