Экс-замминистра обороны Дмитрий Булгаков, на протяжении 14 лет отвечавший за материально-техническое обеспечении ВС России, стал четвёртым арестованным "звёздным" чиновником из руководства военного ведомства. В настоящее время ему инкриминируются махинации в поставках пайков в воинские части на 1,3 млрд рублей. Это означает, что приблизительные откаты составляли примерно треть от общей стоимости продукции, произведённой приближёнными к Булгакову компаниями. Однако это, по данным источников Царьграда, только вершина айсберга, который пытаются расколоть следователи. В реальности суммы хищений могут быть во много раз больше.
Генерала армии Дмитрия Булгакова оперативники военной контрразведки задержали в его подмосковном особняке. В ходе обысков в коттедже и квартирах, принадлежащих семье экс-замминистра, уволенного почти два года назад, спустя несколько дней после начала частичной мобилизации, были изъяты, как сообщил источник Царьграда, "документы и носители информации, представляющие интерес для следствия", а также "значительная сумма денег наличными".
В Следственном комитете о задержании бывшего главного тыловика Вооружённых сил России сообщили скупо:
В Главном следственном управлении СК России расследуется уголовное дело коррупционной направленности, в рамках которого Дмитрию Булгакову, занимавшему в 2008-2022 годах должность заместителя министра обороны Российской Федерации, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. С фигурантом проводятся необходимые следственные действия.
По данным "Первого русского", речь идёт о поставках в воинские части некачественных сухпайков, которые производились по контракту Минобороны с компанией "Грязинский пищевой комбинат": в их составе мясо говядины заменялось на более дешёвое куриное или свиное. В материалах дела фигурируют 9 миллионов таких некачественных пайков, а ущерб на данный момент оценивается в 1,3 млрд рублей.
Но это только пока. Не исключено, что генералу, который, по версии следствия, стоял во главе коррупционной схемы (опять же пока — кто знает, куда потянутся ниточки далее?), предъявят и другие обвинения. Например, о снабжении военнослужащих в зоне СВО формой, бронежилетами, берцами, касками и т.д.
26 июля Булгаков был арестован и отправлен в СИЗО "Лефортово", где уже содержится в настоящее время целый ряд высокопоставленных чинов Минобороны. Ранее, напомним, под стражу были помещены: 24 апреля — "гламурный" замминистра обороны Тимур Иванов (курировал управление имуществом ВС, строительство и подряды гособоронзаказа для военных нужд), 13 мая — начальник Главного управления кадров (ГУК) Минобороны генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, 22 мая — начальник Главного управления связи (ГУС) Минобороны генерал-лейтенант Вадим Шамарин.
Почётный тыловик: Скандалы в карьере генерала проходили без последствий
Карьера Дмитрия Булгакова /structure.mil.ru/management/info.htm?id=10330303@SD_Employee">связана с вопросами материально-технического снабжения ещё с курсантских погон: он сначала окончил Вольское высшее военное училище тыла (1976 г.), потом Военную академию тыла и транспорта (1984 г.), затем служил на различных тыловых должностях в Забайкалье, далее, после Академии Генштаба (1996 г.), получил назначение на должность замначальника тыла Московского ВО. Вскоре, всего через год, его повысили до 1-го замначальника тыла ВС, а ещё через десять лет, в 2008-м, он занял пост замминистра обороны и начальника тыла Вооружённых сил.
Так вот, нынешние претензии следственных органов далеко не первые в его службе на посту замминистра. Собственно, это началось с самого начала пребывания Булгакова в должности. Но он умудрялся выходить сухим из воды и при министре обороны Анатолии Сердюкове, и при сменившем последнего Сергее Шойгу.
В своём большом расследовании о провалах снабжения войск в первый год СВО, опубликованном в декабре 2022-го, мы рассказывали о некоторых таких историях.
Так, ещё в 2010 году в военном ведомстве вспыхнул огромный скандал по поставкам в войска так называемых "индивидуальных рационов питания" (ИРП), то есть "сухих пайков". Тогда военные прокуроры в ходе масштабной проверки выяснили, что руководство Центрального продовольственного управления Минобороны России заключило госконтракт на поставку более 60 тысяч сухпайков с компанией НПО "Проектспецтехника" (ликвидировано в 2015 г.).
В акте Рособоронзаказа, на который в материалах проверки ссылается Главная военная прокуратура (ГВП), указывается, что по намеченному плану к 1 октября 2009 года в войска должны были поставить 728 тысяч комплектов ИРП, а реально же войска получили... менее 60 тысяч комплектов (всего — порядка 8%).
