20 сентября празднует юбилей судья, председатель Арбитражного суда Хакасии в почетной отставке, заслуженный юрист Российской Федерации, Наталья Сенаторова.
В преддверии юбилея Наталья Николаевна поделилась с пресс-службой Арбитражного суда РХ личной информацией, которой нет в официальных источниках.
- Наталья Николаевна, вы стояли у истоков создания Государственного арбитража Хакасской автономной области и руководили судом более 17 лет.
За годы руководства судом вам удалось создать высококвалифицированный сплоченный судейский корпус, а ваша деятельность в Совете судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, органах судейского сообщества республики и активная жизненная позиция способствовали формированию авторитета арбитражного суда в судебной системе Республики Хакасия, Восточно-Сибирского округа и России в целом.
Ваши знания и неоценимый опыт всегда были направлены на поддержание позитивного имиджа суда. Благодаря вам осуществился переезд суда в новое современное здание, оснащенное новейшей техникой, с просторными залами судебных заседаний, где созданы комфортные условия для работы.
Сейчас вы находитесь в почетной отставке, имеете высший квалификационный класс судьи, вам присвоены звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Почетный работник судебной системы».
Расскажите, какие личности, события, обстоятельства вашей жизни повлияли на выбор профессии судьи?
- Может быть, вы удивитесь, но у меня не было мечты стать судьей. Это произошло по воле обстоятельств. С 1987 года я работала в Госарбитраже Красноярского края, а в 1989 году приняла предложение Хакасского обкома КПСС и переехала в Абакан, где нужно было создавать и организовывать работу Госарбитража Хакасии. А через два года был принят закон «Об арбитражных судах», вступивший в законную силу с 1 октября 1991 года. В соответствии с ним государственные арбитражи преобразовались в арбитражные суды, а государственные арбитры были избраны судьями. Председатель арбитражного суда, как и его заместители, будучи избранными на эти должности, являются судьями. Вот так и я стала судьей. И в общем-то не жалею об этом.
Сложно ли было начинать буквально с нуля – создать и руководить Государственным арбитражом Хакасской автономной области, а затем арбитражным судом?
- Конечно, было сложновато, но помогло то, что, как уже сказала, два года работала в Государственном арбитраже Красноярского края, который дал мне многое, в том числе опыт организации работы по рассмотрению споров. Когда уже сформировался Госарбитраж Хакасии, нас было сначала пять человек, из которых три арбитра вместе с главным, потом нам добавили технических работников, стало 7 человек. А в феврале 1992 года мы из Госарбитража преобразовались в арбитражный суд со штатной численностью 42 единицы, в том числе 18 судей. Здесь были свои какие-то сложности, но все равно было легче, потому что учреждение как таковое было создано, коллектив, изначально небольшой, но уже был и со своими правилами организации работы. Вот героиня фильма «Москва слезам не верит» на вопрос своей подруги, сколько людей у нее в подчинении, ответила, что трудно с тремя, а когда троих научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения. Это и про мой случай.
- Кто вас в это время поддерживал, «откуда черпали силы» для работы и семьи?
— В Хакасии в вопросах организации работы Госарбитража была оказана поддержка со стороны органов власти, руководителей предприятий, заинтересованных в нашей работе в Абакане. Я признательна председателю Хакасского облисполкома Галине Алексеевне Трошкиной, начальнику Управления снабжения и сбыта Валерию Борисовичу Логинову за понимание возникавших организационных проблем и их решение. Например, в те годы мебель, канцтовары, шторы на окна - это все только по разнарядкам можно было приобрести, тогда действовало государственное распределение товаров. Моральную поддержку и помощь мне оказывала главный государственный арбитр Красноярского края, впоследствии председатель Арбитражного суда Красноярского края Тамара Ивановна Машкина. Госарбитраж Хакасии принял на себя приличное количество дел, и красноярцам стало полегче. А семья моя больше страдала от того, что я была занята работой. Но это было необходимо. А ещё мы все, коллектив арбитражного суда, были молоды, сильны и горели желанием выполнять свою работу должным образом. Я с теплом вспоминаю своих коллег - судей, работников аппарата - и благодарна им за взаимопонимание и поддержку. Многие из них отдали арбитражному суду не одно десятилетие.
- Какие требования вы предъявляли к кандидатам на должности судей и сотрудникам аппарата суда?
- В отношении судей: с самого начала деятельности арбитражных судов существует законодательный порядок отбора кандидатов на должности судей. Для замещения должностей в аппарате суда в настоящее время проводятся конкурсы, а раньше подбор осуществлялся руководителем и кадровой службой. Главным моим критерием были слова Вениамина Федоровича Яковлева, первого председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который как-то сказал нам, председателям арбитражных судов, что работать можно и нужно с теми, кто хочет научиться работать как положено. Те, кто хотел научиться работе в арбитражном суде, могли при наличии прочих необходимых условий, предусмотренных нормативными правовыми актами, рассчитывать на положительное решение вопроса о приеме на работу в аппарат арбитражного суда. В суде очень быстро становится видно, стоит ли с человеком дальше работать, учить его, потому что в «конвейере» арбитражного делопроизводства каждый имеет значение на своем этапе, работа каждого видна, не спрячешься за спину кого-то другого. А общий результат зависит от отлаженной и профессиональной работы всех.
