Коммунисты подчеркивают свою оппозиционность
В КПРФ всегда рады вниманию к деятельности партии со стороны федеральных телеканалов. Фото с сайта www.kprf.ru

Коммунисты в последние дни стали выступать с жесткими высказываниями в сторону власти и инициативами, призванными подчеркнуть оппозиционность партии. Например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов в обращении к молодежи обещал ей защиту от перегибов в борьбе за демографию. Усилилось внимание левых к острым ситуациям в ряде регионов, также они настойчивее требуют прекратить преследования партактивистов. Это выглядит попыткой вернуться к политике контрпозиционирования, то есть пересмотреть самоограничения в рамках СВО-консенсуса.

Обращение Зюганова к молодежи стало ответом КПРФ на будущий запрет пропаганды бездетного образа жизни, или «чайлдфри». Сперва это критиковали отдельные коммунисты, а теперь вся партия заявила, что «демографический кризис требует не карательных мер, а социальных преобразований».

Эта фраза стала заголовком критического адреса российским властям и обнадеживающего – молодым поколениям страны. В обращении Зюганова, в частности, сказано, что хотя в КПРФ и признают наличие острого демографического кризиса, а значит, и угрозы нацбезопасности, там не согласны ни с объяснениями причин этого кризиса, ни тем более с такими методами его преодоления как, скажем, налог на бездетность. Дескать, прежде чем что-то требовать, а еще пуще – за что-то наказывать, государство должно обеспечить условия для реализации намеченных планов.

Например, гарантированные рабочие места и достойную зарплату, доступное социальное жилье для молодых семей, качественное и бесплатное здравоохранение и бесплатный доступ ко всем видам образования. Понятно, что как раз КПРФ это и предлагает, но власть ее не слышит. Более того, «свои провалы в политике народосбережения, которая давно превратилась в политику народосокращения, власть пытается свалить на молодежь». «Вместо системной государственной политики вам вбрасывают через услужливых законотворцев и администраторов от науки ложные идеи вроде налога на бездетность. При этом апеллируя к якобы советскому опыту. Но в Советском Союзе действовала полноценная государственная система мер поддержки детей и молодежи», – заступился за молодых Зюганов.

Активизировалась работа КПРФ и по протестным ситуациям на местах. Так, федеральный партийный сайт опубликовал открытое письмо Краснодарского крайкома о произволе низовых чиновников при «попустительстве губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева». Дело в том, что, мол, тамошние власти все чаще принимают решения по градостроительной и земельной политике без учета мнения жителей. «Ситуация, складывающаяся в крае, недопустима и чревата социальными обострениями. Необходимо принудить губернатора и всю чиновничью вертикаль Кубани открыть глаза и увидеть массовое возмущение, начать реальный диалог с обществом и поиск путей решения проблем, а не заниматься имитацией общения, игнорируя здравый смысл и интересы граждан», – говорится в этом документе. А еще в нем подчеркнуто, что «одна из причин нарастающего социального конфликта заключена в нынешнем состоянии избирательной системы, ее деградации в плане реального влияния избирателей на формирование органов власти». То есть от региональной специфики левые уже переходят и к обобщениям федерального масштаба.

На тот же высокий уровень может выйти благодаря обращению Зюганова в правоохранительные органы и верховные инстанции и история с осужденным в Приморском крае на 13 лет лишения свободы коммунистом Артемом Самсоновым. В КПРФ всегда считали его дело сфабрикованным, но защиту своего активиста стремились проводить более кулуарно. Однако теперь на фоне сообщений, что Самсонову требуется срочная операция на сердце, но вместо больницы его вернули в колонию, эта нелицеприятная для властей ситуация вынесена на публику. Одновременно не забывают левые «прогревать» и союзников среди «рассерженных патриотов»: секретарь ЦК Сергей Обухов только что направил генпрокурору Игорю Краснову, председателю Счетной палаты Борису Ковальчуку и министру культуры Ольге Любимовой депутатский запрос о миллионных затратах из бюджетов регионов на концерты звезд эстрады вместо помощи бойцам СВО.

