Немецкое руководство признало ошибки, но пока не стремится их устранять
Немецкая промышленность находится в тяжелом положении из-за экономической политики страны, заявил вице-канцлер Роберт Хабек. «Наша бизнес-модель в любом случае действительно загнана в угол», — подчеркнул он, ответив на вопрос журналиста, перестала ли работать немецкая бизнес-модель без российского газа. Хабек также отметил, что власти ФРГ годами не инвестировали в инфраструктуру и квалифицированных работников.
В свою очередь немецкий политолог Александр Рар заявил, что пока в Германии нет экономической катастрофы, хотя нерешенные кризисы сохраняются. Проблемы с немецкой экономикой усугубляются распадом «светофорной коалиции» (социал-демократическая СДПГ, либеральная СвДП и «Зеленые») после ухода лидера СвДП Кристиана Линднера в отставку. 16 декабря Бундестаг проголосовал за вотум недоверия правительству канцлера Олафа Шольца, а новые парламентские выборы в Германии состоятся 23 февраля 2025 года.
О причинах экономических проблем Германии «СП» рассказал политолог, эксперт по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов.
— Текущая обстановка в Германии, очевидно, возникла из-за того, что страна включилась в авантюру по Украине и по поддержке антироссийских санкций. Так, Берлин никак не отреагировал на подрыв собственной национальной безопасности, когда были уничтожены «Северные потоки» (американский журналист Сеймур Херш в феврале 2023 года писал, что подрыв 3 из 4 трубопроводов был организован американскими водолазами при содействии Норвегии — «СП»).
Напротив, немецкое правительство обвиняло во всем Россию и продолжает поддерживать украинский режим. Немцы перестали покупать дешевый трубный газ из России и стали потреблять более дорогой СПГ из США, что привело к снижению до минимума конкурентоспособности немецких предприятий.
Большое количество заводов из Германии уже перебрались в США, где им были предложены неплохие условия. Американцы на этом заработали. Руководство США поставило ЕС в очень неудобное положение, и теперь европейцы поддерживают санкции и конфликт. На этом фоне мы будем наблюдать наиболее сильную рецессию в Германии за все постовоенное время.
«СП»: Почему американское руководство не поддерживает Германию сейчас?
— ФРГ в том формате, в котором страна существовала до распада СССР, создали США. Во время плана Маршалла американская сторона вложила деньги не только в Западную Германию, но и в другие западноевропейские государства, чтобы противодействовать интересам Советского Союза. Сейчас это время прошло, идут уже другие игры.
Американскому руководству уже невыгодно поддерживать Европу, поэтому они выкачивают ресурсы из нее, забирают все активы и переманивают к себе наиболее перспективные предприятия. Они будут это делать до тех пор, пока в Германии к власти не придет национально ориентированное правительство. Но это может произойти слишком поздно, потому что после обрушения экономики поднимать уже будет нечего. Так, генсек НАТО Марк Рютте уже призвал направить часть пенсий и социальных выплат в Европе на производство вооружений. Они сами себе подписывают приговор.
В Германии наступают трудные времена. Они реально проигрывают конкуренцию, к примеру, их автомобили становятся намного дороже. Китайский автопром догоняет немецкую автопродукцию по качеству, хотя все равно многие по привычке покупают подороже немецкие машины. Но в целом потребители уже переходят на «китайцев». Это происходит потому, что КНР получает более дешевую нефть и газ из России.
«СП»: Если в Германии будет нарастить кризис, то что от этого может выиграть Россия?
— Возможно России стоит заняться тем, чтобы привлекать квалифицированных немецких граждан русского происхождения. Петр I правильно привлекал в страну немцев и голландцев, они развивали экономику, передавали технологии. Соответственно, нашему государству надо работать в этом направлении — развивать миграционную политику, которая будет нацелена на возвращение сотен тысяч образованных немцев, которые говорят на русском языке.
«СП»: Какую политику администрация Дональда Трампа будет проводить по отношению к Германии?
— Для Трампа Америка превыше всего. Если это будет выгодно США, то будут сделаны какие-то поблажки, в том числе и для Германии, а если нет, то Вашингтон будет принимать максимум усилий для того, чтобы добить немецкую экономику. В определенной степени сейчас европейцам надо объединяться против США.
«СП»: Правда ли что нехватка квалифицированных кадров затронула и Германию?
— Я не представляю, как это возможно, если они каждый месяц объявляют об увольнении 10−15 тыс. рабочих из крупнейших предприятий (согласно последнему опросу, уже 38% немецких компаний планируют сокращать рабочие места в 2025 году — «СП»). В этих заявлениях есть какой-то диссонанс.
Хабек, рассуждая об экономических вызовах для ФРГ, также заявил, что «Китай закрывает рынки и повсюду проталкивает свои электрокары». Кандидат политических наук, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета Максим Казанин в разговоре с «СП» уточнил, какие трудности возникают у Германии в торговле с КНР.
— Одна из первоочередных проблем автомобильной промышленности ФРГ, которые предстоит решать немецким предпринимателям — это запрет Министерства торговли КНР и Главного Таможенного Управления КНР на экспортные поставки редкоземельных металлов, которые используются в производстве двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, китайские органы власти запрещают поставки компонентов для изготовления высокопрочных материалов.
Доктор политических наук, декан факультета Международных экономических отношений Финуниверситета Павел Селезнев обратил внимание на то, что китайские производители электрических и электронных компонентов отказываются передавать свою конструкторскую документацию немецкой стороне в обмен на обещания снижения или отмены пошлин на импортируемую продукцию китайского производства.
— Необходимо отметить стремительное падение объемов продаж лицензионных сборочных производств немецких торговых марок в КНР. Китайские предприниматели в свою очередь не намерены инвестировать во взаимодействие с немецкими партнерами, поскольку в современных условиях обретает большую актуальность инвестирование в национальные проекты.