- Как вам удалось создать высококвалифицированный сплоченный судейский корпус?
— Можно расширить вопрос, говоря не только о судейском корпусе. В суде, как я уже сказала, работа каждого важна. Поэтому буду говорить обо всем коллективе суда. Могу сказать, что коллектив, в общем-то, создавал себя сам. И председатель суда - он не вне, он часть коллектива. И его обязанности, как и обязанности каждого работника в суде - и судей, и помощников судей, секретарей и других - определены федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами, локальными актами, должностными инструкциями. Ясное, четкое представление о своих обязанностях и о том, как они должны исполняться, понимание, что от каждого зависит общий результат - вот это сплачивает коллектив. Постоянное обучение, помощь и взаимопомощь. И общая ответственность, вне зависимости от того, кто какую должность занимает. И когда общий результат хороший, а он достойный за все годы работы нашего арбитражного суда, это согревает всех, от канцелярии до архива, включая и руководство суда, судей, работников аппарата. Это и есть та база, на основе которой вырос, как Вы сказали, сплочённый квалифицированный коллектив Арбитражного суда Республики Хакасия, работающий уже во втором поколении.
- На ваш взгляд, что самое сложное в профессии судьи?
- Наверное, самое сложное – это самоотдача и занятость, потому что профессия судьи - она 24/7. Хотя есть режим рабочего времени, отдыха и сна, тем не менее, голова не отдыхает. Головой судья все время находится, так сказать, в процессе анализа, осмысления информации, которой он обладает по делу, судебной практики, которую он изучает, в том числе вместе с помощником, и того, какое решение по делу принимать. Тем более, что судья постоянно находится в состоянии выполнения многих задач, т.е. когда у него находится не одно дело в производстве, а много. По каждому делу нужно осуществить какие-то процессуальные действия, принимать решения в обусловленные сроки, т.е. это постоянная мыслительная работа. Вторая сложность состоит в том, что судейский статус связан с определенными ограничениями в дружеских отношениях, в близких отношениях, по поводу того, чтобы поделиться с кем-то информацией или получить информацию. Суд это не лавка по раздаче благ, а это государственный орган власти, орган по отправлению правосудия, который руководствуется законом.
- С учетом ваших знаний и неоценимого опыта, что можете посоветовать молодому поколению, интересующемуся профессией судьи, на что обращать особое внимание при обучении, к чему быть готовыми?
- В принципе, я уже сказала об определенных сложностях для судей. Преподавая в университете, неустанно говорила студентам (преподавала я в основном арбитражный процесс): вот вы сейчас отучитесь, и прошу вас не заблуждаться относительно того, что вы получите диплом и на этом закончится ваше обучение. Вам придется учиться всю жизнь, а если вы хотите стать судьей, тем более нужно быть готовым к тому, что вам придется учиться, потому что судебная практика, законодательство имеют свойство меняться, и за всем этим нужно следить, все это учитывать в своей работе. Второе: если вы хотите стать судьями, уже сейчас, будучи потенциальными кандидатами, нужно быть законопослушными, соблюдать закон и правила. Те же правила дорожного движения - для будущего судьи это очень важно. Прочитать закон о статусе судей, кодекс судейской этики, как должен, как может позволить себя вести судья, и примерить к своим чертам характера. Есть ли способности к аналитическому мышлению. Это очень важная способность для судьи. Если у человека нет способности к анализу информации, у него не получится эта работа, а помощник за него это не сделает.
- Наталья Николаевна, вы довольно долго уже находитесь в отставке, чему посвящаете свое время?
— Находясь в отставке, некоторое время я продолжала работать: преподавала в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова, была директором Института истории и права, возглавляла Городскую правовую службу «Кодекс».
Когда-то я поступила в музыкальную школу им. А. А. Кенеля, хотела научиться играть на гитаре. Но это было одно из первых желаний после ухода в отставку. Долго не проучилась, всего три месяца. Потом я изучала английский язык, совершенствовала свои знания, потому что путешествовала, в том числе, за рубеж. Далее стала изучать Серебряный век: поэтов, художников, писателей. Они увлекли меня своими биографиями, и я пристрастилась к биографической литературе. Затем стала заниматься родословной семей своих родителей: моего отца, Сенаторова Николая Ивановича, и моей мамы, Сенаторовой (Боргардт) Эммы Андреевны. Я написала две небольшие книжки - родословные для своих родственников. Несколько последних лет изучаю историю искусства. А искусство - это космос.
Наталья Николаевна, спасибо вам огромное за интересную и обстоятельную беседу. Что Вы пожелаете нашему коллективу Арбитражного суда Республики Хакасия?
— Всем судьям и работникам аппарата Арбитражного суда Республики Хакасия желаю дальнейшего профессионального совершенствования, здоровья, благополучия!
Комментарии