Минувшей весной в Хакасии случился занятный политический эксперимент. Две партии заклятых «друзей»: КПРФ и «Единая Россия» внезапно слились в едином порыве, поддержав на выборах в Госдуму самовыдвиженца и бывшего министра энергетики страны Николая Шульгинова. Скорее всего, «дружить» извечных оппонентов попросили из Москвы. Попросили, видимо, очень хорошо, т.к. среди шести выдвиженцев в Государственную думу от Хакасии оказался всего один местный житель. Остальные, кроме Шульгинова, были совершенно неизвестные столичные чудики от партий, названия которых большинство жителей республики даже и не слышали никогда.
Это фактическое унижение местных элит дипломатично было объявлено политическим перемирием в Хакасии. Каковы же его итоги на сегодняшний день, и, главное, какие перспективы?
Для Валентина Коновалова, как действующего губернатора, поддержка экс-министра энергетики на выборах в Госдуму явно пошла на пользу. Во-первых, глава республики наглядно показал федеральному центру, что электоральные процессы в регионе он контролирует, и полностью лоялен. Во-вторых, в лице Шульгинова Коновалов обрёл хорошего потенциального лоббиста в Москве, который ему многим обязан. При всей статусности Николая Григорьевича, без личной поддержки Валентина Олеговича и его команды 73-летний экс-министр никогда бы не победил на выборах в Хакасии.
Для Сергея Сокола, как человека со своими собственными губернаторскими амбициями, совместная с коммунистами поддержка Шульгинова прямой выгоды изначально не сулила. Да, сразу после выборов новоиспеченный депутат Госдумы от Хакасии из самовыдвиженца мигом обернулся в единоросса, но это так и планировалось. Довольствоваться Соколу остаётся лишь косвенной выгодой – в стане местных коммунистов до сих пор лёгкий ступор. Их идейная бескомпромиссная борьба с капитализмом и ЕР на деле оказалась очень даже компромиссной и регулируемой извне. Как результат, провальное участие сторонников Валентина Коновалова в муниципальных выборных кампаниях этого года.
До следующих федеральных выборов (а это опять будут выборы в Госдуму) осталось всего пара лет. Николаю Шульгинову, согласившемуся доработать этот срок в российском парламенте вместо Сокола, в 2026 году исполнится 75 лет. Свои шансы оставаться дальше в большой политике он оценивает реально, и никакого особого резона опять избираться в чужой ему Хакасии у Шульгинова явно не просматривается. Конечно, совсем исключать повтор варианта с «единым» депутатом от республики через 2 года нельзя, но с муниципальными выборами подобный номер точно не пройдёт. Публичный и даже закулисный сговор Сокола и Коновалова о единых совместных кандидатах в мэры или районные депутаты неминуемо поставит под большой вопрос их партийный авторитет. Сторонники быстрее, чем сейчас, начнут отворачиваться, избиратели будут плеваться. А главное, сблизившиеся в одно целое вожди местных ячеек ЕР и КПРФ могут утратить всякий интерес к себе со стороны их партийных верхов. Так и политическая карьера может остановиться.
Глядя на то, с каким рвением Сергей Сокол по поводу и без клюёт сегодня министров хакасского правительства, можно сделать вывод, что его лично перспектива дальнейшего «перемирия» точно не устраивает. Не тот он человек, чтобы разделять ответственность с Коноваловым за бедственное положение дел в республике. Умение строить политические союзы – это тоже не про него. Весь предшествующий политический трек Сокола это подтверждает.
В стане красных, безусловно, понимают, с кем имеют дело. Но открыто воевать со спикером Верховного Совета пока побаиваются. Та же инициатива руководителя парламентской фракции КПРФ Валерия Старостина о возможной отставке Сокола – всего лишь попытка показать зубы. Дальнейшая дестабилизация политической обстановки в Хакасии может боком выйти именно Коновалову. Он по статусу выше, с него и спрос.
Ближайшей проверкой на прочность «перемирия имени Шульгина» станет утверждение бюджета Хакасии на 2025 год. Контрольная точка - выборы главы Черногорска. Сейчас же можно сказать, что по всем признакам союз Сокола и Коновалова напоминает классический «Союз меча и орала» из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Изначальная фиктивность навязанного Хакасии перемирия никуда не делась. К дружбе коммунистов и единороссов без иронии относиться просто не получается. Военные приготовления кулуарно ведутся с обеих сторон. Нам осталось подождать, когда лёд тронется.
Михаил Валов
Комментарии