Коммерсанты не только не выполнили обязательства по срокам контракта , но и, как показала проверка, снабдили воинские части "пайками" по своим показателям, не соответствующим установленным требованиям. В связи с этим Главная военная прокуратура внесла представления в адрес начальника тыла Вооружённых сил Российской Федерации — заместителя министра обороны Российской Федерации и начальника управления государственного заказа Минобороны России об устранении нарушения федерального законодательства,
— отмечалось в заявлении ГВП.
Этот самый замминистра обороны и есть Дмитрий Булгаков. Когда поднялся шум (Рособоронзаказ провёл аудит, выявивший громадную недостачу), с подрядчиком пришлось судиться, с него требовали выплатить штраф в размере 247 млн рублей (изначально меньше, потом требования уточнили), однако компенсировать удалось лишь 8,5 млн.
Карточка арбитражного иска Минобороны к подрядчику//Скриншот страницы сайта АС Москвы из веб-архива
Странное дело, отмечает наш источник: именно тыловики (во главе с Булгаковым), которые курировали все эти поставки, должны были разбиться в лепёшку, но как минимум вернуть нанесённый государству ущерб, но... почему-то им не удалось доказать правомочность своих претензий.
Итог разборок в суде: 8,5 млн рублей компенсации вместо 247 млн//Скриншот выдержки решения АС Москвы.
Министра Сердюкова, к слову, уволили (не только за пайки, разумеется), а вот Булгаков свой пост замглавы военного ведомства сохранил.
А в 2017-м получила резонанс ещё одна схема, донельзя схожая с предыдущей и очень-очень сильно напоминающая нынешнюю. И вновь хорошо отработала ГВП, чьи сотрудники раскопали "признаки мошенничества" при поставках сухпайков производства подконтрольного Минобороны Барышского комбината для внутренних войск МВД (на тот момент ВВ ещё не входили в Росгвардию) по контракту, заключённому в 2015 году.
Там вообще вышла детективно-конспирологическая история. Госконтракт на поставки пайков для ВВ на 681 млн рублей с МВД подписало ООО "Оборонпродкомплект", учредителем которого сначала был некий предприниматель Денис Баринов, а с 2017-го собственником компании стала... британская фирма "Кайта Партнершип ЛТД"!
Фирма, которой с 2017-го владела британская компания, выступала регулярным участником госзакупок//Скриншот страницы сайта checko.ru
И военные прокуроры, проведя экспертизы, установили, что эти самые ИРП производства Барышского мясокомбината, поставленные "Оборонпродкомплектом" во Внутренние войска, содержали продукты, "недопустимые для употребления в пищу".
Самое интересное, что ГВП на этом не остановилась. Проверкам подверглись и поставки сухпайков уже в воинские части Минобороны. И оказалось, что свыше 500 тысяч комплектов ИРП на сумму порядка 320 млн рублей также не были пригодны к потреблению. Заместитель главного военного прокурора Андрей Никулищин направил представление в адрес замминистра обороны Дмитрия Булгакова.
Сумма контракта на организацию питания для нужд армии в 2015-2017 годах составляла 115 млрд рублей. Соисполнителями вместе с "Военторгом" выступили Барышский комбинат и... Грязинский пищевой комбинат (тот самый, что фигурирует в деле Булгакова сейчас). Они отгрузили в Вооружённые силы более 8 млн ИРП.
В выборке, произведённой в ходе расследования, обнаружились консервы, в которые содержались недопустимые химические компоненты, а также "натуральный свиной шпик полностью заменён искусственно созданным эмульсионным жировым продуктом".
И что же?
Чересчур ретивого замглавы ГВП вскоре неожиданно отправили в отставку (по данным на август прошлого года, он занимал должность замгендиректора по взаимодействию с госорганами концерна "Калашников"). А Булгаков сохранил свой пост.
Где обмундирование, Булгаков?
Между тем стоит здесь указать, что ведь не только питание вызывало претензии, особенно громко зазвучавшие после начала нынешней спецоперации. А нехватка с обмундированием?! Помните, как возмущались в Госдуме, когда вдруг оказалось, что "куда-то делись полтора миллиона комплектов формы", хранившейся на пунктах приёма личного состава? И призванные резервисты вынуждены были покупать всё необходимое в частных военторгах.
При этом только в 2014–2016 годах Минобороны заплатило за "закупку вещевого имущества для нужд Минобороны Российской Федерации" свыше 14 млрд рублей. Царьград нашёл несколько десятков таких контрактов. За приобретение отвечал департамент госзакупок МО, распределением — служба тыла.
Кстати, в 2012-м с подачи всё той же Главной военной прокуратуры вспыхнул скандал с формой, дизайн которой разработал Валентин Юдашкин. И вопрос не в том, что он придумал и накроил: модельер представил опытные образцы, а вот военные чиновники перекроили по-своему — решили удешевить производство и самовольно заменили материалы и убрали подстёжку брюк и курток. Тоже ведь было представление. А толку?
