Кризис из-за антироссийских санкций перемалывает в труху рейтинги европейских политиков
После присоединения Германии к антироссийским санкциям, прогнозы по поводу будущего немецкой экономики становятся менее радужными, рассказал в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung вице-президент Deutsche Bank Карл фон Рор. По его словам, уровень инфляции может достичь 8%. А в случае введения эмбарго или частичного ограничения на поставку российских энергоносителей, уровень инфляции может превысить отметку 10%. При этом, данный прогноз касается краткосрочной перспективы.
Как утверждает Bild am Sonntag, небывалый рост цен и турбулентность в экономике негативно отразились на рейтинге действующего канцлера Олафа Шольца. По данным издания, более половины жителей Германии негативно оценивает работу государственного аппарата.
При этом, предполагается, что это только начало всех проблем, которые в ближайшем будущем появятся в экономике Европы в целом. А ведь Шольц не отработал на своем посту и года. Такого небывалого снижения рейтинга уже в первый год канцлерства не было еще ни у кого.
Если ситуация будет ухудшаться, дело может дойти и до развала коалиции и перевыборов. В этом случае Шольц может стать первым канцлером, ушедшим в отставку со времен Вилли Брандта.
И возможно, не только он. Серьезно упали рейтинги и у премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Такая же ситуация может возникнуть и в других странах, к которым бумерангом вернутся антироссийские санкции…
На самом деле серьезные падения рейтинга были и у предшественников Шольца, напоминает доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачёв.
— Например, когда случился миграционный кризис 2015—2016 гг., рейтинг Ангелы Меркель столь же стремительно летел вниз. Другое дело, что это случилось на 11-м году канцлерства, а не в первые месяцы. Для первых месяцев аналога, конечно, нет.
«СП»: — По мнению Карла Рора, в случае введения эмбарго или частичного ограничения на поставку энергетических ресурсов из России, уровень инфляции может превысить отметку 10%. Что самое интересное, предсказание вице-президента немецкого банка было на краткосрочную перспективу. Насколько это серьезные цифры для немецкой экономики?
— Это очень серьёзные цифры. К двузначной инфляции немцы не привыкли. По крайней мере, с момента замены марки на евро.
«СП»: — Простые немцы считают, что во всем виноват Шольц? Насколько справедливо так считать?
— Нет, всю вину лично на него не валят. Шольц в данном случае — не человек с конкретным именем и фамилией, а функция. Канцлер, олицетворяющий всё трёхпартийное правительство, где отнюдь не всегда решающее слово остаётся за социал-демократами.
«СП»: — Если бы на месте Шольца была Меркель, все было бы так же? И ее сейчас так же освистывали бы?
— Скорее всего, в случае нахождения у власти христианских демократов на Украину ехали бы ещё большие эшелоны. Военные расходы бы поднялись, а цифры роста цен могли стать ещё выше.
«СП»: — Может ли дальнейшее негативное развитие событий привести к развалу коалиции и отставке Шольца?
— Коалиция очень неустойчивая, и совсем не факт, что она протянет все четыре года. Однако сегодня её развал сочли бы победой России. И уже потому в ближайшее время Германию не ждут досрочные выборы.
«СП»: — А все же, что бы изменили гипотетические перевыборы?
— Вырос бы результат «Альтернативы для Германии» и Левой партии — по два-три процента каждая. Все остальные сохранили бы прежнее соотношение, упав примерно на пару процентов каждая. Возможно, до пятипроцентного барьера дотянула бы леволиберальная партия «Свободные избиратели».
«СП»: — Подобные проблемы, по-вашему, испытывают только немецкие политики? В каких странах может реально дойти до смены власти?
— Сейчас досрочную смену власти везде в Европе расценили бы как «прогиб» под Россию. Скорее речь бы могла идти о балканских странах вроде Болгарии или Черногории. При этом правительства настроены более воинственно к России, чем общества, почти везде.
