Несмотря на титанические усилия администрации Джо Байдена по санкционному давлению на Россию, реальный эффект от рестрикций более чем скромный. Рубль "обвалился" на 8%, добиться от ЕС эмбарго на импорт русских энергоносителей не вышло, от SWIFT отключили только несколько банков. А главное: Кремль продолжает спецоперацию, вопреки инсинуациям "партии поражения" в высшем руководстве нашей страны. Демпартии США срочно нужны хоть какие-то победы. В противном случае рассчитывать на переизбрание не приходится. Поэтому Вашингтон решил создать картинку дефолта России по внешним обязательствам – искусственную, но для СМИ сойдёт.
Прошло уже больше месяца с начала специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Ровно столько же прошло с введения против нашей страны самых жёстких санкций в новейшей истории, которые имеют одну-единственную цель – уже не сдерживания, а уничтожения России, о чём едва ли не прямо заявляют лидеры западных государств. Однако при этом в североамериканских и европейских столицах, видимо, запамятовали, что рестрикции – не самый рабочий инструмент. Они не помогли изменить политический курс Кубы, Венесуэлы, Ирана, Северной Кореи, Белоруссии. С какого рожна они должны поменять политику великой державы с крупнейшим ядерным арсеналом на планете?
Санкционный тарантас увяз в грязи
Неэффективность санкций постепенно начинают признавать первые лица США и ЕС. Заявления Байдена о "долларе по 200" вызвали лишь недоумение и смех. Американская валюта, достигавшая в начале марта 140 рублей, сейчас торгуется в районе 83-84 – то есть на уровне, близком к дооперационному (разница в 8% может быть легко преодолена за короткий промежуток времени в случае стабилизации внешнеполитической ситуации). Даже откровенно русофобский британский журнал The Economist удивлённо говорит, дескать, экономика России поживает "лучше, чем вы думаете".
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель растерянно сетует на удивительную стойкость русской национальной валюты.
Рубль продемонстрировал сильную устойчивость. Путин сейчас настаивает на том, чтобы за газ платили в рублях, чтобы поддержать валюту. Посмотрим, что произойдёт,
– сказал евробюрократ в интервью радиостанции COPE.
Впрочем, и Вашингтону, и Брюсселю нужны быстрые "перемоги". В противном случае их же леволиберальный избиратель спросит: почему с Россией ничего не происходит? В югославском вопросе всё было проще. Санкции против Белграда очень скоро привели к тотальному социально-экономическому коллапсу. До конца 1993 года инфляция составила до 1 000 000% (вы не ошиблись, прописью: до одного миллиона). Каждый второй ребёнок сербской столицы был истощён, в белградской клинике акушерства и гинекологии "Народный фронт" в 1994 году умерло 15% новорождённых (для сравнения: в 1989-м – 2%). Калорийность питания населения за 1,5 года сократилось на треть. На города братской нам страны было больно смотреть. Зато западные медиа могли порадоваться – есть ещё порох в пороховницах!
Путинская Россия – не Югославия Милошевича. Огромная страна от Балтийского моря до Тихого океана, полностью обеспечивающая свою продовольственную безопасность и надёжно защищённая ядерным куполом. Инфляция по итогам 2022-го ожидается на уровне 18%. В Турции, стране-члене НАТО, без всяких санкций рост цен пробил отметку 61%, в США – 7,9%, рекорд за 40 (!) лет, и будет только хуже. В общем, с картинкой как-то не клеится. А "перемога" ой как нужна.
Поэтому Белый дом придумал хитрый ход. Заставить нашу страну хотя бы формально объявить дефолт по внешнему долгу. Как сообщает информационное агентство Reuters, американский Минфин не разрешил банку JP Morgan Chase обработку последнего платежа России по облигациям со сроком погашения в 2022 и 2042 годах. Финансовое ведомство не разрешит осуществлять любые долларовые платежи по задолженности со счетов правительства России в финансовых институтах Соединённых Штатов Америки. А значит, погасить внешнюю задолженность Москва не сможет никак – не принимают деньги, что тут поделаешь?
Как бы то ни было, совершенно очевидно одно: погашать внешний долг после заморозки наших золотовалютных резервов нельзя ни в коем случае. Правительство в лице Министерства финансов вообще не должно осуществлять какие-либо платежи в пользу резидентов из недружественных стран, это табу. Хоть в рублях, хоть в долларах, хоть в тенге – не имеет значения. Пока нам не вернут резервы, разговаривать с "западными партнёрами" не о чем. Рестрикции против ЗВР России – это откровенная экономическая агрессия.
Неужели после 24 февраля до Антона Силуанова не дошло, что с жуликами не надо играть по их правилам? Антон Германович пыжился, говорил, что Россия будет выплачивать задолженность в любом случае, даже схему разработал по выплате в рублях из ЗВР. Но теперь, собственно говоря, барыги из-за океана сами запретили это делать, смачно потоптавшись на нашем либеральном министре.
Для системных либералов типа Силуанова наступили времена, к которым они были не готовы от слова совсем. То, что сейчас происходит, попросту не укладывается в их голове. Как можно у России, крупнейшей страны Европы, взять и заблокировать 300 миллиардов? А как же правила рынка? Это ведь приведёт к разбалансированию экономики. Как можно арестовывать счета, яхты, недвижимость? Есть правовой механизм, который не позволяет трогать священную и неприкосновенную частную собственность! Не понять таким персонажам, что существуют вещи гораздо важнее экономической выгоды или декларируемой идеологии – например, геополитика. И в геополитической войне все средства хороши. Данный принцип хорошо понимают и в Кремле, и в Еврокомиссии, и в Белом доме. На Ильинке, к сожалению, ещё не поняли, судя по действиям господина министра.
Что с того?
Пускай будет дефолт по внешним обязательствам – нам всё равно. Это чисто либеральное понятие, которое к реальности не имеет никакого отношения. Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья. Россия в состоянии погасить долг, если у неё будет доступ к своим же резервам. Не будет доступа – уж извините. Ну а для администрации Джо Байдена будет пиррова победа – глядите, мол, мы довели Россию до дефолта.
Красивая картинка обеспечена, по крайней мере на пару дней, пока граждане опять не начнут задаваться вопросом: отчего Россия всё ещё держится, если у неё такое плохое положение? Придётся придумывать новые схемы и делать новые сценки для средств массовой информации. Рейтинг Fitch опустить до уровня D- (ради такого дела можно даже выдумать новую оценку). Или опубликовать какое-нибудь исследование, в котором будет сказано, что инвестиционная привлекательность русской экономики упала на 146%. Ладно, не будем давать подсказок американским "стратегам". Сами всё придумают, они мастера.