Булгаков, кстати, за два года до СВО хвастался — мол, обмундирование зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Бойцы, которые бьются на передовой, рассказывали нам совсем другое.
А ведь через структуры, подчинённые замминистра Булгакову — генералу армии, получившему самое высокое звание государства — Героя России, прокручивались огромнейшие суммы, сотни миллиардов рублей. И воровство в гарнизонах, именно по части тыловиков, процветало махровым цветом: за последние восемь лет гарнизонные военные суды вынесли свыше пятисот приговоров за пропажу имущества с вещевых складов (данные из ГАС "Правосудие").
Самый громкий пример — получение взяток на сумму свыше 600 миллионов рублей (ущерб более миллиарда) непосредственным подчинённым Булгакова — начальником продовольственного управления Минобороны Александром Бережным и рядом его сослуживцев-подельников.
Секрет фирмы: курятина и свинина вместо говядины
...Спустя несколько дней после начала спецоперации Дмитрия Булгакова сняли-таки с поста замминистра обороны. Но — отправили главным инспектором Минобороны.
Наши источники, впрочем, тогда уже предполагали, что этой "почётной ссылкой" всё не закончится. И оказались правы.
19 апреля текущего года были задержаны совладельцы Грязинского пищевого комбината Александр Михайленко (в посте объединённой пресс-службы судов общей юрисдикции Москвы в написании его фамилии была допущена ошибка — пропала буква "й", в судебных решениях, однако, фамилия написана верно), Эльвира Смирнова и Валерий Ковалевич. Им инкриминируется ч. 4 статьи 160 УК ("Присвоение или растрата").
По версии следствия, фигуранты обвиняются в ненадлежащей организации услуг по организации питания для нужд Минобороны Российской Федерации, контракты, которые были заведомо завышены, превышали расходы по их приготовлению и не соответствовали качеству продукции,
— указывается в сообщении пресс-службы Басманного суда столицы.
В апреле фигуранты были изначально арестованы до 19 июня...//Скриншот поста из ТГ-канала t.me/moscowcourts
...затем суд, по ходатайству следствия, продлил им содержание под стражей до 18 сентября с.г.//Скриншот решения Басманного суда
О чём речь?
Хитрецы, по версии следствия, выпускали подделку, которая затем направлялась в войска: заменяли одни ингредиенты другими, что удешевляло их стоимость. В частности, вместо говядины использовали более дешёвую свинину или вообще курятину.
Описание ИРП на интернет-ресурсе Грязинского пищевого комбината//Скриншот страницы сайта paogpk.ru
Соответственно, помимо того, что происходила хорошо налаженная и продолжительная по времени махинация (за откаты, само собой), наносился ещё и вполне конкретный физический вред: пайки имели энергетическую ценность ниже требуемой. А это далеко не шутки, ведь все пропорции взяты не из чьих-то "хотелок", а исходя из расчётов, сколько и в каком количестве необходимо получать взрослому мужчине в условиях повышенных физических нагрузок. А фронт — то самое место, с "нагрузками" (ещё какими) - и с постоянным стрессом.
При этом набор ИРП (сухпаёк) преспокойно продавался на маркетплейсах, когда в нём была явная необходимость в войсках, а мобилизованные скупали его в частных военторгах. Кстати, и сейчас его тоже реально найти без труда. Стоимость — от 386 рублей, если брать оптом (300 шт.), и выше (есть предложения по 500-550 рублей) в розницу. Можно купить по всей России — в Северной Осетии, Москве, Екатеринбурге и т.д.
В Сети много предложений по продаже сухпайков производства Грязинского пищевого комбината и сейчас//Скриншот страницы сайта avito.ru
Как они умудрялись оставаться безнаказанными и почему получили такой карт-бланш?
Откаты доходили до 40 процентов?!
Что же, есть один "секретик". По информации Царьграда, один из арестованных, Александр Михайленко, был председателем Третейского суда при Минобороны. Он ровесник Дмитрия Булгакова и тоже, как и генерал армии, является выпускником Военной академии тыла и транспорта (по нашим данным, они выпустились в один год), после окончания которой служил в структурных подразделениях продслужбы и затем стал начальником юридической службы Центрального продовольственного управления Минобороны.
А Третейский суд, как рассказывал Михайленко в интервью "Красной звезде" в 2001 году, как раз и занимается "обеспечением защиты прав и охраняемых законом интересов воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Минобороны России при разрешении хозяйственных споров". То есть вопросы взаимодействия между в/ч и поставщиками - в его компетенции.