— Цифры, озвученные Карлом фон Рором, конечно, не радужные, но на фоне других европейских стран эти показатели не так плохи, — утверждает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Например, в соседней Польше этот показатель достиг 11%. Не лучше дела в Чехии. Примеры можно продолжать. Европейская экономика вползает в рецессию, однако у Германии достаточно высокий запас прочности. Вместе с тем, избалованный высоким уровнем жизни и социального благополучия немецкий обыватель может воспринимать происходящие изменения более болезненно, чем они есть на самом деле.
«СП»: — По данным немецкой газеты Bild am Sonntag, более половины жителей Германии негативно оценивает работу государственного аппарата. Это много? Вся вина возлагается на Шольца персонально?
— Это много, особенно если учесть, что в кресле канцлера Шольц недавно. Его личный антирейтинг составляет 49%. Вместе с тем, антирейтинг федерального правительства ещё выше — им недовольны 55% опрошенных. Нужно учитывать, что правительство в Германии коалиционное, и в своих действиях канцлер несвободен и вынужден оглядываться на партнеров по коалиции. Поэтому в данном случае это скорее приговор коалиции в целом, нежели лично Шольцу.
«СП»: — У других канцлеров не было такого никогда? Тем более, в первый же год работы…
— Для сравнения, Ангела Меркель оставалась самым популярным политиком Германии до конца своего правления. После столь долгого правления популярного канцлера Шольцу будет сложновато, тем более, он явно не харизматик и как публичный политик весьма слаб.
«СП»: — Есть ли у Шольца риск стать не только самым непопулярным канцлером за последние годы, но и первым за много лет, ушедшим в отставку?
— Отсутствие личной харизмы, трения в правящей коалиции, ухудшение социально-экономической ситуации — если все эти факторы сложатся в нужную комбинацию, то такой сценарий для Шольца исключать нельзя. Однако нужно понимать, что немецкая социально-экономическая и политическая система обладают достаточно высоким запасом прочности, поэтому все шансы удержаться на плаву у Шольца тоже есть. Многое будет зависеть от того, как будет развиваться кризис вокруг Украины и спровоцированная им санкционная война между Россией и ЕС.
«СП»: — При этом Шольц вертится, не идет на жесткие санкции против России и эмбарго на энергоносители. Народ это оценит? Или наоборот?
— Задача Шольца — максимально смягчить последствия развязанной против России экономической войны. У Германии попросту нет возможности быстро отказаться от российского газа, особенно, если вспомнить, что правительство Меркель под давлением «Зелёных» фактически убило атомную энергетику страны, а пресловутая «зелёная» энергетика оказалась мыльным пузырем.
Вместе с тем, давление на Шольца оказывается колоссальное. Это и американское лобби, пытающееся «подсадить» Германию на дорогой сжиженный газ, это и те же «Зелёные», которые не только вынуждают канцлера отказываться от российского газа, но и продавливают свою энергетическую повестку, губительную для германской экономики. Если Шольц будет упорствовать, против него будет развязана информационная война, тем более, что он и так находится под постоянным огнем критики за свою якобы «пророссийскую» позицию.
Поэтому выбор у Шольца безрадостный — пытаться противостоять американским и «зелёным» лоббистам, получая удары на информационном поле, либо принять их повестку, но получить достаточно серьезный социально-политический кризис. Очевидно, сейчас он пытается балансировать между двумя этими крайностями.
«СП»: — Если бы политический кризис дошел до перевыборов, каким мог бы быть результат?
— По последним социологическим данным, в случае перевыборов все основные немецкие партии получили бы примерно тот же результат, что и сейчас, плюс-минус несколько процентов. СДПГ уступила бы пальму первенства ХДС/ХСС с минимальным разрывом. Поэтому правящая коалиция, скорее всего, была бы уже другой, с ХДС/ХСС в качестве доминирующей партии. Если бы при этом возникла коалиция «Ямайка» (ХДС плюс «Зелёные», плюс Свободные демократы), то для России это было бы гораздо хуже, чем нынешняя коалиция-«светофор», поскольку СДПГ — это партия, традиционно настроенная на наиболее умеренный и прагматичный курс в отношениях с Москвой. Христианские демократы в гораздо большей степени склонны подыгрывать русофобам от «Зелёных» и Свободных демократов.