А если еще и подтвердятся слухи из Telegram-каналов на тот счет, что КПРФ якобы планирует выдвинуть в иркутские губернаторы на выборах 2025 года бывшего главу этого региона Сергея Левченко, который ранее ушел в отставку по требованию Кремля, то это будет означать, что коммунисты возвращаются к прежней стратегии контрпозиционирования. А значит, намерены отказаться от самоограничений в рамках СВО-консенсуса. Однако эксперты, опрошенные «НГ», пока не прогнозируют таких радикальных действий партии. И указывают, что тут скорее всего не более чем колебания в границах дозволенного – может быть лишь с чуть более высоким градусом риторики. Кстати, рамки системного консенсуса, напомнили эксперты, могут сдвигаться как в одну, так и в другую сторону. А проблема КПРФ в том, что она больше объект, чем субъект подобного рода решений.

Например, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Признаков, что эта и другие партии окончательно проснулись перед думскими выборами, пока не видно. Тут больше заметно осеннее политическое обострение перед очередной спячкой. Активизация КПРФ – это флуктуации в рамках заданного ранее направления. Ее риторика – что не равно действиям – носит не системный, а ситуативный характер. То есть это скорее попытки создать информповоды, которые можно использовать для доказывания собственной оппозиционности». При этом эксперт предупредил, что ответ властей КПРФ может оказаться разнообразным: коммунистов, как всегда, могут проигнорировать, но могут и послать сигнал, чтобы те не раскачивали лодку. 

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что в реальности коммунисты от своей оппозиционности стратегически никуда и не уходили. «Они воспринимают президентские выборы и свое поведение на них как исключительно особый случай, как тактическое отступление для сплочения именно вокруг Верховного главнокомандующего. И теперь ждут своего рода компенсации за эту позицию. Но экстраполировать ее на другие уровни выборов левые не собираются, для них перенос подходов президентской кампании на региональный и местный уровень будет смертельным. Просто потому, что тогда они никому не будут интересны», – подчеркнул эксперт. Тем более, заметил Макаркин, что у консенсуса по СВО нет четких рамок, вот коммунисты постепенно и возвращаются к привычной риторике и обычной деятельности, то есть «к болевым точкам на местах и соответствующей критике властей, к высказыванию протестных позиций по отдельным вопросам, к борьбе за своих активистов». В нынешних условиях электоральной слабости главная цель КПРФ – это сохранить тех, кто остался как из идеологических, так и из общепротестных избирателей: «Ужесточение риторики не ведет за собой радикализации, это скорее не попытки расширить электоральную нишу, а закрепиться в той, что есть. Ведь если у лояльно-оппозиционного кентавра отвалится оппозиционная часть, то КПРФ окончательно станет похожа на прочие партии». Макаркин подтвердил «НГ», что показательное ужесточение риторики могло бы расширить электоральную базу, но проблема коммунистов в отсутствии широких каналов коммуникации. Партийные ресурсы посмотрит актив, но вряд ли туда заглянет, например, беспартийная молодежь. «После начала СВО сохранение оппозиционной идентичности для КПРФ единственный способ сохранить оставшихся избирателей, то есть свое лицо. Но достучаться до избирателей новых для партии просто технически сложно», – заметил эксперт.

ng.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

Давеча Интере просмотрел материалы совещания (простите) (ЭТИХ) "на панели" в Высшей партийной школе "ЕР" по борьбе в их понимании с оппозицией, конкретно с КПРФ и д.р. Как то грустно с переходом на уныние стало. Моё мнение: неуместно именоваться "ЭТИМ" правящей партией "КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА", если речь вели о ярой непримиримости.
Дураки бывают зимние и летние. Зимний дурак входит в дом. Снимает ушанку. Снимает шубу. Разматывает шарф. Снимает валеники. И тут видно, что он дурак. А летний дурак заходит в дом, и с порога видно: дурак.