Александр Михайленко, как и Дмитрий Булгаков, — выпускник Военной академии тыла//Скриншоты поста из ТГ-канала t.me/moscowcourts и страницы сайта old.redstar.ru
По информации наших собеседников в силовых структурах, сейчас в материалах уголовного дела, по которому проходит генерал Булгаков, фигурируют 9 млн сухпайков, поставленных в войска по завышенной цене. Ущерб оценивается в 1,3 млрд рублей.
Эти две величины, при верной оценке, говорят о многом. Так, если закупочная стоимость одного набора ИРП составляла 420 рублей (такие цифры нам называли источники), то искомые 9 миллионов — это уже 3 млрд 780 миллионов рублей. А ущерб в 1,3 млрд вполне может означать, что откаты составляли 34 процента. И, к слову, уменьшение закупочной стоимости, скажем, до 320 рублей — в данном случае и вовсе беда: тогда размер мзды (т.е. тот самый ущерб) возрастёт до 45%. Ну и так далее.
Свинина и курятина вместо говядины в пайках, надо полагать, появились не случайно: Александр Михайленко, помимо того, что он был учредителем ГПК, является владельцем ещё ряда предприятий, в том числе по выращиванию свиней (в Ейске Краснодарского края) и по производству консервов (в г. Грязи, по соседству с комбинатом).
Жена — хозяйка, генерал — служивый
Примечательно, что генерал армии, как и следует чиновнику с его статусом, привык жить на широкую ногу. Согласно последней опубликованной декларации (за 2019 г.), он получил годовой доход в 15 миллионов рублей, но при этом практически ничего не имел в собственности из имущества: только 109-метровая квартира в долевой собственности (вторая половина принадлежит супруге) в Тропарёве.
Зато его жена указала владение тремя земельными участками и шикарным особняком на 622 "квадрата", а также двумя автомобилями — "Тойотой" и "Лексусом".
Основная часть имущества в декларации записана на супругу//Скриншот страницы сайта declarator.org
Как сообщают источники, стоимость особняка, расположенного в элитном коттеджном посёлке закрытого типа в Красногорском районе, может доходить до 100 миллионов рублей, квартиры — до 40 миллионов, второго дома — от 65 млн руб., участков — по 10-15 миллионов.
Кроме того, СМИ сообщали, что он, находясь в служебной командировке в Сирии в 2017-м, обзавёлся дачей в Тартусе, при этом военнослужащие жаловались, что питаться им приходилось за свой счёт, покупая еду у местных — и всё потому, что эти самые сухпайки (ИРП) кушать было невозможно. Подтверждения тому, что у генерала есть недвижимость в САР, мы не получили. А вот по поводу питания — проблемы были.
Интересно также, что во время обыска в особняке арестованного экс-военачальника обнаружились многочисленные портреты в тяжёлых рамах — с его собственным изображением (в том числе в генеральской форме Российской Империи) и коллажного типа — с коллегами, экс-министром Сергеем Шойгу и другими замами, представшими в роли командиров Красной армии. Наш источник предполагает, что скорее всего, значительная часть из них — подарки благодарных подчинённых и, так скажем, компаньонов.
Подарки от благодарных подчинённых и друзей-"контрагентов"//Скриншот поста из ТГ-канала t.me/tsargradtv
В настоящее время имущество и банковские счета Дмитрия Булгакова арестованы.
Что с того?
По нашим сведениям, показания на генерала армии могли дать топ-менеджеры Грязинского комбината. Но, полагают источники, это только лишь вершина айсберга. В реальности, маховик только начинает раскручиваться.
Всё очевидно: увольнение замминистра на старте мобилизации в 2022-го не могло быть некоей "эмоцией". И оно было проведено, как теперь уже ясно, по прямой санкции Верховного главнокомандующего. И назначение его на тихую и спокойную должность инспектора, естественно, также не было случайностью. Следователи и контрразведчики провернули огромный пласт работы. И она, эта работа, продолжается. Собственно, уже с арестом Тимура Иванова и после назначения Андрея Рэмовича (Белоусова) новым министром обороны все поняли: предстоит большая встряска,
— говорит источник.
Да, продолжает он, плохо во время войны менять военачальников. Но ещё хуже, если их действия идут во вред воюющей армии. И тот самый "аудит Вооружённых сил", который затеял Белоусов, — продолжается, а это в том числе огромный пласт всяких контрактов. Поэтому "закрыли" не только Иванова, Шамарина, Кузнецова, но и, скажем, нескольких "подрядчиков-контрагентов", включая бывшего главу Военно-строительной компании Андрея Белкова, а также ещё ряд фигурантов.
Сам Булгаков тоже, есть такие данные, не молчит, а сотрудничает со следствием. Так что всё интересное, видимо, ещё впереди.
Комментарии